Дело № 2а-21/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2017 года г. Кемь РК
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевич В.С.,
при секретаре Гавриловой Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегежа Республики Карелия к Глазкину А.Г. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегежа Республики Карелия (далее: ГУ – УПФ РФ в г. Сегежа РК) обратилось в суд с административным иском к Глазкину А.Г. по тем основаниям, что ответчик, являясь индивидуальным предпринимателем, относился к категории плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, своевременно не уплачивал страховые взносы в ГУ-УПФ РФ и фонд обязательного медицинского страхования, в связи с чем образовалась задолженность.
ГУ – УПФ РФ в г. Сегежа просил: восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций; взыскать с Глазкина А.Г. недоимку по уплате страховых взносов за 2015 год в сумме 4402,55 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 863,58 руб., пени, начисленные на недоимку за период с 10.04.2015 г. по 28.03.2016 г.: за несвоевременную уплату обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в сумме 464,11 руб. и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 91,03 руб.; пени, начисленные на недоимку за период с 10.01.2013 г. по 26.02.2016 г.: за несвоевременную уплату обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в сумме 4449,18 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 832,76 руб. и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 790,79 руб.
Представитель административного истца - ГУ – УПФ РФ в г. Сегежа РК по доверенности Иванов А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Пояснил, что имеются уважительные причины для пропуска срока подачи административного иска в суд, так как изменилось положение, теперь отделение пенсионного фонда в г. Кемь не является юридическим лицом. В связи с чем с административным иском в суд может обратиться только Управление ПФ из г. Сегежа, поэтому возникают трудности. Кроме того, по требованиям КАС РФ перед подачей административного иска в суд необходимо направить ответчику копию иска и всех документов и приложить для суда доказательства получения их ответчиком.
Административный ответчик Глазкин А.Г., содержащийся в местах лишения свободы, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, о личном участии в судебном заседании не просил, в представленном суду заявлении просил отказать в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд и отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, материалы дела № 2а-2373/16 по заявлению о выдаче судебного приказа, отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает триста тысяч рублей, устанавливается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
С 01.01.2013 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5205 руб., 01.01.2014 – в размере 5554 руб., с 01.01.2015 года - в размере 5965 руб.
Частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.
В силу части 4.1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Согласно части 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 7 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ).В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Установлено, что Глазкин А.Г. с 28.09.2011 года по 26.03.2015 года осуществлял предпринимательскую деятельность на территории Кемского района Республики Карелия (являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица), что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 18 мая 2015 года № 55 (л.д. 5-7).
По состоянию на 28.03.2016 года за административным ответчиком числится недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в размере 4402,55 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 863,58 руб., а также по уплате пеней в Пенсионный Фонд РФ, в т.ч. на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 464,11 руб.; за несвоевременную уплату обязательных платежей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 91,03 руб.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за 2012-2015 г. г. должнику за период с 10.01.2013 г. по 26.02.2016 г. на недоимку начислены пени: в пенсионный фонд РФ на страховую часть трудовой пенсии в размере 4449,18 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 832,76 руб.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 790,79 руб.
Представленные административным ответчиком расчеты взыскиваемых сумм судом проверены, произведены в соответствии с положениями действующего законодательства, являются верными, поэтому принимаются судом.
В соответствии с действующим законодательством административному ответчику заказными письмами: 01 марта 2016 года (л.д. 22 на об.) и 30 марта 2016 года (л.д. 14) направлены требования от 26.02.2016 г. № 00901340000572 и от 28.03.2016 года № 009S01160005364, в которых предлагалось произвести уплату недоимки в размере 6072,73 руб. в срок до 18.03.2016 года (л.д. 16-17) и в размере 5821,27 руб. в срок до 18.04.2016 г. (л.д.8-9), соответственно.
До настоящего времени задолженность в указанных размерах административным ответчиком не погашена, что подтверждается представленными административным истцом документами и расчетами (л.д. 10-13, 18-21).
В связи с чем, ГУ – УПФ РФ в Кемском районе РК 14.04.2016 года обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив все собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает, что требования истца о взыскании в доход бюджета ПФР обязательных платежей и пеней за несвоевременную уплату обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, являются правомерными.
Однако, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с административным иском по тем основаниям, что ответчик находится на персонифицированном учете в отделе Управления ПФР в Кемском районе (без образования юридического лица), поэтому Управлению ПФР в г. Сегежа потребовалось время для подготовки документов в суд, которые формировались отделением УПФ в Кеми и их пересылку, а также в связи с необходимостью соблюдения положений КАС о вручении ответчику административного искового заявления и приложенных к нему документов.
В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусматривает определенные сроки и процедуру взимания страховых взносов, пеней как до обращения в суд, так и в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ № 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что административным истцом ответчику были направлены требования об уплате задолженности в добровольном порядке: требование № 00901340000572 от 26.02.2016 г. и № 009S01160005364 от 28.03.2016 г. со сроком исполнения по 18.03.2016 г. и по 18.04.2016 г., соответственно. Следовательно, срок предъявления иска по указанным требованиям истек 18.09.2016 г. и 18.10.2016 г.
В соответствии с частью 2 статьи 287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копию определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 указанного Кодекса к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.
Согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (пункт 1 части 1 статьи 126 КАС РФ).
Судом установлено, что определение мирового судьи судебного участка Кемского района от 02 сентября 2016 года об отмене судебного приказа № 2-2373/2016 от 29.07.2016 г. о взыскании с Глазкина А.Г. обязательных платежей и санкции получено административным истцом 12 сентября 2016 года (л.д. 25,26), то есть в пределах срока для предъявления административного иска. Административное исковое заявление направлено в суд 17 ноября 2016 г., что подтверждается штампом на почтовом конверте (л.д. 35), после получения 11 ноября 2016 года (л.д. 29) сведений о вручении ответчику административного иска и приложенных к нему документов. Однако, в соответствии с отметкой на административном исковом заявлении, оно было составлено лишь 17 октября 2016 г. (л.д. 2), а документы направлены ответчику 18 октября 2016 г. (л.д. 27 на об.), то есть более чем через месяц после получения указанного выше определения об отмене судебного приказа. Допущенное в указанный период административным истцом бездействие повлекло за собой нарушение срока подачи административного иска в суд по требованию от 26.02.2016 г. почти на месяц, а по требованию от 28.03.2016 г. почти на два месяца. Нахождение юридического лица Управления ПФ в ином районе, то есть не по месту подачи иска в суд, не является уважительной причиной для пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением. При установленных обстоятельствах ссылка представителя административного истца на необходимость соблюдения положений части 7 статьи 125 КАС РФ является несостоятельной, поскольку несоблюдение указанных положений влечет за собой оставление административного искового заявления без движения в соответствии с требованиями ст. 130 КАС РФ. Из чего следует, что у административного истца имелась возможность для того, чтобы соблюсти срок подачи административного искового заявления в суд с соблюдением требований статей 125, 126, 287 КАС РФ и отсутствовали какие-либо уважительные причины для пропуска названного срока, поэтому суд отказывает в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289, ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку судом отказано в удовлетворении заявленных требований, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сегежа Республики Карелия к Глазкину А.Г. о взыскании страховых взносов и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.С.Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 27 января 2017 года.