Дело №
УИД: 51RS0№-84
Решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Лучника А.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием:
представителя истца ФИО4,
представителя ответчика ФИО1 О.В.,
представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Заозерск к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (по ОСК СФ) о возложении обязанности выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор гарнизона Заозерск обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (по ОСК СФ) о возложении обязанности выполнить определенные действия.
В обоснование иска указано, что военной прокуратурой гарнизона Заозерск проведена проверка исполнения законов о пожарной безопасности и сохранности оружия и боеприпасов в войсковой части 77360-Т 701 Центра материально-технического обеспечения Северного флота.
В ходе проверки установлено, что на территории Заозерского местного гарнизона дислоцированы специальные объекты Филиала: сооружения №№ и 10, здание управления, сооружения №№Р, 2003Т, 1 2, 3, 6, 7, 11, 13, 14, 20, 21, 24, 4Г, 5Г, 1Т, 2Т, 7Т, 8Т и 9Т, колодца пожарных гидрантов №№, 13, 14 и 20.
В ходе проверки установлено, что при эксплуатации и техническом содержании вышеуказанных объектов не соблюдаются правила пожарной безопасности и требования к противопожарному оборудованию зданий и сооружений.
Так, проведенной военной прокуратурой гарнизона Заозерск с привлечением специалистов инспекции (государственного пожарного надзора по Северному флоту) на объектах Филиала проверкой выявлены (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №) следующие нарушения:
Административно-хозяйственная территория в/г №.
- в нарушение требований пункта, 48 постановления Правительства Российской Федерации 2020 года № «Об утверждении правил противопожарного режима» (далее по тексту Правила), пожарные гидранты № у сооружения № и № у сооружения № в нерабочем состоянии;
- в нарушение требований пункта 23 Правил в здании управления при изменении функционального назначения 4 этажа и при перепланировке установлены перегородки в правом и левом крыле, тем самым заблокировано естественное освещение;
- в нарушение требований части 1 статьи 88 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Регламент) в помещениях агрегатной, электрощитовой и вентиляционной объекта 2003Т установлены ненормированные дверные полотна;
- в нарушение требований пункта 64 Правил, пунктов 2 и 4.2 Таблицы №. Ведомственный свод правил 21-07-07 «Инструкция по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (далее - Свод правил) расположенные в здании управления помещение секретной библиотеки № и помещение №, в котором постоянно хранятся совершенно секретные и особой важности документы и изделия, не оборудованы автоматическими установками пожаротушения;
- в нарушение требований пункта 4.2 Правил основной коридор и помещения первого этажа здания управления не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение требований пункта 64 Правил сооружения №№, 3, 6, 7, 11, 13, 14, 20, 21, 24, 4Г, 5Г, 1Т, 2Т, 7Т, 8Т и 9Т не оборудованы автоматической пожарной защитой;
- в нарушение требований пункта 54 Правил регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной зашиты на объектах №№Р и 2003Т не проводятся.
Техническая территория № в/г №.
В нарушение требований пункта 48 Правил колодца пожарных гидрантов №№, 13, 14 и 20 заполнены грунтовыми водами.
Командованием Филиала с целью устранения вышеуказанных недостатков в жилищно-коммунальную службу № филиала ФИО2 «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по ОСК Северного флота), органы военного управления Северного флота неоднократно поданы заявки, докладные записки, в том числе документы для проведения текущего, капитального ремонта, оборудования зданий, сооружений и хранилищ системами пожарной сигнализации и пожаротушения. Однако до настоящего времени объекты Филиала не приведены в соответствие с противопожарными нормами.
Эксплуатация зданий и сооружений филиала (<адрес>) в/части 77360-Т с нарушением противопожарных норм создает потенциальную опасность для его персонала, а также гражданского населения. Помимо прочего, на, объектах филиала хранятся артиллерийские снаряды.
