Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-735/2018 ~ М-238/2018 от 25.01.2018

Дело №2-735/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 мая 2018 года     г. Канск

Канский городской суд, Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Охроменко С.А.,

при секретаре Якушенко В.А.,

с участием помощника Канского межрайпрокурора Хохлова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО7 к МБУ ДО «Центр детского технического творчества» о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО7 к МБУ ДО «Центр детского технического творчества» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что 01.10.2009г. ФИО7 принят на работу в МБУ ДО «Центр детского технического творчества» рабочим по текущему ремонту и обслуживанию зданий на 0,5 ставки, с 01.10.2010 г. переведен мастером по станкам на 1 ставку, с 30.12.2013 г. переведен мастером по станкам на 0,5 ставки, с ним заключен трудовой договор, определена тарифная ставка в размере 2454 руб. и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка, определена нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю (8 часов в день). ФИО7 уволен по собственному желанию 18.07.2017 г. В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав ФИО7, выразившееся в выплате ему заработной платы за период с января по июль 2017 год, ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем прокурор просит взыскать в пользу ФИО7 с ответчика задолженность по заработной плате в размере 4257,61 рублей.

В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Хохлов И.А. исковые требования поддержал в полном объеме.

Материальный истец ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что до настоящего времени задолженность по заработной плате ответчиком ему не выплачена.

Директор МБУ ДО «Центр детского технического творчества» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора Финансового управления администрации г.Канска Глазкова И.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, согласно которого просит дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования оставить без удовлетворения, поскольку считает, что действия ответчика пор начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практике.

Представитель без самостоятельных исковых требований по предмету спора Министерства финансов Красноярского края Лопатина Д.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила возражения на иск, согласно которых просит дело рассмотреть в ее отсутствие, в удовлетворении иска отказать, поскольку действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практике.. Согласно исковому заявлению работника ежемесячно начислялась заработная плата, которая в целом превышала минимальный размер оплаты труда, установленный в 2017 г. Ответчик правомерно включал в величину размера заработной платы все виды выплат, законодательно входящие в состав заработной платы, в том числе компенсационные выплаты (районный коэффициент и северную надбавку). Полагает, что исковые требования Канского межрайонного прокурора удовлетворению не подлежат.

Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора Управления образования администрации г. Канска в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований по предмету спора администрации г. Канска в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представили ходатайство рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, в силу ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.

Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).

Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.

Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.

В силу прямого предписания Конституции РФ ( ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.

Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.

Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 500 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7 800 рублей в месяц.

Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 руб. (с января по июнь 2017 года) и 7800 руб. (с июля по ноябрь 2017 года) с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 12 000 руб. (с января по июнь 2017 года) и 12 480 руб. (с июля по ноябрь 2017 года).

Как установлено в судебном заседании 01.10.2009г. ФИО7 принят на работу в МБУ ДО «Центр детского технического творчества» рабочим по текущему ремонту и обслуживанию зданий на 0,5 ставки, с 01.10.2010 г. переведен мастером по станкам на 1 ставку, с 30.12.2013 г. переведен мастером по станкам на 0,5 ставки, с ним заключен трудовой договор №034, дополнительное соглашение к договору, был также вынесен приказ о переводе работника на другую работу от 30.12.2013 г., определена тарифная ставка с учетом последующего установления должностного оклада до 2 454 руб. и надбавки к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% процентная надбавка, определена нормальная продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю.

ФИО7 уволен по собственному желанию 18.07.2017 г., что подтверждается приказом о прекращении трудового договора с работником от 07.07.2017 г.

В ходе прокурорской проверки было выявлено нарушение трудовых прав ФИО7, выразившееся в выплате ему заработной платы за период с января по июль 2017 года, ниже минимального размера оплаты труда.

Из представленного процессуальным истцом расчета задолженности по заработной плате, который не оспорен в судебном заседании представителем ответчика видно, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, так размер недоначисленной заработной платы в 2017 году составил:

1)    за отработанные 68 часов в январе 2017 года в размере 704 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

6 000 руб. / 68 час. (норма времени в январе 2017 г. на 0,5 ставки) * 68 час. (отработано работником) = 6000 руб. (должно быть начислено) - 5296 руб. (фактически начислено) = 704 руб. (недоначислено).

