дело № 2а-71/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2019 года город Самара
Самарский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Абрамова Э.Н.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Тазетдиновой Н.П. об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", войсковой части 90600, а также Министерства обороны Российской Федерации, связанных с неначислением на именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы инвестиционного дохода,
установил:
Тазетдинова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие войсковой части 90600 и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") по начислению на её именной накопительный счет участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того административный истец просила суд возложить обязанность на ФГКУ "Росвоенипотека" определить величину дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление, который был бы зачислен в накопления для жилищного обеспечения Тазетдиновой в случае, если бы она была своевременно включена в реестр участников НИС, которые истребовать из Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на эти цели, а также возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации перечислить на именной накопительный счет участника НИС Тазетдиновой денежные средства в размере дохода от инвестирования средств, определенного и истребованного из ФГКУ "Росвоенипотека" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административных исковых требований Тазетдинова указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она проходит военную службу по контракту в войсковой части № в должности <данные изъяты>, в воинском звании <данные изъяты>. В связи с достижением общей продолжительности военной службы три года она подлежала включению в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено уведомление о включении в реестр НИС с ДД.ММ.ГГГГ, а также присвоен регистрационный номер участника НИС №. После получения данного уведомления ею был сделан запрос о состоянии ее накопительного счета, из ответа на который ей стало известно о том, что данный счет был открыт ДД.ММ.ГГГГ, а сумма на счете не соответствовала той, которая должна была быть начислена с учетом инвестиционного дохода, начисляемого на накопительную часть. ДД.ММ.ГГГГ Тазетдинова обратилась в ФГКУ "Росвоенипотека" с заявлением о начислении ей инвестиционного дохода, на которое ДД.ММ.ГГГГ получила отказ.
Представитель административного ответчика ФГКУ "Росвоенипотека" Соскова, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, при этом представила возражения на исковое заявление, в котором просила рассмотреть административное исковое заявление Тазетдиновой без ее участия, в удовлетворении требований просила отказать. В обоснование возражений указала, что фактически административным истцом ставится вопрос о возмещении убытков, причиненных бездействием должностных лиц, ответственных за своевременное включение военнослужащих в реестр участников НИС. Данные обстоятельства должны быть установлены судом. Порядок возмещения убытков, причиненных гражданину в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц, определяется ст.ст. 16 и 1069 ГК Российской Федерации. Таким образом, административным истцом избран неправильный способ защиты своих прав. Также указала, что в соответствии с Правилами ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих учет накопительных взносов на индивидуальный накопительный счет начитается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия. Накопительный счет на имя Тазетдиновой был открыт ДД.ММ.ГГГГ, с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно. Восстановлению подлежат только накопительные взносы за соответствующие годы, которые гарантированы государством, поскольку они являются величиной известной и устанавливаемой Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Инвестиционный доход является конечным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний. Размер инвестиционного дохода каждого участника напрямую зависит от суммы денежных средств, учтенных на его индивидуальном накопительном счете, от суммы денежных средств, учтенных на счетах всех участников НИС, от общего количества участников НИС, от объема средств, находящихся в доверительном управлении, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления.
Представитель административного ответчика войсковой части 90600 Арестамбаева, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыла, при этом представила возражения на исковое заявление, в котором просила рассмотреть административное исковое заявление Тазетдиновой без ее участия, в удовлетворении требований просила отказать, поскольку инвестиционный доход не является гарантированной и постоянной величиной.
Представитель административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации Петренко, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, при этом представил возражения на исковое заявление, в котором просил рассмотреть административное исковое заявление Тазетдиновой без его участия, в удовлетворении требований просил отказать, поскольку непосредственно Министерство обороны Российской Федерации каких-либо прав и законных интересов административного истца не нарушало, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком и подлежит исключению из числа таковых. Также, поскольку Министерство в соответствии с действующим законодательством не перечисляет на именные накопительные счета участников НИС доходы от инвестирования, правовых оснований для удовлетворения требований Тазетдиновой о возложении на Министерство обязанности перечислить на ее именной накопительный счет участника НИС дохода от инвестирования не имеется. Кроме того, поскольку инвестиционный доход не является расчетной величиной, а является финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний, определить его расчетным путем невозможно. Также указал на пропуск административным истцом трехмесячного срока на обжалование действий должностного лица, предусмотренный ст.219 КАС Российской Федерации.
В соответствии со ст.291 и ч.7 ст.150 КАС Российской Федерации в случае если все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц в судебное заседание не явились, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из послужного списка <данные изъяты> Тазетдиновой первый контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации сроком на <данные изъяты> лет заключен ДД.ММ.ГГГГ. В последующем Тазетдиновой заключались контракты о прохождении военной службы неоднократно. Последний контракт о прохождении военной службы с Тазетдиновой сроком на <данные изъяты> год заключен ДД.ММ.ГГГГ. Общая выслуга лет в Вооруженных силах Российской Федерации Тазетдиновой составляет более <данные изъяты> лет.
Как следует из ответа на электронный запрос о состоянии именного накопительного счета участника НИС № на имя Тазетдиновой, данный счет открыт с датой возникновения оснований для включения в реестр ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письменным объяснениям командира войсковой части 90600 о причинах превышения срока включения Тазетдиновой в число участников НИС от ДД.ММ.ГГГГ, последняя подлежала включению в число участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в связи с загруженностью и большим объемом работы у лица, ответственного за оформление документов, Тазетдинова не была своевременно включена в реестр участников НИС.
