гр. дело № 2-88/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» апреля 2017г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием истца Смольянинова 1ИО., представителей ответчика по доверенностям Мека 2ИО, Муравьева 3ИО.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смольянинова 1ИОк ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об установлении права на пенсию на 07.11.1997г. в сумме 929650 недоминированных рублей, взыскании недоплаченных сумм пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 409991.08 недоминированных рублей, взыскании убытков с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб., взыскании компенсации морального вреда и индексации пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец Смольянинов 1ИО. обратился в суд с настоящим иском, указал, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (далее облвоенкомат) возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной Смольянинову 1ИО. с ДД.ММ.ГГГГ., исходя из должностного оклада командира №, а также обязанность выплатить истцу недоплаченные суммы пенсий с 07.11.1997г. по декабрь 2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. № была расформирована и ликвидирована в соответствии с директивами Генштаба ВС РФ и Главного штаба ВВС. Истец считает, что для исполнения судебного решения ответчик обязан из представленного им расчета установить истцу должностной оклад по штатной должности командира № на ноябрь 1993г., так как приказом ПС ВВС № от ДД.ММ.ГГГГ. Смольянинов 1ИО. был назначен на нижестоящую должность в связи с оргштатными мероприятиями. Истец также считает, что его пенсионное дело содержит финансовые документы, в соответствии с которыми ответчик обязан определить, что должностной оклад командира №, который в ноябре 1993г. составлял 92053.14 руб. и которые истец получал в латвийских латах в сумме 44.48 лат, что на 07.11.1997г. соответствовало 474 000 руб. (в перерасчете на российские рубли) и что является основанием для перерасчета пенсии на 07.11.1997г. из расчета: должностной оклад – 474000 руб., оклад по воинскому званию – 269000 руб., 35 % надбавка за выслугу лет – 260050 руб., денежная компенсация за паек – 364 087 руб., а выслугу 26 лет в размере 68 % денежного довольствия пенсия составляет 929653.16 (неденоминированных) руб. Однако, в нарушение закона ответчик произвольно произвел перерасчет пенсии по должностному окладу на ноябрь 1993г. в размере 70 110 руб., на 07.11.1997г. – 373 500 руб., и установил истцу пенсию в сумме 837394.16 (неденоминированных) руб., тогда как при назначении на должность командира № истцу был назначен должностной оклад в сумме 1 273 руб., который в ноябре 1993г. составлял 92 260 руб. и был получен истцом в соотношении 1 лат = 2069.54 руб. в сумме 44.58 латвийских лат.
В связи с изложенным истец просит признать за ним право на получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 929 650 (недоминированных) руб., в настоящее время - 28430.05 руб.; взыскать с ответчика недоплаченные суммы пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в размере 386052.77 руб.; взыскать убытки за период с 07.11.1997г. по январь 2017г. в размере 200691.86 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования (л.д.175-181), просит установить право на пенсию на 07.11.1997г. в сумме 929 650
(недоминированных) руб.; взыскать с ответчика недоплаченные суммы пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 408991.08 руб., убытки с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 150 000 руб.
Истец Смольянинов 1ИО. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.
Представители ответчика по доверенностям Мека 2ИО, Муравьев 3ИО. иск не признали, представили письменные возражения (л.д.26-28,52-56,122-130,т.1).
Представитель Центрального РОСП г. Воронежа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежаще, о чем имеется уведомление.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. на облвоенкомат возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной Смольянинову 1ИО. с ДД.ММ.ГГГГ., исходя из должностного оклада командира №, а также обязанность выплатить истцу недоплаченные суммы пенсий с 07.11.1997г. по декабрь 2015г. (л.д.6-8,т.1).
Размер должностного оклада, из которого необходимо было произвести перерасчет пенсии с 07.11.1997г., судом в вышеназванном решении не указан и не устанавливался, тогда как согласно справок Центрального архива МО РФ в раздаточных ведомостях на выдачу денежного довольствия военнослужащим № ноябрь 1993г. значится должностной оклад Смольянинова 1ИО. в латвийских латах и сантимах – 44-48 (л.д.14,61,62,т.1). Иные документы суду в настоящем судебном заседании не представлены.
На основании пояснений сторон, решения и определения судом установлено, что во исполнение указанного решения возбуждено исполнительное производство, которое постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа, с чем Смольянинов 1ИО. не согласился и обратился в суд с административным исковым заявлением. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. административные исковые требования Смольянинова 1ИО. оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение суда от ДД.ММ.ГГГГ. в части отменено, признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства (л.д.233-234,т.1). Согласно апелляционного определения, как следует из материалов исполнительного производства размер должностного оклада истца во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. фактически не установлен. В основу исполнения решения суда положен установленный Департаментом социальных гарантий МО РФ тарификационный разряд нетиповой должности по состоянию на 01.07.2001г., однако доказательства этому в деле отсутствуют, в ответе Департамента социальных гарантий МО РФ указано, что с 01.07.2002г. размер должностного оклада истца соответствует 21 тарификационному разряду, а также 14 тарифному разряду, однако не приведено нормативного обоснования этому.
