Дело № 2-622/2015
Решение
Именем Российской Федерации
г. Сегежа 23 марта 2015 года
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Третьяка Д.А.,
при секретаре Моховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бакаловой Е.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегежа (далее – ГУ УПФ РФ в г. Сегежа) об обязании произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера,
У С Т А Н О В И Л:
Бакалова Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что, работая в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. года, в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. направлялась работодателем в командировки в районы Крайнего Севера, а именно в .... Считала, что периоды командировок будут засчитаны ей в льготный трудовой стаж в районе Крайнего Севера. При обращении к ответчику с заявлением об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, ей в удовлетворении заявления было отказано в связи с отсутствием стажа работы районе Крайнего Севера. Считает отказ в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии неправомерным, в связи с чем просит суд обязать ответчика с ХХ.ХХ.ХХ. произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании истица Бакалова Е.А. и ее представитель В., действующий на основании ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по изложенным в нем основаниям. Бакаловой Е.А. пояснила, что в период работы в Сегежском кооппромхозе Карелпотребсоюза с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. года, в <...> с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в соответствии с трудовыми обязанностями ежемесячно выезжала в командировки в районы Крайнего Севера – ... Республики Карелия, в .... Направление ее в командировку оформлялось командировочным удостоверением, по возвращении из командировки, она отчитывалась о ней. Документы о направлении ее в командировки в районы Крайнего Севера не сохранились.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Сегежа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил в суд письменный отзыв по иску, в котором исковые требования считает необоснованными, указал, что истцом не доказано, что она выполняла постоянно, в течение полного рабочего дня работу в организации, расположенную в районе Крайнего Севера, что эта работа носила стабильный характер. Нахождение истца в командировке носило временный характер. Работа, носящая стабильный и постоянный характер, осуществлялась истцом в организации, расположенной в ..., то есть в местности, не относящейся в районам Крайнего Севера. В связи с этим просят в удовлетворении иска отказать.
Свидетели К., Т. в судебном заседании пояснили, что работали вместе с истицей в <...> с <...> года по <...> год. В период работы в <...> истица ездила в служебные командировки в районы Крайнего Севера – ... Республики Карелия, ..., в .... Направление Бакаловой Е.А. в командировку оформлялось командировочным удостоверением, по приезду из командировки она о ней отчитывалась.
Заслушав пояснения истца, показания свидетелей, изучив доводы и требования искового заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Порядок исчисления и перерасчета размера пенсии регулируется Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В соответствии со ст.17 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Судом установлено, что Бакалова Е.А. является получателем трудовой пенсии по старости с ХХ.ХХ.ХХ. года.
В соответствии с Федеральным Законом от 1 декабря 2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
Согласно п.7 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 рубля в месяц.
Из п. 11 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» следует, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3330 рублей 60 копеек в месяц.
При этом лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы, как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к ним) при наличии достаточного стажа, при перерасчете может быть установлен размер базовой части трудовой пенсии как лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера.
Согласно абзацу 2 п.7 ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
На основании п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Таким образом, одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является работа, осуществлявшаяся непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029, с 1 июля 1990 года вся территория Сегежского района Республики Карелия относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Согласно записей в трудовой книжке Бакаловой Е.А. последняя в оспариваемый период работала в период с ХХ.ХХ.ХХ. по ХХ.ХХ.ХХ. в <...> (в последствии переименованном в <...>).
Как следует из пояснений истцы, в вышеуказанный период работы в данных организациях она ежемесячно направлялась работодателем в командировки в районы Крайнего Севера.
Между тем, указанное обстоятельство не может служить основанием для вывода о смешанном стаже работы истца в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Закрепляя в законодательстве правовые основания и условия назначения пенсий, а также ее размер и условия перерасчета, законодатель связывает право на повышенный фиксированный базовый размер страховой части пенсии с такой работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, в том числе с выполнением работы, носящей стабильный характер, в неблагоприятных климатических условиях.
Доказательств того, что Бакалова Е.А. работала в районах Крайнего Севера в каких-либо других организациях, и работа носила стабильный, постоянный характер, суду не представлено.
Поскольку работа Бакаловой Е.А. в районах Крайнего Севера носила не стабильный, а лишь временный и непродолжительный характер, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, суд отказывает в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бакаловой Е.А. к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сегежа об обязании произвести перерасчет фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сегежский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Д.А. Третьяк
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна. Судья Д.А. Третьяк