РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2019 года Отрадненский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Гребешковой Н.Е.
при секретаре Лищук Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Тальковой ФИО8 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии
УСТАНОВИЛ:
Талькова Н.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование своих исковых требований истец указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Талькова Н.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста, т.е. согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ.№ 400-ФЗ « О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Ответчик не включил в специальный стаж истца периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду № «Василек» в должности воспитателя.
Истец с данным решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ «О режиме работы ДОУ» истцу была установлена ставка 0,8., т.е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Тальковой Н.Ю. была ставка 1,0. Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ установлена ставка 1.0.
Кроме того, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ Талькова Н.Ю. кроме основной нагрузки, исполняла обязанности 0.75 ставки воспитателя на время отпуска основного работника. Истец полагает, что для сельской местности такой нагрузки достаточно для включения этого времени в специальный стаж.
Далее, как усматривается из этой же архивной справки, по книгам приказов за 2009 сведений об изменении ставки не обнаружено, что, по мнению истца, также позволяет включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отражается в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ., в которой указано, что Талькова Н.Ю. является основным сотрудником и подтверждается записями в трудовой книжке.
В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В обязанность истца не входило предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Талькова Н.Ю. считает, что отсутствие сведений в выписке ИЛС не должно служить основанием для отказа во включение периода в специальный стаж, т.к. имеются и другие доказательства, подтверждающие стаж.
Стаж педагогической деятельности истца исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ и действующим на тот момент законодательством предусматривалось ее право в дальнейшем на льготное пенсионное обеспечение. Позиция Конституционного суда РФ, изложенная в постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ, предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Поскольку педагогический стаж истца составляет 25 лет, Талькова Н.Ю. считает, что у нее возникло право на назначение досрочной пенсии, а решение ответчика об отказе в этом нарушает ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное государством.
Талькова Н.Ю. просит признать необоснованным отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. <адрес> (межрайонное) в назначении досрочной пенсии по старости; обязать ответчика назначить и выплатить досрочную пенсию по старости с момента обращения за назначением такой пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ, включив в страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду № «Василек» в должности воспитателя.
В судебном заседании Талькова Н.Ю. уточнила исковые требования и просит включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду № «Василек» в должности воспитателя, в специальный страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в детском саду № «Василек» в должности воспитателя и назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Талькова Н.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, дополнив их следующим. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала полный рабочий день, на целую ставку воспитателем в детском саду № <данные изъяты> Почему данные за этот период не указаны работодателем в сведения ИЛС, истцу неизвестно. В настоящее время детский сад № «Василек» Кинель-Черкасского РОНО не существует, документы в архив сданы не в полном объеме. Действительно, с ДД.ММ.ГГГГ истец работала на 0,8 ставки воспитателя, но замещала других воспитателей во время больничных, отпусков, т.е. в иные периоды работала даже более чем на ставку.
Представитель ответчика ФИО6 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия три года) в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные пояснениям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Изучив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стран и безопасности государства.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
При разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях", Закон ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в ФИО3", Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
С ДД.ММ.ГГГГ основания назначения пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с ДД.ММ.ГГГГ) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Согласно пункту 19 части первой статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с ДД.ММ.ГГГГ - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2", утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "м" пункта 1 настоящего Постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ;
Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Порядок подтверждения стажа работы регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1015.
Согласно п. 11 указанных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пенсионное законодательство предполагает, что досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть произведено пенсионным органом на основании документов, из которых можно сделать вывод о характере работы обусловленном тем, что такая работа является строго индивидуализированной и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и т.д.
В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, определено, что периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с ДД.ММ.ГГГГ - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
По смыслу указанной нормы выполнение нормы нагрузки должно быть исключительно по должностям, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно Приказа Минобразования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2075, N 1601 от ДД.ММ.ГГГГ "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" воспитателям организаций, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования предусмотрена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы - 36 часов в неделю.
Режим 36-часовой рабочей недели каждым воспитателем может обеспечиваться путем одновременной ежедневной работы двух воспитателей в течение 6 часов в неделю для каждого воспитателя либо замены каждым воспитателем в течение этого времени отсутствующих воспитателей по болезни и другим причинам, выполнения работы по изготовлению учебно-наглядных пособий, методической и другой работы, регулируемой правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения и иными локальными актами (Приказы Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 69, N 536 от ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктом 1 раздела "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781, предусмотрена должность "воспитатель", пунктом 1.7. раздела "Наименование учреждений" предусмотрены "детские сады всех наименований".
В соответствии с п. п. 16, 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Талькова Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовую деятельность осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно данным трудовой книжки Талькова Н.Ю. ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в детский сад № «Василек» воспитателем со второй квалификационной категорией в порядке перевода. (запись №, приказ №(2) от 27. 10.2000).
Из трудовой книжки истца усматривается, что впоследствии ей присвоена первая квалификационная категория по должности воспитатель.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кинель-Черкасский детский сад № «Василек» переименованО в муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Кинель-Черкасский детский сад общеразвивающего вида № «Василек»
На основании распоряжения Отрадненского УО Министерства образования <адрес> №/ок от ДД.ММ.ГГГГ тальковой Н.Ю. присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет по должности «воспитатель».
МДОУ «Кинель-Черкасский детский сад общеразвивающего вида № «Василек» переименованО в муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский.