Из уведомления о включении военнослужащего в реестр от ДД.ММ.ГГГГ видно, что административный истец включен в реестр участников НИС с присвоением регистрационного номера участника №, дата возникновения основания для включения в реестр ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года начиная с 1 января 2005 года.
В соответствии с ч.2 ст.9 этого же Закона основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является: для прапорщиков и мичманов, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, - общая продолжительность их военной службы по контракту три года.
Таким образом, основанием для включения в число участников НИС для названной категории военнослужащих, заключивших первый контракт после января 2005 года, является достижение трехлетней продолжительности срока службы по контракту. При этом закон не предусматривает выполнения военнослужащим каких-либо специальных действий для своевременного включения в реестр участников НИС.
Обязанности по своевременному включению военнослужащего в реестр НИС, формированию необходимых сведений и внесению накопительных взносов, учитываемых на его счёте, возложены на соответствующих должностных лиц органов Министерства обороны Российской Федерации. Соответственно, в связи с возникновением указанного выше правового основания, Тазетдинова подлежала включению в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ и могла рассчитывать на учёт на своем именном накопительном счете доходов от инвестирования с указанной даты.
Таким образом установлено, что с момента заключения первого контракта - ДД.ММ.ГГГГ, Тазетдинова перерывов в военной службе не имела и с ДД.ММ.ГГГГ подлежала включению в Реестр участников НИС, которое фактически было реализовано только лишь в 2018 году.
Статьёй 7 Закона определены функции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и функции уполномоченного федерального органа. Так, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их Счетов. К числу функций уполномоченного федерального органа относится оформление получения в установленном порядке бюджетных ассигнований для накопления средств на Счетах участников и проведение учёта накоплений для жилищного обеспечения, в том числе на Счетах участников.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 года №449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, в отношении административного истца, являющегося военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом выступает одновременно в качестве федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба и уполномоченного федерального органа, осуществляющего учёт накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников.
Поскольку определение размера накоплений для жилищного обеспечения за период с 26 сентября 2009 года по 31 июля 2018 года без учёта доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, подлежащих начислению согласно п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", нарушает права и законные интересы административного истца, закрепленные в ст.4, ч.1 ст.5, ч.1 ст.11 этого же Закона и в п.п. 1, 15 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку несвоевременным включением истца в Реестр на его именном накопительном счёте учтены накопления в меньшем размере.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца суд учитывает, что ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами войсковой части 90600, в компетенцию которых входит своевременное оформление документов по военнослужащим подлежащим включению в Реестр, не может ущемлять право Тазетдиновой участвовать в программе НИС в соответствии с имеемым статусом военнослужащего, поскольку вины административного истца в несогласованности действий должностных лиц не имеется. В соответствии со ст.3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" именно командир воинской части обязан осуществлять реализацию мер правовой защиты военнослужащих, которые распространяются и на включение военнослужащих в Реестр.
При таких обстоятельствах, определяя орган государственной власти, на который необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение права административного истца суд исходит из следующего.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в котором административный истец проходит военную службу и на который Законом возложены функции по ведению Реестра.
Согласно п.п.31 п.10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министр Обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации и реализацию возложенных на него полномочий.
В соответствии с п.13 этого же Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчётные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Росвоенипотека" является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС и непосредственно осуществляющим учёт доходов от инвестирования накоплений.
В этой связи суд полагает необходимым возложить на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность определить величину инвестиционного дохода, полагавшегося к начислению Тазетдиновой при условии её своевременного включения с ДД.ММ.ГГГГ в Реестр и истребовать в установленном порядке от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, денежную сумму, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на именной накопительный счёт административного истца, а на Министерство обороны Российской Федерации возложить обязанность перечислить на именной накопительный счёт Тазетдиновой эти денежные средства.
Довод представителя Министерства обороны Российской Федерации о пропуске административным истцом установленного законом срока для обращения с административным исковым заявлением за судебной защитой является ошибочным исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Тазетдинова обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ. О том, что на её именном накопительном счёте участника НИС накопления для жилищного обеспечения учитывались без учёта доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стало известно лишь из сообщения ФГКУ "Росвоенипотека", полученного Тазетдиновой ДД.ММ.ГГГГ, а принимая во внимание то, что нарушение прав истца носит длящийся характер, суд считает, что административным истцом не пропущен предусмотренный ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации трёхмесячный процессуальный срок обращения с административным иском в суд.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 291-294 КАС Российской Федерации, военный суд,
решил:
Административное исковое заявление Тазетдиновой Н.П., удовлетворить.
Признать незаконным бездействия командира войсковой части 90600 и Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непринятием мер по учёту на именном накопительном счете Тазетдиновой Н.П. суммы инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" в тридцатидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчёт и истребовать установленным порядком от Министерства обороны Российской Федерации сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, денежную сумму, равную сумме инвестиционного дохода, которая подлежала начислению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на именной накопительный счёт Тазетдиновой Н.П. (регистрационный номер участника - №) при своевременном включении её в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в тридцатидневный срок со дня поступления расчёта перечислить на именной накопительный счёт участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Тазетдиновой Н.П. денежные средства в размере не начисленного ей инвестиционного дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, определенного Федеральным государственным казенным учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 и пунктом 9 статьи 227 КАС Российской Федерации Федеральному государственному казенному учреждению "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и Министерству обороны Российской Федерации сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.