Таким образом, указанными судебными постановлениями не устанавливались те или иные обстоятельства, которые могли быть обязательными в соответствии со ст. 61 ГПК РФ для суда, рассматривающего настоящее дело, документы о размере должностного оклада командира № на день перевода на нижестоящую должность 04.12.1993г. (л.д.88,т.1) при рассмотрении указанных дел не представлены, как суду не представлены в настоящем судебном заседании, а личная расчетная книжка, на которую ссылается истец, не может быть доказательством по делу, в том числе и потому, что оформлена она после увольнения истца 01.01.1995г. (л.д.243,т.1,л.д.6-8,т.2), согласно приказа истец исключен из списков части 05.05.1994г. (л.д.240,т.1). Приказами от 29.09.1997г. и от 03.11.1997г. истец уволен с военной службы и исключен из личного состава части (л.д.241-242,т.1).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. отменено постановление об окончании исполнительного производства (л.д.103,т.1); ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП г. Воронежа направлено ответчику предупреждение о злостном неисполнении решения суда (л.д.198,т.1). Постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. за неисполнение исполнительного документа (л.д.199-200,т.1).
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статьей 43 данного закона установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993г. № «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012г. №, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012г., а в отношении некоторых лиц применяется с 01.01.2013г.) должность командира № не является типовой (Приложения № 1 и № 2). Последнее обстоятельство по существу сторонами не оспаривается.
Порядок исчисления пенсий военнослужащим установлен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с п. 9 которого в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 с 01.01.1993г. были установлены размеры должностных окладов военнослужащих, проходящих службу, в том числе должностные оклады лиц офицерского состава по основным типовым должностям в пределах от минимума до максимума. Министру обороны Российской Федерации предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.
Приказом Министра обороны РФ от 27.01.1993 г. № 020 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты» определен порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов по должностям офицерского состава воинских частей. В соответствии с названным Приказом данные должностные оклады с 01.02.1993г. соответствовали 13 тарифному разряду и 14 тарифному разряду, с 01.07.2002 г. - 20 и 21 тарифному разряду соответственно. Этим же Приказом определен порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов по должностям офицерского состава воинских частей, в соответствии с которым и с учетом разъяснений соответствующего управления Министерства обороны были установлены размеры должностных окладов военнослужащих с 01.02.1993 г. (л.д.132-134,142-145,т.1).
Согласно сообщения Минобороны России от 15.02.2017г. в период с 01.01.1990г. до 01.12.2000г. размеры окладов действующим военнослужащим указывались в штатах войсковых частей в пределах от минимума до максимума. Конкретный размер оклада по воинской должности в период службы устанавливался персонально каждому военнослужащему командиром воинской части в зависимости от результатов исполнения им служебных обязанностей и указывался в расчетной книжке военнослужащего. Оклад по нетиповой воинской должности командира 5395 авиационно-технической базы 15 воздушной армии был установлен в - следующих размерах: с 01.09.1993 г. до 01.01.1994г. – 70 110 – 73 530 (руб.); с 01.09.1995 г. до 01.01.1998г. – 373 500 – 392 000 (руб.). Размер оклада по указанной воинской должности с 01.07.2002 г. составлял 2 150 руб., что подтверждается выпиской из штатно-тарифного перечня о размере оклада (л.д.109-112,т.1). Исходя из этого военкоматом произведен расчет пенсии за выслугу лет по состоянию на 07.11.1997г. (л.д.15,т.1).
Из названных положений закона следует, что конкретный персональный оклад по воинской должности устанавливался командиром соответствующего воинского подразделения каждому военнослужащему индивидуально, и вносился в расчетную книжку военнослужащего, содержащую сведения о размере должностного оклада на день увольнения. Однако расчетная книжка не принята судом во внимание по вышеизложенным основаниям.
Федеральным законом от 07.05.2002г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» был изменен порядок определения размеров окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих и установлено, что оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» (утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012г. № 60), принятым во исполнение Федерального закона от 07.05.2002г. № 49-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 04.03.2002 г. № 249 «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих», Указа Президента РФ от 01.06.2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих», установлены новые должностные оклады по типовым должностям военнослужащих, проходящих военную службу. Названным постановлением на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при установлении указанных окладов руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2002г. № 537.
Приказом Министра обороны РФ от 28.06.2002г. № 245 установлено выплачивать с 01.06.2002г. месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в размерах в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности. Приказом Министра обороны РФ от 29.08.2003г. утвержден штатно-тарифный перечень воинских должностей, согласно которого оклад по воинским должностям военнослужащих, уволенных с военной службы до 01.07.2002г., не поименованных в Перечне, устанавливаются Главным финансово-экономическим управлением МО РФ, применительно к окладам по аналогичным должностям, указанным в Перечне (л.д.235,т.1). В соответствии с вышеназванными актами пенсия, назначенная истцу, была пересмотрена применительно к окладу по типовой воинской должности.
В целях реализации указанных нормативно-правовых актов Министром обороны РФ изданы и направлены для руководства и исполнения в подчиненные органы военного управления и военные комиссариаты приказ от 2002г. № и Указания от 28.06.2002г. №, в соответствии с которыми заместитель Министра обороны РФ по финансово-экономической работе для осуществления работы по пересмотру пенсий Указанием от 22.07.2002г. № потребовал: организовать и провести работу по определению размеров окладов по состоянию на 01.07.2002г. по нетиповым воинским должностям, не поименованным в приложении № к приказу Министра обороны РФ от 2002г. № с учетом указаний заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе от 20.07.2002г. №; при установлении окладов по воинским должностям руководствоваться только данными, указанными в расчетных книжках и денежных аттестатах военнослужащих; по нетиповым воинским должностям, оклады по которым в соответствии с имеющейся в распоряжении военных комиссариатов нормативно-правовой базы установить не представляется возможным, отделами социального и финансового обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации составлять списки по установленной форме; данные списки, ежемесячно начиная с октября 2002г. представлять в Главное Финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ для проведения тарификации (установление должностного оклада на 01.07.2002г.) (л.д.149-154,т.1).
