<данные изъяты>
Дело № 2-709/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при секретаре Андроновой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Школа МС к КГКУЗ «Детский санаторий «Березка» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Школа М.С. обратилась в суд с исковым заявлением к КГКУЗ «Детский санаторий «Березка» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что за период с февраля по август 2018 г. ответчиком начислялась и выплачивалась заработная плата ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем, истец просит взыскать с КГКУЗ «Детский санаторий «Березка» задолженность по заработной плате за указанный период в размере 35 402,23 руб., а также судебные расходы в размере 1 500 руб.
Истец Школа М.С. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика Рукосуева И.Л. исковые требования не признала, представив письменный отзыв, согласно которому в соответствии с Уставом КГКУЗ «ДС Березка» является государственным казенным учреждением здравоохранения и финансируется в соответствии со сметой доходов и расходов по решению учредителя, учреждение не осуществляет предпринимательской деятельности и не оказывает платные услуги, существует исключительно за счет средств краевого бюджета, в связи с чем, производит начисление заработной платы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств КГКУЗ «ДС Березка».
Представители третьих лиц Министерства здравоохранения Красноярского края, Министерства финансов Красноярского края в судебное заседание не явились о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений не представили.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав истца Школа М.С., представителя ответчика Рукосуеву И.Л., исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции РФ предусматривает, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район).
В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Разъяснением от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 г. № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях), установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно. Под южными районами Восточной Сибири подразумеваются южные районы Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и Республики Хакасия, на территории которых применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.
Статьей 1 ФЗ от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 г. в сумме 9 489 рублей в месяц. Статьей 1 ФЗ от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» установлен минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 г. в сумме 11 163 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9 489 руб. (с января по апрель 2018 года) и 11 163 руб. (с мая 2018г. по август) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30 %, т.е. не менее 15 182 руб. 40 коп. (с января по апрель 2018 года) и не менее 17 860 руб. 80 коп. (с мая по август 2018г.).
Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 г. № 38-п.
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В силу статьи 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета; размер минимальной заработной платы в субъекте РФ устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом; месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6-8 ст. 133.1 ТК РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно статье 133.1 ТК РФ, в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч.ч. 1, 3 и 4).
По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации.
При этом статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок. Следовательно, при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации должна руководствоваться общими правилами определения содержания соглашения, установленными статьями 45 и 46 ТК РФ.
В частности, согласно ч. 1 ст. 45 ТК РФ полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции.
В отличие от федерального законодательства региональное соглашение о минимальной заработной плате имеет ограниченную сферу действия: оно не распространяется на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, и в силу принципов социального партнерства может охватывать не всех работодателей соответствующего субъекта Российской Федерации (и, соответственно, не всех работников), поскольку существующая процедура присоединения к такому соглашению работодателей, осуществляющих деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавших в его заключении, позволяет им в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Как следует из ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
Нормы Трудового кодекса РФ, таким образом, дающие регионам право устанавливать на своей территории собственный размер минимальной зарплаты, не предполагают включения в ее состав коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 07.12.2017 № 38-П, статья 133.1 ТК РФ не предусматривает полномочий социальных партнеров, заключающих такое соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов и процентных надбавок.
Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Как установлено в судебном заседании, Школа М.С. 07.02.2018 г. принята на работу в КГКУЗ «Детский санаторий «Березка» мойщиком посуды, продолжает работать до настоящего времени, что подтверждается копией трудового договора, соглашения к трудовому договору, согласно которому Школа М.С. установлен минимальный оклад 2552 руб., северный коэффициент 30 %, районный коэффициент 30 %.
Суд полагает установленным факт нарушения трудовых прав Школа М.С., выразившийся в выплате ей заработной платы за период с февраля 2018г. по август 2018 г. ниже минимального размера оплаты труда.
Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию в размере, полученном при расчете по указанному алгоритму:
за отработанные 119 час. в феврале 2018 г.:
9 489 руб. :119 час. =79,74 руб. (среднечасовая ставка)
Праздничные часы: 79,74 х 2 х 8 час. = 1 275,84 руб.
((111 часов х 79,74 руб.)+1 275,84 руб.) х 1,6 = 16 203,17 руб. (должно быть начислено) – 8607,38 руб. (фактически начислено) = 7 595,78 руб. (недоначислено).
за отработанные 172,3 час. в марте 2018 г.:
9 489 руб. :172,3 час. =55,07 руб. (среднечасовая ставка)
Праздничные часы: 55,07 х 2 х 13 час. = 1431,89 руб.
((159,3 час. х 55,07)+ 1431,89) х 1,6 = 16327,27 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически начислено) = 5 311,27 руб. (недоначислено).
3. за отработанные 165,7 час. в апреле 2018 г.: 15 182 руб. 40 коп./ 165,7 час. (норма времени в апреле 2018 г.) х 165,7 час. (отработано работником) = 15182 руб. 40 коп. (должно быть начислено) – 11 016 руб. (фактически начислено) = 4166 руб. 40 коп. (недоначислено).
4. за отработанные 159 час. в мае 2018 г.: 17 860 руб. 80 коп./ 159 час. (норма времени в мае 2018 г.) х 159 час. (отработано работником) = 17 860 руб. 80 коп. (должно быть начислено) – 11 163 руб. (фактически начислено) = 6 697 руб. 80 коп. (недоначислено).
5. за отработанные 165,7 час. в июне 2018г.
11163 руб. :165,7 час. =67,37 руб. (среднечасовая ставка)
Праздничные часы: 67,37 х 2 х 13 час.= 1751,62 руб.
((152,7 х 67,37) + 1751,62) х 1,6=19262,43 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 8099,43 руб. (недоначислено).
6. за отработанные 173,3 час. в июле 2018г.: 17 860 руб. 80 коп./173,3 (норма времени в июле 2018 г.) х 173,3 час. (отработано работником) =17860,80 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6697,8 руб. (недоначислено).
7. за отработанные 100 час. в августе 2018 г.: 17 860 руб. 80 коп./180 час. (норма времени в августе 2018 г.) х 100 час. (отработано работником) = 9922,67 руб. (должно быть начислено) – 6201,67 руб. (фактически начислено) =3721 руб. (недоначислено),
всего на сумму 42 289,48 руб.
Суд полагает, что с ответчика подлежит взысканию рассчитанная судом сумма в размере 42 289,48 руб., с учетом оплаты в праздничные дни, поскольку фактически отработанное время за указанный период времени отражено в табелях учета, представленных стороной ответчика.
В силу ст. 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы за составление искового заявления в разумных пределах.
В связи с чем, с ответчика в пользу истца Школа М.С. подлежат взысканию расходы за составление искового заявления с учетом требований разумности и справедливости в размере 1 000 руб.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика КГКУЗ «Детский санаторий Березка» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 1 467 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Школа МС к КГКУЗ «Детский санаторий «Березка» о взыскании заработной платы – удовлетворить.
Взыскать с КГКУЗ «Детский санаторий «Березка» в пользу Школа М С недоначисленную заработную плату за период с февраля 2018 г. по август 2018 г. в размере 42 289 руб. 48 коп.
Взыскать с КГКУЗ «Детский санаторий Березка» в пользу Школа М С судебные расходы в размере 1000 руб.
Взыскать с КГКУЗ «Детский санаторий «Березка» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 1467 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова
Мотивированное решение изготовлено 26.04.2019 г.