Таким образом, непринятие мер устранению нарушений пожарной безопасности при бездействии ответчиков нарушают права неопределенного круга лиц и противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
С учетом уточнения исковых требований, просит обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, организовав оборудование зданий и сооружений филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, расположенных на административно-хозяйственной территории военного города №, противопожарным оборудованием и провести следующие работы: оборудовать помещение секретной библиотеки № и помещение №, расположенные в здании управления филиала, автоматическими установками пожаротушения; оборудовать основной коридор и помещения первого этажа здания управления автоматической пожарной сигнализацией; оборудовать сооружения №, 2, 3, 6, 7, 11, 13, 14, 20, 21, 24, 4Г, 5Г, 1Т, 2Т, 7Т, 8Т и 9Т автоматической пожарной защитой; восстановить естественное освещение 4 этажа здания управления; в помещениях агрегатной, электрощитовой и вентиляционной объекта 2003Т установить нормированные дверные полотна.
Также просит обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, организовав на объектах филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, расположенной на административно-хозяйственной территории, технической территории военного городка №, территории военного городка № проведение следующих работ: восстановить работоспособность пожарных гидрантов № у сооружения №мис и № у сооружения № филиала; очистить от грунтовых вод колодцы пожарных гидрантов №, 13, 14, 20; провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты на объектах №Р и 2003Т филиала.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ФИО2 «ФИО2» ФИО1 О.В. с исковыми требованиями в части требований к ФИО2 «ФИО2» ФИО1 не согласилась, представила письменный отзыв, в котором сослались на то обстоятельство, что часть объектов, указанных в исковом заявлении в эксплуатацию Учреждению не переданы, Учреждение их не принимало, денежные средства для их содержания не предусматривались.
Представитель третьего лица войсковой части 77360-Т ФИО5 в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил, причин неявки не сообщил.
Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, мнения по иску не представил, причин неявки не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с абз. 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Основу законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности, определяющего основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливающего общие требования пожарной безопасности к объектами защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения составляет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), что следует из ч. 1 ст. 1 названного федерального закона.
Частью 4 ст. 4 Технического регламента предусмотрено, что в случае если положениями Технического регламента (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 Технического регламента) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Технического регламента применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Исходя из положений ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В развитие положений Закона о пожарной безопасности и Технического регламента в рамках предоставленных дискреционных полномочий Приказом Министра МЧС ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 315 утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
В рамках дискреционных полномочий Министром МЧС ФИО1 издан Приказ N 323 от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены и введены в действие Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
Нормы НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожарной сигнализации. Нормы НПБ 104-03 устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях.
Согласно положениям названных Норм пожарной безопасности подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией и оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях складов, хранения.
Приказы, утвердившие данные нормы правил безопасности, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ под регистрационными номерами 4836 и 4837. До настоящего времени нормы и требования НПБ 110-03 и НПБ 104-03 являются действующими.
Аналогичные требования содержатся в Инструкции по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, введенной в действие ДД.ММ.ГГГГ начальником службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ, которая предписывает оборудовать штабные и воинские административно-служебные здания пожарной автоматикой и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации, а п. 1 ст. 26 определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнований средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятии в области обороны.
При этом в соответствии с Положением о Департаменте строительства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 300, он является центральным органом военного управления Министерства обороны ФИО1, осуществляющим перспективное и текущее планирование объемов государственных капитальных вложений и организующим деятельность по капитальному строительству и капитальному ремонту для реализации план оперативного оборудования Российской Федерации в целях обороны.
В силу положений ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69 "О пожарной безопасности", организации, учреждения, предприятия обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению.
Судом установлено, что инспекцией (государственного пожарного надзора по Северному флоту) проведена плановая проверка войсковой части 77360-Т.
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в в/ч 77360-Т в <адрес> выявлено, что ранее выданные предписания от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № не исполнены. Выявлены следующие нарушения:
Административно-хозяйственная территория в/г №.
- в нарушение требований пункта, 48 постановления Правительства Российской Федерации 2020 года № «Об утверждении правил противопожарного режима» (далее по тексту Правила), пожарные гидранты № у сооружения № и № у сооружения № в нерабочем состоянии.