На основании вышеизложенных доказательств судом установлено, что на день назначения пенсии истцу ДД.ММ.ГГГГ. облвоенкомат не располагал документами об окладе по должности командира № воздушной армии, расчетная книжка была оформлена на Смольянинова 1ИО. после его увольнения со службы, поэтому не может являться доказательством по делу, сведения о сохраненном должностном окладе в выписке из приказа о его перемещении в связи с оргштатными мероприятиями в декабре 1993г. отсутствовали, в связи с этим расчет пенсии за выслугу лет истца произведен ответчиком, исходя из должностного оклада по должности <данные изъяты>, которую истец занимал перед увольнением, то есть пенсия истца не могла быть исчислена, исходя из оклада по штатной должности, которую он занимал до указанного перевода.
В связи с необходимостью исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик обратился в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ для установления должностного оклада (тарифного разряда) по должности командира № воздушной армии по состоянию на 01.07.2002г. и представил необходимые документы (л.д.72,т.1), на что получен ответ Министерства обороны РФ (л.д.73,74,т.1).
В соответствии с Положением о Департаменте социальных гарантий Министерства обороны РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 22.07.2015г. № 430, одной из основных задач Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ является организация контроля за соблюдением законности при назначении и выплате пенсий, пособий, компенсаций и других выплат, а также осуществление тарификации штатов и проведение единой штатно-тарифной политики в Вооруженных Силах Российской Федерации (л.д.238,т.1). В связи с этим Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ подтверждено, что размер оклада по указанной должности истца соответствует 21 тарифному разряду с 01.07.2002 г. Тарифный разряд, установленный по воинской должности истца до 01.07.2002г. соответствовал 14 тарифному разряду, из которого сделан перерасчет пенсии истца за период с 07.11.1997г. по 30.06.2002г.
По мнению суда, заслуживают внимания доводы ответчика о том, что определение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, как указывает истец, путем пересчета латвийских денежных единиц в российские рубли по курсу Центробанка в 1997 году, законодательством не предусмотрено. Более того, суд учитывает следующее.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 25.03.1993 г. № 241 «О порядке выплаты иностранной валюты личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, временно находящихся на территориях Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, и пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим на территориях этих государств» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.03.1993 г. № 161 «О порядке выплаты иностранной валюты личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, временно находящихся на территориях Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, и пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим на территориях этих государств» выплата временно проживающим на территориях указанных государств военнослужащим иностранной валюты производилась путем пересчета сумм денежного довольствия, установленного в российских рублях, на денежные единицы этих стран. При этом указанная выплата производилась со дня зачисления приказом в списки воинской части при первоначальном прибытии для прохождения службы па территориях государств Балтии по день исключения из списков части при окончательном убытии с этих территорий. Названными правовыми актами установлено выплачивать личному составу органов военного управления, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, временно находящихся на территории Латвийской Республики, иностранную валюту путем перерасчета сумм денежного довольствия в рублях на денежные единицы этих стран в соотношении: за десять рублей - соответственно десять латвийских рублей. При этом исчисление сумм в рублях производить: денежное довольствие - в порядке и размерах, установленных на 31.12.1992г. (л.д.20-22,т.1).
В связи с изложенным суд считает, что также заслуживают внимания как соответствующие действующему законодательству доводы представителя ответчика, изложенные в письменных возражениях о том, что обеспечение_военнослужащих, временно находившихся как на территориях стран Балтии, как и на территориях других государств, денежным довольствием в валюте страны временного проживания, и денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в соответствии с пунктами 8 и 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, не являются понятиями идентичными в том понимании должностного оклада, которое предусмотрел законодатель для исчисления пенсии военнослужащим. Аналогичный ответ дан истцу Министерством обороны РФ на его обращение (л.д.37-39,т.1).
Согласно архивных справок от 18.07.2016г. и от 22.08.2016г. должностной оклад командира №, получаемый Смольяниновым 1ИО. в российских рублях, в период с июня по октябрь 1992г. составлял 4 950 руб., с ноября 1992г. – 7 430 руб., при этом приложен приказ Министра обороны РФ от 1993г. № 020 с указанием тарифных разрядов (л.д.61,131-134,195,т.1).
По сообщению Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ № до ее расформирования (ДД.ММ.ГГГГ) содержалась по штату №, в котором по воинской должности «командир базы» был установлен 13 тарифный разряд. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данному разряду соответствовал оклад в размере 68400 - 71 820 руб. В дальнейшем оклады по указанной воинской должности устанавливались в следующих размерах:
- по состоянию на 07.11.1997г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 1994г. № - 365 000-383 000 руб.;
- с 01.01.1998 г. в соответствии с директивой Министра обороны РФ 1997г. № (деноминация) - 365-383 руб.;
- с 01.03.1998 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 1998г. № (ранее установленные оклады увеличены на 25%) - 456 - 478 руб.;
- с 01.01.1999г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 года № - 739-734 рубля;
с 01.12.2000 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2000г. № № - 887-929 руб.;
- с 01.07.2002 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2003г. № № - 2150 руб., чему соответствовал 21 тарифный разряд;
- с 01.10.2003 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2003 года № – 2386.5 руб.;
- с 01.01.2006 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ 2005г. № (ранее установленные оклады увеличены в 1,15 раза)- 2744.48 руб.;
- с 01.01.2007 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2007г. № - 3 019 руб.;
- с 01.12.2007 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2007г. № № - 3472 руб.;
- с 01.02.2008 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 г. № № - 3785 руб.;
- с 01.10.2008 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008г. № № - 4 126 руб.;
- с 01.08.2009 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2009г. № - 4 477 руб.;
- с 01.04.2011 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ 2011г. № №- 4 769 руб.;
- с 01.01.2012 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2011г. № - 25 500 руб.
