УИД 63RS0042-01-2020-003261-62
Дело № 2-302/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2021 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Маркеловой М.О.,
при секретаре Алехиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/21 исковое заявление Администрации г.о. Самара к ФИО2 о взыскании денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация г.о. Самара, обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании в доход бюджета городского округа Самара денежных средств в размере <...> рублей, предоставленных ответчику в качестве социальной выплаты на приобретение жилого помещения на состав семьи из трех человек, в том числе на супруга ФИО4 и сына ФИО5 В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от <дата> № ФИО2, работнику муниципального учреждения г.о. Самара предоставлена социальная выплата в размере <...> рублей для приобретения жилого помещения на состав семьи три человека. В целях получения данной выплаты, ФИО2 <дата> предоставлено заявление о предоставлении ей с семьей в количестве трех человек, с приложением, в том числе, справки Куйбышевской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ от <дата>, согласно которой ФИО2, работник МБОУ «Школа № 57» г.о. Самара, <дата> принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при управлении образования Куйбышевского района. При этом, согласно ст. 31 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.02.2005, предусматривалось принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При этом п. 19 ранее действовавшего порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 355, на предприятии, учреждении, организации возлагалась обязанность ежегодной перерегистрации граждан, состоявших на учете для улучшения жилищных условий, в соответствующий исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Исходя из указанных документов решение о признании ФИО2 нуждающейся в жилом помещении принималось работодателем 12.12.2006, то есть после введения с 01.03.2005 в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства. Жилищным кодексом РФ с 01.01.2005 не предусмотрено признание граждан нуждающимися в жилых помещениях (за исключением жилых помещений специализированного жилищного фонда из числа служебных) работодателем. Согласно информации Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара сведений о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2 не имеется. Таким образом, на момент принятия Координационным советом решения о предоставлении социальной выплаты ФИО2, семья ответчика не была признана в установленном порядке, нуждающейся в жилом помещении. Следовательно, правовые основания для предоставления ей указанной социальной выплаты отсутствовали. Указанные обстоятельства установлены прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения Департаментом управления имуществом г.о. Самара жилищного законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от <дата> № распоряжение №, в соответствии с которым ФИО2 была предоставлена социальная выплата в размере <...> рублей для приобретения жилого помещения на состав семьи их трех человек, отменено. Письмом от <дата> № истцом в адрес ответчика было направлено распоряжение № с просьбой возвратить денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты, в размере <...> рублей. На данное письмо поступил ответ ФИО2, о том, что она не усматривает оснований для возврата полученных ею в качестве социальной выплаты денежных средств. На основании вышеизложенных обстоятельств, истец усматривает со стороны ФИО2 неосновательное обогащение на сумму <...> рублей, которую просит взыскать с ответчика в доход бюджета г.о. Самара.
Представитель истца Администрации г.о. Самара ФИО8, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала, по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить. Срок исковой давности полагала подлежащим исчислению с <дата> – даты вынесения прокуратурой <адрес> представления об устранении нарушений жилищного законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, который истцом не пропущен.
В судебном заседании представители ответчика ФИО2 – ФИО10 и ФИО9 действующие на основании доверенности, просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что ответчик и ее семья соответствовали всем требованиям, необходимым для получения социальной выплаты, для получения жилья. Ответчиком были предоставлены все необходимые документы для включения ее в состав участников муниципальной программы г.о. Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений г.о. Самара» на 2014-2018 годы. По итогам рассмотрения предоставленных ответчиком документов, было принято решение о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения. <дата> ответчиком был заключен договор купли-продажи квартиры с использованием социальной выплаты. Также просили применить срок исковой давности, который подлежит исчислению с момента предоставления ответчику свидетельства о праве на получение социальной выплаты, то есть с <дата>.
Представитель третьего лица Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара ФИО11, действующая по доверенности, полагала исковые требования Администрации г.о. Самара обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Суд, изучив материалы дела, выслушав участником процесса, приходит к следующему.
Постановлением Администрации г.о. Самара от 30.05.2013 № 522 «Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014 – 2021 годы» утверждена муниципальная программа городского округа Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014 - 2021 годы.
Приложением № 4 к Программе утвержден Порядок предоставления участникам муниципальной программы городского округа Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014 – 2021 годы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств бюджета городского округа Самара. В соответствии с Порядком участниками Программы могут быть граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории городского округа Самара и отвечающие следующим требованиям: гражданин является работником муниципального учреждения (казенного, бюджетного, автономного) городского округа Самара; гражданин имеет непрерывный стаж по основному месту работы в муниципальном учреждении городского округа Самара не менее одного года; гражданин принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Применительно к условиям Программы членами семьи работника муниципального учреждения - участника Программы признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети.