ДД.ММ.ГГГГ Талькова Н.Ю. уволена в порядке перевода в ГБОУ среднюю общеобразовательную школу № «Образовательный центр» <адрес> муниципального района Кинель-<адрес> (запись №, приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ Талькова Н.Ю., полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обратилась в ГУ-ПФР в г.о. <адрес> (межрайонное) с заявлением о назначении указанной пенсии.
Решением ГУ-ПФР в г.о. <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Тальковой Н.Ю. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Указанным решением истцу отказано во включении в страховой стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в выписке ИЛС сведения об указанном периоде работы отсутствуют.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский снято с учета, документы сданы в архив.
Из архивных справок № от ДД.ММ.ГГГГ и 1172 от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела Администрации <адрес> следует, что в документах детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский имеются сведения о работе Тальковой Н.Ю. за 2002 год – приказы о премировании, о назначении на должность по совместительству, об исполнении обязанностей, о направлении на курсы повышения квалификации, о предоставлении очередного отпуска.
В материалах дела имеется справка по плательщику МДОУ Кинель-Черкасский детский сад № «Василек» за 2002 год, из которой усматривается, что работодателем из заработной платы Тальковой Н.Ю. за период с января по декабрь 2002 года удерживался и перечислялся НДФЛ.
Данные документы, по мнению суда, подтверждают работу истца в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский. Кроме того, в трудовой книжке Тальковой Н.Ю. отсутствуют сведения о ее увольнении и не осуществлении трудовой деятельности в данный период.
Следовательно, исковые требования истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский в страховой стаж подлежат удовлетворению.
Вышеуказанный период работы истца не включен ответчиком и в специальный страховой стаж как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждения для детей.
Из трудовой книжки Тальковой Н.Ю. видно, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в детский сад № «Василек» воспитателем со второй квалификационной категорией в порядке перевода.
Согласно имеющихся в материалах дела архивных справок, сведений о том, что истец в указанный спорный период работала неполный день или неполную ставку нет.
Следовательно, исковые требования истца о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский в должности воспитателя в специальный страховой стаж по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О страховых пенсиях" подлежат удовлетворению.
Талькова Н.Ю. просит включить ей в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в в МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский.
Вышеуказанные периоды не были зачтены ответчиком в специальный стаж в связи с тем, что работа осуществлялась на 0,8 ставки.
Из трудовой книжки Тальковой Н.Ю. видно, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в детский сад № «Василек» воспитателем со второй квалификационной категорией в порядке перевода.
Из архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ архивного отдела Администрации <адрес> следует, что на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением режима работы ДОУ (переход на 10.5 часов работы детского сада) с ДД.ММ.ГГГГ произведены изменения в штатном расписании работы в соответствии с установленными нормами. Установить Тальковой Н.Ю. – 0.8 ставки <данные изъяты>.
Сведений об изменении ставки работы Тальковой Н.Ю. за предыдущие периоды, материалы дела не содержат.
Следовательно, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский подлежит включению в специальный страховой стаж по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О страховых пенсиях".
Исковые требования истца о включении в специальный страховой стаж по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О страховых пенсиях" иных спорных периодов, удовлетворению не подлежат.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом "а" пункта 2 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Тальковой Н.Ю. следует, что периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодателем указаны как 0,8 ставки.
Действительно, из архивных справок усматривается, что в спорные периоды истец исполняла обязанности других воспитателей на время их болезни, очередных отпусков.
Однако, из представленных документов невозможно определить точный период данной работы истца, в связи с чем невозможно посчитать календарно периоды работы, в которые истец работала на полную ставку воспитателя.
Таким образом, в материалы дела не представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие выполнение истцом работы на 1 ставку, в связи с чем данные периоды работы истца не подлежат включению в специальный стаж.
Согласно части первой статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованное в исходе дела лицо вправе отстаивать свою правоту в споре путем предоставления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.
Каждая сторона доказывает факты, лежащие в обосновании ее требований и возражений (статья 56 ГПК РФ).
Истец просит назначить ей досрочную страховую пенсию с даты обращения к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного Федерального закона (часть 2 статьи 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 884н.
Из анализа приведенной нормы следует, что в случае признания судом отказа пенсионного органа в назначении пенсии истцу незаконным пенсия ему должна быть назначена с момента его первоначального обращения в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
С учетом зачтенного судом периода продолжительность специального стажа истца составляет менее 25 лет, т.е. не достаточна для назначения досрочной пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О страховых пенсиях".
Следовательно, исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии удовлетворению не подлежат.
При этом судебное решение, вынесенное по настоящему делу, не препятствуют истцу в сборе иных письменных доказательств осуществления в спорный период педагогической деятельности и повторному обращению с новыми доказательствами к ответчику, а при наличии спора в суд за защитой своего права.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тальковой ФИО9 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в городском округе <адрес> (межрайонное) о включении периодов работы в страховой и специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить частично.
Включить Тальковой ФИО10 в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский.
Включить Тальковой ФИО11 в специальный страховой стаж по основаниям п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400 "О страховых пенсиях" периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МДОУ детский сад № «Василек» общеразвивающего вида муниципального района Кинель-Черкасский.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Отрадненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Е. Гребешкова