При этом в период с 01.01.1990 г. по 30.06.2002 г. размеры окладов действующим военнослужащим указывались в штатах воинских частей в пределах от минимума до максимума. Конкретный размер оклада по воинской должности устанавливался военнослужащему командиром воинской части в зависимости от качества исполнения служебных обязанностей, о чем указывалось выше. Тарификацию нетиповых воинских должностей производили: до 2001 года - Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ (переформировано в Главное финансово-экономическое управление); с 2001 года по 2007 год - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ (переформировано в отдельные департаменты Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ); с 2008 года по 2011 год - Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (переформирован в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ); с 2012г. по 2013г. - Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ (переформирован в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ); с 2013 г. по 2014г. - Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ (переформирован в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ); с 2015 года по настоящее время - Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Указание заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе от 22.07.2002г. № №, о котором указано выше, исполнялось военными комиссариатами субъектов Российской Федерации и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ.
Таким образом, на основании вышеизложенного судом установлено, что пенсия уволенным военнослужащим исчисляется из конкретного, индивидуально установленного при увольнении каждому военнослужащему, оклада по последней воинской должности, который в последующем индексируется на основании решений Правительства РФ. При этом размеры окладов по воинским должностям, о чем указано выше, указываются в денежных аттестатах, а до 2000 г. - в расчетных книжках, на день увольнения военнослужащих, которые хранятся в военных комиссариатах в их личных (пенсионных) делах, и в соответствии с пунктом «а» статьи 49 Закона № 4468-1 в дальнейшем не устанавливаются, а только пересматриваются (индексируются) исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
28.12.2002г. Министром обороны РФ был утвержден уточненный штатно-тарифный Перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил РФ. Указанием Министра обороны РФ от 28.12.2002г. № дано распоряжение начальнику Главного финансово-экономического управления - заместителю Министра обороны РФ при тарификации нетиповых воинских должностей офицеров, уволенных с военной службы, для установления размеров пенсий руководствоваться указанным Перечнем. С признанием утратившими силу указаний Министра обороны РФ от 28.06.2002 г. № № издан приказ Министра обороны РФ от 29.08.2003г. №
Принимая во внимание требования вышеназванных правовых актов размеры должностных окладов, применяемые при расчете пенсий лицам, уволенным до 01.07.2002 г., были приведены в соответствие с должностными окладами военнослужащих, проходивших военную службу по состоянию на 01.07.2002 г., в связи с чем, по мнению суда, не обязательно должны были соответствовать окладам по воинским должностям военнослужащих, замещающих аналогичные воинские должности в соответствующих по наименованию подразделениях в настоящее время (л.д.1-5,т.2).
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании недоплаченных сумм пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 409991.08 (недоминированных) руб., взыскании убытков с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб., взыскании компенсации морального вреда. Кроме того, исковые требования о взыскании убытков также не подлежат удовлетворению, поскольку индексация сумм пенсий на основании индекса потребительских цен не предусмотрена законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, которым установлен определенный в законе порядок перерасчета пенсий.
Исковые требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Основания и размер компенсации морального вреда определяются статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ, согласно которых моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 06.02.2007 г.) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина (п.2).
Правоотношения сторон являются имущественными, вытекающими из требований о взыскании недополученных сумм пенсии, при этом законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих компенсация морального вреда при нарушении пенсионных прав не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Смольянинова 1ИОк ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об установлении права на пенсию на 07.11.1997г. в сумме 929650 недоминированных рублей, взыскании недоплаченных сумм пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 409991.08 недоминированных рублей, взыскании убытков с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб., взыскании компенсации морального вреда и индексации пенсии.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 26.04.2017г.
гр. дело № 2-88/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«20» апреля 2017г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием истца Смольянинова 1ИО., представителей ответчика по доверенностям Мека 2ИО, Муравьева 3ИО.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смольянинова 1ИОк ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об установлении права на пенсию на 07.11.1997г. в сумме 929650 недоминированных рублей, взыскании недоплаченных сумм пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 409991.08 недоминированных рублей, взыскании убытков с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб., взыскании компенсации морального вреда и индексации пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец Смольянинов 1ИО. обратился в суд с настоящим иском, указал, что решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. на ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (далее облвоенкомат) возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной Смольянинову 1ИО. с ДД.ММ.ГГГГ., исходя из должностного оклада командира №, а также обязанность выплатить истцу недоплаченные суммы пенсий с 07.11.1997г. по декабрь 2015г.