В ходе судебного разбирательства стороной истца уточнено местонахождение данных пожарных гидрантов, установлено нахождение пожарных гидрантов № у сооружения №мис и № у сооружения № филиала;
- в нарушение требований пункта 23 Правил в здании управления при изменении функционального назначения 4 этажа и при перепланировке установлены перегородки в правом и левом крыле, тем самым заблокировано естественное освещение;
- в нарушение требований части 1 статьи 88 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Регламент) в помещениях агрегатной, электрощитовой и вентиляционной объекта 2003Т установлены ненормированные дверные полотна;
- в нарушение требований пункта 64 Правил, пунктов 2 и 4.2 Таблицы №. Ведомственный свод правил 21-07-07 «Инструкция по определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (далее - Свод правил) расположенные в здании управления помещение секретной библиотеки № и помещение №, в котором постоянно хранятся совершенно секретные и особой важности документы и изделия, не оборудованы автоматическими установками пожаротушения;
- в нарушение требований пункта 4.2 Правил основной коридор и помещения первого этажа здания управления не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией;
- в нарушение требований пункта 64 Правил сооружения №№, 3, 6, 7, 11, 13, 14, 20, 21, 24, 4Г, 5Г, 1Т, 2Т, 7Т, 8Т и 9Т не оборудованы автоматической пожарной защитой;
- в нарушение требований пункта 54 Правил регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной зашиты на объектах №№Р и 2003Т не проводятся.
Наличие указанных выше нарушений подтверждается также представленными в материалы гражданского дела актами проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
Разрешая заявленные исковые требования, оценивая имеющиеся в деле письменные доказательства и пояснения сторон, руководствуясь вышеуказанными нормами законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора гарнизона Заозерск к Министерству обороны Российской Федерации (в части работ капитального характера и в отношении объектов, не переданных ФИО2 «ФИО2» на обслуживание), к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (в части работ текущего характера в отношении объектов находящихся на обслуживании Учреждения).
Доводы ответчика ФИО2 «ФИО2» ФИО1 о том, что у ответчика отсутствует обязанность по техническому обслуживанию объектов №Р и 2003Т, по восстановлению работоспособности пожарных гидрантов суд находит несостоятельными, поскольку факт непринятия филиалом ФИО2 «ФИО2» ФИО1 (по ОСК Северного флота) вышеназванных объектов на техническое обслуживание не может являться основанием для отказа в проведении на них регламентных работ, приведении их в надлежащее состояние и восстановлении их работоспособности, данное учреждение является единственным поставщиком услуг.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В целях реального исполнения судебного акта, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчикам, суд находит необходимым уставить ответчику Министерству обороны РФ срок в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, ответчику ФИО2 «ФИО2» срок для выполнения возложенных на него работ в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, указанные сроки суд считает разумными и достаточными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора гарнизона Заозерск к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (по ОСК СФ) о возложении обязанности выполнить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, организовав оборудование зданий и сооружений филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, расположенных на административно-хозяйственной территории военного города №, противопожарным оборудованием и провести следующие работы:
- оборудовать помещение секретной библиотеки № и помещение №, расположенные в здании управления филиала, автоматическими установками пожаротушения;
- оборудовать основной коридор и помещения первого этажа здания управления автоматической пожарной сигнализацией;
- оборудовать сооружения №, 2, 3, 6, 7, 11, 13, 14, 20, 21, 24, 4Г, 5Г, 1Т, 2Т, 7Т, 8Т и 9Т автоматической пожарной защитой;
- восстановить естественное освещение 4 этажа здания управления;
- в помещениях агрегатной, электрощитовой и вентиляционной объекта 2003Т установить нормированные дверные полотна.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить выполнение работ по устранению выявленных нарушений законов о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, организовав на объектах филиала (<адрес>) войсковой части 77360-T, расположенной на административно-хозяйственной территории, технической территории военного городка №, территории военного городка № проведение следующих работ:
- восстановить работоспособность пожарных гидрантов № у сооружения №мис и № у сооружения № филиала;
- очистить от грунтовых вод колодцы пожарных гидрантов №, 13, 14, 20;
- провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты на объектах №Р и 2003Т филиала.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.В. Лучник