Для участия в Программе согласно Порядку (в редакции от 12.09.2017) работник муниципального учреждения представляет в Департамент управления имуществом городского округа Самара следующие документы: заявление на участие в Программе; справку с места жительства, подписанную руководителем организации, выдавшей справку, заверенную печатью, содержащую сведения о размере общей площади занимаемого жилого помещения, его собственнике (собственниках) или нанимателе, лицах, проживающих в жилом помещении; копии паспортов работника муниципального учреждения и членов его семьи, копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей; выписку из финансового лицевого счета (для проживающих в многоквартирных домах); справки органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) жилых помещений на праве собственности у гражданина-заявителя и членов его семьи; справки предприятий технической инвентаризации о наличии (отсутствии) в настоящее время и ранее жилых помещений на праве собственности у работника муниципального учреждения и членов его семьи; копию трудовой книжки, заверенную кадровой службой муниципального учреждения, и справку с места работы о стаже работы в муниципальном учреждении; заявление работника муниципального учреждения о неполучении ранее социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджетов всех уровней; сведения с мест работы заявителя и членов его семьи о совокупном доходе данных лиц за последние полгода, заверенные ответственными лицами организаций; документ (справку), подтверждающий постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма), в соответствии с жилищным законодательством, действовавшим до 01.05.2005, и дату постановки на учет.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется Департаментом управления имуществом городского округа Самара в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьями 6, 8, 9 Закона Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД "О жилище".
Прокуратурой г. Самары проведена проверка исполнения Департаментом управления имуществом городского округа Самара жилищного законодательства, регулирующего обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
В ходе проверки установлено, что исполнителем муниципальной программы городского округа Самара «Обеспечение жильем работников муниципальных учреждений городского округа Самара» на 2014 – 2021 годы» утвержденной постановлением Администрации г.о. Самара от 30.05.2013 № 522, является Департамент управления имуществом г.о. Самара.
В целях получения социальной выплаты ФИО2 <дата> обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самары с заявлением о предоставлении ей с семьей в количестве трех человек, включая супруга ФИО4 и сына ФИО5 с приложением следующих документов: выписка из лицевого счета, согласно которой ФИО2 с семьей зарегистрированы в приватизированной квартире, площадью 20,8 кв. м, по адресу: <адрес>; выписка из ЕГРН, согласно которой ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит (доля в праве 42/712) на жилое помещение, общей площадью 486,7 кв.м, по адресу: <адрес>№ копии паспортов ФИО2, ФИО4, свидетельство о рождении ФИО5; справка с места жительства; справка Куйбышевской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ от <дата>, о том, что решением № от <дата> ФИО2, работник МБОУ «Школа № 57» г.о. Самара, с <дата> принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при управлении образования Куйбышевского района, под номером 88.
В рамках указанной программы <дата> Департаментом управления имуществом г.о. Самара ФИО2 выдано свидетельство № о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в размере <...> рублей.
Полученная ФИО2 социальная выплата, в указанном размере, использована ею в качестве оплаты на приобретение жилья по договору купли-продажи с использованием социальной выплаты № от <дата>, квартиры, по адресу: <адрес>.
Распоряжением от <дата> № первого заместителя главы г.о. Самара отменено распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара от <дата> № «О предоставлении ФИО2 социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего до 01.03.2005) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Таким образом, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, Жилищным кодексом РФ, действующим с 01.03.2005 не предусмотрено.
При этом сведений о принятии на учет ФИО2 в качестве нуждающейся в жилом помещении Администрацией Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара, не имеется.
Иного документа, подтверждающего признание ФИО6, нуждающейся в жилом помещении, за исключением вышеуказанной справки с места работы, не представлено.
Таким образом, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на момент принятия координационном советом решения о предоставлении ФИО2 социальной выплаты, ее семья не была в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор при вышеуказанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку со стороны ответчика неосновательного обогащения не усматривается, так как на момент принятия решения о предоставлении ФИО2 социальной выплаты, она и ее семья относилась к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении, что истцом не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
То есть, ФИО2 имела право на получение социальной выплаты.
То обстоятельство, что решение о предоставлении ответчику социальной выплаты было вынесено на основании документа - справки Куйбышевской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ от <дата>, о том, что решением № от <дата> ФИО2, работник МБОУ «Школа № 57» г.о. Самара, с <дата> принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий при управлении образования <адрес>, под номером 88, не может свидетельствовать о неосновательном получении ФИО2 социальной выплаты, поскольку пакет документов, предоставленной ФИО2 был рассмотрен Департаментом управления имуществом городского округа Самара, уже после введения в действие ЖК РФ, предусматривающего осуществление принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления, при этом результатом рассмотрения представленных документов явилось выдача свидетельства ФИО2 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Оснований для применения срока исковой давности, который должен исчисляться с <дата> - момента предоставления ответчику свидетельства о праве на получение социальной выплаты, судом не усматривается, поскольку срок исковой давности подлежит исчислению с <дата> – даты вынесения распоряжения первого заместителя главы г.о. Самара № «О предоставлении ФИО2 социальной выплаты на приобретение жилого помещения». Исковое заявление подано Администрацией г.о. Самара <дата>, то есть в пределах срока исковой давности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Администрации г.о. Самара к ФИО2 о взыскании денежных средств, предоставленных в качестве социальной выплаты, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.02.2021.
Судья: подпись М.О. Маркелова
Копия верна.
Судья:
Оригинал документа находится в материалах гражданского дела № 2-302/21 (УИД 63RS0042-01-2020-003261-62) Куйбышевского районного суда г. Самары.