ДД.ММ.ГГГГ. № была расформирована и ликвидирована в соответствии с директивами Генштаба ВС РФ и Главного штаба ВВС. Истец считает, что для исполнения судебного решения ответчик обязан из представленного им расчета установить истцу должностной оклад по штатной должности командира № на ноябрь 1993г., так как приказом ПС ВВС № от ДД.ММ.ГГГГ. Смольянинов 1ИО. был назначен на нижестоящую должность в связи с оргштатными мероприятиями. Истец также считает, что его пенсионное дело содержит финансовые документы, в соответствии с которыми ответчик обязан определить, что должностной оклад командира №, который в ноябре 1993г. составлял 92053.14 руб. и которые истец получал в латвийских латах в сумме 44.48 лат, что на 07.11.1997г. соответствовало 474 000 руб. (в перерасчете на российские рубли) и что является основанием для перерасчета пенсии на 07.11.1997г. из расчета: должностной оклад – 474000 руб., оклад по воинскому званию – 269000 руб., 35 % надбавка за выслугу лет – 260050 руб., денежная компенсация за паек – 364 087 руб., а выслугу 26 лет в размере 68 % денежного довольствия пенсия составляет 929653.16 (неденоминированных) руб. Однако, в нарушение закона ответчик произвольно произвел перерасчет пенсии по должностному окладу на ноябрь 1993г. в размере 70 110 руб., на 07.11.1997г. – 373 500 руб., и установил истцу пенсию в сумме 837394.16 (неденоминированных) руб., тогда как при назначении на должность командира № истцу был назначен должностной оклад в сумме 1 273 руб., который в ноябре 1993г. составлял 92 260 руб. и был получен истцом в соотношении 1 лат = 2069.54 руб. в сумме 44.58 латвийских лат.
В связи с изложенным истец просит признать за ним право на получение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в размере 929 650 (недоминированных) руб., в настоящее время - 28430.05 руб.; взыскать с ответчика недоплаченные суммы пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в размере 386052.77 руб.; взыскать убытки за период с 07.11.1997г. по январь 2017г. в размере 200691.86 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец уточнил исковые требования (л.д.175-181), просит установить право на пенсию на 07.11.1997г. в сумме 929 650
(недоминированных) руб.; взыскать с ответчика недоплаченные суммы пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 408991.08 руб., убытки с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 150 000 руб.
Истец Смольянинов 1ИО. исковые требования поддержал, пояснил изложенное.
Представители ответчика по доверенностям Мека 2ИО, Муравьев 3ИО. иск не признали, представили письменные возражения (л.д.26-28,52-56,122-130,т.1).
Представитель Центрального РОСП г. Воронежа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежаще, о чем имеется уведомление.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. на облвоенкомат возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по выслуге лет, назначенной Смольянинову 1ИО. с ДД.ММ.ГГГГ., исходя из должностного оклада командира №, а также обязанность выплатить истцу недоплаченные суммы пенсий с 07.11.1997г. по декабрь 2015г. (л.д.6-8,т.1).
Размер должностного оклада, из которого необходимо было произвести перерасчет пенсии с 07.11.1997г., судом в вышеназванном решении не указан и не устанавливался, тогда как согласно справок Центрального архива МО РФ в раздаточных ведомостях на выдачу денежного довольствия военнослужащим № ноябрь 1993г. значится должностной оклад Смольянинова 1ИО. в латвийских латах и сантимах – 44-48 (л.д.14,61,62,т.1). Иные документы суду в настоящем судебном заседании не представлены.
На основании пояснений сторон, решения и определения судом установлено, что во исполнение указанного решения возбуждено исполнительное производство, которое постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа, с чем Смольянинов 1ИО. не согласился и обратился в суд с административным исковым заявлением. Решением Центрального районного суда г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. административные исковые требования Смольянинова 1ИО. оставлены без удовлетворения. Апелляционным определением Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение суда от ДД.ММ.ГГГГ. в части отменено, признано незаконным и отменено постановление судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. об окончании исполнительного производства (л.д.233-234,т.1). Согласно апелляционного определения, как следует из материалов исполнительного производства размер должностного оклада истца во исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. фактически не установлен. В основу исполнения решения суда положен установленный Департаментом социальных гарантий МО РФ тарификационный разряд нетиповой должности по состоянию на 01.07.2001г., однако доказательства этому в деле отсутствуют, в ответе Департамента социальных гарантий МО РФ указано, что с 01.07.2002г. размер должностного оклада истца соответствует 21 тарификационному разряду, а также 14 тарифному разряду, однако не приведено нормативного обоснования этому.
Таким образом, указанными судебными постановлениями не устанавливались те или иные обстоятельства, которые могли быть обязательными в соответствии со ст. 61 ГПК РФ для суда, рассматривающего настоящее дело, документы о размере должностного оклада командира № на день перевода на нижестоящую должность 04.12.1993г. (л.д.88,т.1) при рассмотрении указанных дел не представлены, как суду не представлены в настоящем судебном заседании, а личная расчетная книжка, на которую ссылается истец, не может быть доказательством по делу, в том числе и потому, что оформлена она после увольнения истца 01.01.1995г. (л.д.243,т.1,л.д.6-8,т.2), согласно приказа истец исключен из списков части 05.05.1994г. (л.д.240,т.1). Приказами от 29.09.1997г. и от 03.11.1997г. истец уволен с военной службы и исключен из личного состава части (л.д.241-242,т.1).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ. отменено постановление об окончании исполнительного производства (л.д.103,т.1); ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем Центрального РОСП г. Воронежа направлено ответчику предупреждение о злостном неисполнении решения суда (л.д.198,т.1). Постановлением судебного пристава-исполнителя Центрального РОСП г. Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. за неисполнение исполнительного документа (л.д.199-200,т.1).