2)    за отработанные 72 часа в феврале 2017 года в размере 704 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

6000 руб. / 72 час. (норма времени в феврале 2017 г. по 0,5 ставки) * 72 час. (отработано работником) = 6000 руб. (должно быть начислено) – 5296 руб. (фактически начислено) = 704 руб. (недоначислено).

3)    за отработанные 87,5 часов в марте 2017 года в размере 704рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

6 000 руб. / 87,5 час. (норма времени в марте 2017 г. на 0,5 ставки) * 87,5 час. (отработано работником) = 6000 руб. (должно быть начислено) – 5296 руб. (фактически начислено) = 704 руб. (недоначислено).

4)    за отработанные 80 часов в апреле 2017 года в размере 704 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

6000 руб. / 80 час. (норма времени в апреле 2017 г. на 0,5 ставки) * 80 час. (отработано работником) = 6000 руб. (должно быть начислено) – 5296 руб. (фактически начислено) = 704 руб. (недоначислено).

5)    за отработанные 80 часов в мае 2017 года в размере 704 рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

6 000 руб. / 80 час. (норма времени в мае 2017 г. на 0,5 ставки) * 80 час. (отработано работником) = 6000 руб. (должно быть начислено) – 5296 руб. (фактически начислено) = 704 руб. (недоначислено).

6)    за отработанные 84 часа в июне 2017 года в размере 704рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

6 000 руб. / 84 час. (норма времени в июне 2017 г. на 0,5 ставки) * 84 час. (отработано работником) = 6000 руб. (должно быть начислено) – 5296 руб. (фактически начислено) = 704 руб. (недоначислено).

7)    за отработанные 44 часа в июле 2017 года в размере 33,61рублей, которая рассчитана по следующей схеме:

6240 руб. / 84 час. (норма времени в июле 2017 г.) * 44 час. (отработано работником) = 3268,57 руб. (должно быть начислено) – 3302,18 руб. (фактически начислено) = 33,61 руб. (недоначислено).

Расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиками не оспорена, в связи с чем они представляются суду правильным, так как содержат алгоритм расчета, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период, а также с учетом данных, представленных ответчиком.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению и с работодателя в лице МБУ ДО «Центр детского технического творчества» в пользу ФИО7 подлежит взысканию заработная плата за период с января по июль 2017 года в размере 4257,61 рублей.

Доводы представителей ответчиков и третьих лиц о начислении заработной платы в соответствии с нормативными правовыми актами Красноярского края (в т.ч. с учетом Регионального соглашения) и отсутствии оснований для начисления заработной платы в соответствии с минимальным размером оплаты труда, установленным федеральным законодательством РФ, суд не может принять во внимание, поскольку вопросы трудового законодательства отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Помимо этого, доводы стороны ответчика и третьих лиц, в частности о том, что в заявленные истцом периоды заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства и в том понимании, которое осуществлялось в правоприменительной практике в 2017 году, а также ссылка на то, что выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. конституционно-правовой смысл отдельных положений трудового законодательства является общеобязательным только с указанной даты – 07.12.2017 г., судом также признаются необоснованными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.

В связи с тем, что в силу действующего законодательства, истец по трудовым спорам освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета со стороны истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Канского межрайпрокурора в интересах ФИО7 к МБУ ДО «Центр детского технического творчества» о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с МБУ ДО «Центр детского технического творчества» в пользу ФИО7 заработную плату за период с января по июль 2017 года в размере 4257,61 рублей.

    Взыскать с МБУ ДО «Центр детского технического творчества» в доход местного бюджета госпошлину в сумме 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме с 21.05.2018 года.

Судья Охроменко С.А.

2-735/2018 ~ М-238/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор в инт. Усачева В.П.
УСАЧЕВ Виктор Петрович
Ответчики
МБУ ДО Центр детского технического творчества
Другие
Министерство финансов Кк
Управление образования администрации г. Канска
Министерство образорвания Кк
Финансовое управление админитсрации г. Канска
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Охроменко Светлана Александровна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
25.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2018Передача материалов судье
29.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2018Предварительное судебное заседание
12.04.2018Предварительное судебное заседание
16.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее