Дело № 2-942/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ленинск Волгоградской области 08 декабря 2016 года
Ленинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Петровой Т.П.,
при секретаре Суликаевой Г.А.,
с участием представителя ответчика – Г.Т.В., действующей на основании доверенности от 11 января 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.А.Е. к отделу МВД России по Ленинскому району о компенсации морального вреда,
установил:
Ф.А.Е. обратился в суд с иском к отделу МВД России по Ленинскому району Волгоградской области о признании нарушенным права на уважение чести и достоинства и компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований указал, что 01 сентября 2015 года он содержался в изоляторе временного содержания ОМВД России по Ленинскому району (далее - ИВС). Условия содержания в ИВС не соответствуют положенным нормам, а именно: камеры ИВС расположены в подвальном помещении, где отсутствуют окна, вследствие чего в камерах отсутствует солнечный свет и повышена влажность, в камерах бетонные полы, отсутствует дворик для прогулок, нет отопительной системы, водопровода, санитарного узла, отсутствует дневное освещение, стол для письма и приема пищи расположен слишком низко от пола, био- туалет находится в углу камеры, ничем не огражденный от иной площади. Средства личной гигиены не выдаются, питьевая вода находится в баке из оцинкованного железа, нет электрических розеток, отсутствует радиоточка, в камерах антисанитарные условия. Во время содержания в ИВС он был лишен солнечного света, свежего воздуха, прогулки и проточной воды, в результате чего он испытывал и испытывает до настоящего времени нравственные страдания, эмоциональный срыв и ухудшение здоровья от переутомления и переживания, унижение чести и достоинства, безразличие к его гражданским правам и личности, чем причинен ему моральный вред. Просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
Ф.А.Е. в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещён надлежащим образом, находится в местах лишения свободы, отбывая наказание в ФКУ ИК-24 УФСИН России по <адрес>.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 года N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года и Протоколов к ней" лишенное свободы лицо вправе участвовать в судебном разбирательстве по гражданскому делу.
При этом в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации и других федеральных законах не предусмотрена возможность этапирования лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, для обеспечения их права на личное участие в разбирательстве судами гражданских дел, по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса.
Не гарантировано данное право и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, поскольку статья 6 Конвенции гарантирует не право на личное присутствие в суде по гражданским делам, а более общее право эффективно представлять свое дело в суде и находиться в равном положении по отношению к противной стороне.
В случае же участия осужденного к лишению свободы в качестве стороны в гражданском деле его право довести до суда свою позицию может быть реализовано и без личного участия в судебном разбирательстве.
Ф.А.А. подробно изложил свои доводы в исковом заявлении, надлежаще уведомлен о дате судебного заседания. Истцу подробно разъяснены процессуальные права, что подтверждается распиской от 26 октября 2016 года, он имел возможность воспользоваться услугами представителя в соответствии со ст. 48 ГПК РФ, а также предоставить суду дополнительные письменные объяснения по делу.
Суд может обеспечить личное участие в судебном заседании лица, отбывающего наказание, если из существа дела вытекает необходимость дачи им пояснений, которые не могут быть изложены в письменном виде, либо представителем указанного лица, однако таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
В судебном заседании представитель ответчика – ОМВД России по Ленинскому району Волгоградской области Г.Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду показала, что ИВС функционирует в режиме содержания лиц, задержанных в порядке ст. 91 УПК РФ, лиц, в отношении которых проводятся следственные действия. Лица, содержащиеся в ИВС, находятся там не более суток, после чего доставляются в ФКУ СИЗО – 5 УФСИН России по Волгоградской области. 14 января 2010 года решением Ленинского районного суда Волгоградской области деятельность ИВС была признана законной и соответствующей государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам. Ф.А.Е. содержался с 12 часов 40 минут до 14 часов 40 минут, куда был доставлен из суда только для приёма пищи. Соответствие деятельности ИВС санитарно- эпидемиологическим нормам подтверждается санитарно – эпидемиологическим заключением от 08 декабря 2014 года. При таких обстоятельствах полагает, что истцом не доказан факт нахождения его в условиях, нарушающих его права и законные интересы, а также, что ему были причинены нравственные и физические страдания, вследствие ненадлежащих условий содержания.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 3 Конвенции от 04.11.1950 "О защите прав человека и основных свобод" и ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством; никто не должен подвергаться пыткам, насилию, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В статье 151 ГК РФ указано, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также незаконность действий (бездействия) органа государственной власти, либо его должностного лица, в рассматриваемом случае возлагается на истца. Более того, истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями (бездействием) и возникновением у него морального вреда.
Ф.А.Е., в обоснование своих требований указывает, что 01 сентября 2015 года он содержался в ИВС ОМВД России по Ленинскому району в условиях унижающих человеческое достоинство.
02 ноября 2015 года прокуратурой Ленинского района Волгоградской области было вынесено представление в адрес начальника ОМВД Росси по Ленинскому району Волгоградской области об устранении нарушений законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и законодательства об охране здоровья граждан, которое было рассмотрено на совещании 21 декабря 2015 года, недостатки устранены.
Согласно журналу, Ф.А.Е. находился в ИВС 01 сентября 2015 года с 12 часов 40 минут до 14 часов 40 минут.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что в ИВС отсутствует прогулочный двор, окна, однако, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в результате отсутствия в ИВС прогулочного двора окон, истец испытывал нравственные страдания, в связи с чем ухудшилось состояние его здоровья, не представлено.
Таким образом, причинение истцу морального вреда действиями должностных лиц, равно как и противоправность самих действий, ничем не подтверждены, из представленных документов не усматривается, что условия содержания истца в ИВС не соответствовали требованиям действующего законодательства.
Кроме того, обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы прежде всего требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, и сотрудников изоляторов и тюрем, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что удовлетворению не подлежит требование о признании нарушения права на уважение чести и достоинства и компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с Ф.А.Е. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей. С учетом требований ст.ст.61.1,61.2 Бюджетного кодекса РФ госпошлина подлежит зачислению в бюджет Ленинского муниципального района.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2016 ░░░░
░░░░░