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статьей 43 данного закона установлено, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993г. № «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012г. №, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012г., а в отношении некоторых лиц применяется с 01.01.2013г.) должность командира № не является типовой (Приложения № 1 и № 2). Последнее обстоятельство по существу сторонами не оспаривается.
Порядок исчисления пенсий военнослужащим установлен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», в соответствии с п. 9 которого в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии уволенным с военной службы военнослужащим, включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленную из этих окладов. Офицерам, переведенным по состоянию здоровья или возрасту с летной работы, подводных лодок (подводных крейсеров), атомных надводных кораблей (в том числе офицерам органов безопасности, обслуживающим атомные надводные корабли и атомные подводные крейсеры, включая вторые экипажи и экипажи строящихся крейсеров) и минных тральщиков на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, пенсия при последующем увольнении их с военной службы может исчисляться исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода. В таком же порядке могут исчисляться пенсии при увольнении с военной службы также офицерам в званиях подполковника, ему равном и выше, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, имевшим на день перевода выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993 г. № 65 с 01.01.1993г. были установлены размеры должностных окладов военнослужащих, проходящих службу, в том числе должностные оклады лиц офицерского состава по основным типовым должностям в пределах от минимума до максимума. Министру обороны Российской Федерации предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих, применительно к окладам, предусмотренным настоящим Постановлением.
Приказом Министра обороны РФ от 27.01.1993 г. № 020 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и усилении их социальной защиты» определен порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов по должностям офицерского состава воинских частей. В соответствии с названным Приказом данные должностные оклады с 01.02.1993г. соответствовали 13 тарифному разряду и 14 тарифному разряду, с 01.07.2002 г. - 20 и 21 тарифному разряду соответственно. Этим же Приказом определен порядок установления тарифных разрядов и соответствующих им окладов по должностям офицерского состава воинских частей, в соответствии с которым и с учетом разъяснений соответствующего управления Министерства обороны были установлены размеры должностных окладов военнослужащих с 01.02.1993 г. (л.д.132-134,142-145,т.1).
Согласно сообщения Минобороны России от 15.02.2017г. в период с 01.01.1990г. до 01.12.2000г. размеры окладов действующим военнослужащим указывались в штатах войсковых частей в пределах от минимума до максимума. Конкретный размер оклада по воинской должности в период службы устанавливался персонально каждому военнослужащему командиром воинской части в зависимости от результатов исполнения им служебных обязанностей и указывался в расчетной книжке военнослужащего. Оклад по нетиповой воинской должности командира 5395 авиационно-технической базы 15 воздушной армии был установлен в - следующих размерах: с 01.09.1993 г. до 01.01.1994г. – 70 110 – 73 530 (руб.); с 01.09.1995 г. до 01.01.1998г. – 373 500 – 392 000 (руб.). Размер оклада по указанной воинской должности с 01.07.2002 г. составлял 2 150 руб., что подтверждается выпиской из штатно-тарифного перечня о размере оклада (л.д.109-112,т.1). Исходя из этого военкоматом произведен расчет пенсии за выслугу лет по состоянию на 07.11.1997г. (л.д.15,т.1).
Из названных положений закона следует, что конкретный персональный оклад по воинской должности устанавливался командиром соответствующего воинского подразделения каждому военнослужащему индивидуально, и вносился в расчетную книжку военнослужащего, содержащую сведения о размере должностного оклада на день увольнения. Однако расчетная книжка не принята судом во внимание по вышеизложенным основаниям.
Федеральным законом от 07.05.2002г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот» был изменен порядок определения размеров окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих и установлено, что оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются Министром обороны Российской Федерации применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 г. № 462 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих» (утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012г. № 60), принятым во исполнение Федерального закона от 07.05.2002г. № 49-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 04.03.2002 г. № 249 «О мерах по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих», Указа Президента РФ от 01.06.2002 г. № 537 «О денежном довольствии военнослужащих», установлены новые должностные оклады по типовым должностям военнослужащих, проходящих военную службу. Названным постановлением на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность при установлении указанных окладов руководствоваться едиными принципами соответствия должностей и соотношения окладов, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2002г. № 537.
Приказом Министра обороны РФ от 28.06.2002г. № 245 установлено выплачивать с 01.06.2002г. месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями в размерах в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности. Приказом Министра обороны РФ от 29.08.2003г. утвержден штатно-тарифный перечень воинских должностей, согласно которого оклад по воинским должностям военнослужащих, уволенных с военной службы до 01.07.2002г., не поименованных в Перечне, устанавливаются Главным финансово-экономическим управлением МО РФ, применительно к окладам по аналогичным должностям, указанным в Перечне (л.д.235,т.1). В соответствии с вышеназванными актами пенсия, назначенная истцу, была пересмотрена применительно к окладу по типовой воинской должности.
В целях реализации указанных нормативно-правовых актов Министром обороны РФ изданы и направлены для руководства и исполнения в подчиненные органы военного управления и военные комиссариаты приказ от 2002г. № и Указания от 28.06.2002г. №, в соответствии с которыми заместитель Министра обороны РФ по финансово-экономической работе для осуществления работы по пересмотру пенсий Указанием от 22.07.2002г. № потребовал: организовать и провести работу по определению размеров окладов по состоянию на 01.07.2002г. по нетиповым воинским должностям, не поименованным в приложении № к приказу Министра обороны РФ от 2002г. № с учетом указаний заместителя Министра обороны по финансово-экономической работе от 20.07.2002г. №; при установлении окладов по воинским должностям руководствоваться только данными, указанными в расчетных книжках и денежных аттестатах военнослужащих; по нетиповым воинским должностям, оклады по которым в соответствии с имеющейся в распоряжении военных комиссариатов нормативно-правовой базы установить не представляется возможным, отделами социального и финансового обеспечения военных комиссариатов субъектов Российской Федерации составлять списки по установленной форме; данные списки, ежемесячно начиная с октября 2002г. представлять в Главное Финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ для проведения тарификации (установление должностного оклада на 01.07.2002г.) (л.д.149-154,т.1).
На основании вышеизложенных доказательств судом установлено, что на день назначения пенсии истцу ДД.ММ.ГГГГ. облвоенкомат не располагал документами об окладе по должности командира № воздушной армии, расчетная книжка была оформлена на Смольянинова 1ИО. после его увольнения со службы, поэтому не может являться доказательством по делу, сведения о сохраненном должностном окладе в выписке из приказа о его перемещении в связи с оргштатными мероприятиями в декабре 1993г. отсутствовали, в связи с этим расчет пенсии за выслугу лет истца произведен ответчиком, исходя из должностного оклада по должности <данные изъяты>, которую истец занимал перед увольнением, то есть пенсия истца не могла быть исчислена, исходя из оклада по штатной должности, которую он занимал до указанного перевода.
В связи с необходимостью исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. ответчик обратился в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ для установления должностного оклада (тарифного разряда) по должности командира № воздушной армии по состоянию на 01.07.2002г. и представил необходимые документы (л.д.72,т.1), на что получен ответ Министерства обороны РФ (л.д.73,74,т.1).
В соответствии с Положением о Департаменте социальных гарантий Министерства обороны РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 22.07.2015г. № 430, одной из основных задач Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ является организация контроля за соблюдением законности при назначении и выплате пенсий, пособий, компенсаций и других выплат, а также осуществление тарификации штатов и проведение единой штатно-тарифной политики в Вооруженных Силах Российской Федерации (л.д.238,т.1). В связи с этим Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ подтверждено, что размер оклада по указанной должности истца соответствует 21 тарифному разряду с 01.07.2002 г. Тарифный разряд, установленный по воинской должности истца до 01.07.2002г. соответствовал 14 тарифному разряду, из которого сделан перерасчет пенсии истца за период с 07.11.1997г. по 30.06.2002г.
По мнению суда, заслуживают внимания доводы ответчика о том, что определение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, как указывает истец, путем пересчета латвийских денежных единиц в российские рубли по курсу Центробанка в 1997 году, законодательством не предусмотрено. Более того, суд учитывает следующее.
В соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 25.03.1993 г. № 241 «О порядке выплаты иностранной валюты личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, временно находящихся на территориях Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, и пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим на территориях этих государств» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.03.1993 г. № 161 «О порядке выплаты иностранной валюты личному составу воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, временно находящихся на территориях Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, и пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим на территориях этих государств» выплата временно проживающим на территориях указанных государств военнослужащим иностранной валюты производилась путем пересчета сумм денежного довольствия, установленного в российских рублях, на денежные единицы этих стран. При этом указанная выплата производилась со дня зачисления приказом в списки воинской части при первоначальном прибытии для прохождения службы па территориях государств Балтии по день исключения из списков части при окончательном убытии с этих территорий. Названными правовыми актами установлено выплачивать личному составу органов военного управления, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, временно находящихся на территории Латвийской Республики, иностранную валюту путем перерасчета сумм денежного довольствия в рублях на денежные единицы этих стран в соотношении: за десять рублей - соответственно десять латвийских рублей. При этом исчисление сумм в рублях производить: денежное довольствие - в порядке и размерах, установленных на 31.12.1992г. (л.д.20-22,т.1).
В связи с изложенным суд считает, что также заслуживают внимания как соответствующие действующему законодательству доводы представителя ответчика, изложенные в письменных возражениях о том, что обеспечение_военнослужащих, временно находившихся как на территориях стран Балтии, как и на территориях других государств, денежным довольствием в валюте страны временного проживания, и денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии в соответствии с пунктами 8 и 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, не являются понятиями идентичными в том понимании должностного оклада, которое предусмотрел законодатель для исчисления пенсии военнослужащим. Аналогичный ответ дан истцу Министерством обороны РФ на его обращение (л.д.37-39,т.1).
Согласно архивных справок от 18.07.2016г. и от 22.08.2016г. должностной оклад командира №, получаемый Смольяниновым 1ИО. в российских рублях, в период с июня по октябрь 1992г. составлял 4 950 руб., с ноября 1992г. – 7 430 руб., при этом приложен приказ Министра обороны РФ от 1993г. № 020 с указанием тарифных разрядов (л.д.61,131-134,195,т.1).
По сообщению Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ № до ее расформирования (ДД.ММ.ГГГГ) содержалась по штату №, в котором по воинской должности «командир базы» был установлен 13 тарифный разряд. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данному разряду соответствовал оклад в размере 68400 - 71 820 руб. В дальнейшем оклады по указанной воинской должности устанавливались в следующих размерах:
- по состоянию на 07.11.1997г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 1994г. № - 365 000-383 000 руб.;
- с 01.01.1998 г. в соответствии с директивой Министра обороны РФ 1997г. № (деноминация) - 365-383 руб.;
- с 01.03.1998 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 1998г. № (ранее установленные оклады увеличены на 25%) - 456 - 478 руб.;
- с 01.01.1999г. в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 1999 года № - 739-734 рубля;
с 01.12.2000 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2000г. № № - 887-929 руб.;
- с 01.07.2002 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2003г. № № - 2150 руб., чему соответствовал 21 тарифный разряд;
- с 01.10.2003 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2003 года № – 2386.5 руб.;
- с 01.01.2006 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ 2005г. № (ранее установленные оклады увеличены в 1,15 раза)- 2744.48 руб.;
- с 01.01.2007 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2007г. № - 3 019 руб.;
- с 01.12.2007 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2007г. № № - 3472 руб.;
- с 01.02.2008 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 г. № № - 3785 руб.;
- с 01.10.2008 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008г. № № - 4 126 руб.;
- с 01.08.2009 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2009г. № - 4 477 руб.;
- с 01.04.2011 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ 2011г. № №- 4 769 руб.;
- с 01.01.2012 г. в соответствии с приказом Министра обороны РФ 2011г. № - 25 500 руб.
При этом в период с 01.01.1990 г. по 30.06.2002 г. размеры окладов действующим военнослужащим указывались в штатах воинских частей в пределах от минимума до максимума. Конкретный размер оклада по воинской должности устанавливался военнослужащему командиром воинской части в зависимости от качества исполнения служебных обязанностей, о чем указывалось выше. Тарификацию нетиповых воинских должностей производили: до 2001 года - Главное управление военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ (переформировано в Главное финансово-экономическое управление); с 2001 года по 2007 год - Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ (переформировано в отдельные департаменты Министерства обороны Российской Федерации, в том числе и в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ); с 2008 года по 2011 год - Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации (переформирован в Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ); с 2012г. по 2013г. - Департамент финансового планирования Министерства обороны РФ (переформирован в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ); с 2013 г. по 2014г. - Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ (переформирован в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ); с 2015 года по настоящее время - Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Указание заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе от 22.07.2002г. № №, о котором указано выше, исполнялось военными комиссариатами субъектов Российской Федерации и Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны РФ.
Таким образом, на основании вышеизложенного судом установлено, что пенсия уволенным военнослужащим исчисляется из конкретного, индивидуально установленного при увольнении каждому военнослужащему, оклада по последней воинской должности, который в последующем индексируется на основании решений Правительства РФ. При этом размеры окладов по воинским должностям, о чем указано выше, указываются в денежных аттестатах, а до 2000 г. - в расчетных книжках, на день увольнения военнослужащих, которые хранятся в военных комиссариатах в их личных (пенсионных) делах, и в соответствии с пунктом «а» статьи 49 Закона № 4468-1 в дальнейшем не устанавливаются, а только пересматриваются (индексируются) исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.
28.12.2002г. Министром обороны РФ был утвержден уточненный штатно-тарифный Перечень воинских должностей высших, старших и младших офицеров Вооруженных Сил РФ. Указанием Министра обороны РФ от 28.12.2002г. № дано распоряжение начальнику Главного финансово-экономического управления - заместителю Министра обороны РФ при тарификации нетиповых воинских должностей офицеров, уволенных с военной службы, для установления размеров пенсий руководствоваться указанным Перечнем. С признанием утратившими силу указаний Министра обороны РФ от 28.06.2002 г. № № издан приказ Министра обороны РФ от 29.08.2003г. №
Принимая во внимание требования вышеназванных правовых актов размеры должностных окладов, применяемые при расчете пенсий лицам, уволенным до 01.07.2002 г., были приведены в соответствие с должностными окладами военнослужащих, проходивших военную службу по состоянию на 01.07.2002 г., в связи с чем, по мнению суда, не обязательно должны были соответствовать окладам по воинским должностям военнослужащих, замещающих аналогичные воинские должности в соответствующих по наименованию подразделениях в настоящее время (л.д.1-5,т.2).
В связи с отказом в иске по существу не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании недоплаченных сумм пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 409991.08 (недоминированных) руб., взыскании убытков с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб., взыскании компенсации морального вреда. Кроме того, исковые требования о взыскании убытков также не подлежат удовлетворению, поскольку индексация сумм пенсий на основании индекса потребительских цен не предусмотрена законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, которым установлен определенный в законе порядок перерасчета пенсий.
Исковые требования о компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Основания и размер компенсации морального вреда определяются статьями 1099, 1100, 1101 ГК РФ, согласно которых моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.1994г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в ред. от 06.02.2007 г.) под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная или семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина (п.2).
Правоотношения сторон являются имущественными, вытекающими из требований о взыскании недополученных сумм пенсии, при этом законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих компенсация морального вреда при нарушении пенсионных прав не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Смольянинова 1ИОк ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» об установлении права на пенсию на 07.11.1997г. в сумме 929650 недоминированных рублей, взыскании недоплаченных сумм пенсии с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 409991.08 недоминированных рублей, взыскании убытков с 07.11.1997г. по январь 2017г. в сумме 207465.01 руб., взыскании компенсации морального вреда и индексации пенсии.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 26.04.2017г.