Гр.дело №...
...
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ ...
Советский районный суд ... в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Танхаевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красикова АС к Администрации Советского района г. Улан-Удэ о признании распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма незаконным, обязании ответчика восстановить на учет качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
В суд обратился Красиков А.С. к Администрации Советского района г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения ответчика о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений, обязании восстановить на учет качестве нуждающегося в жилом помещении.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения РБ.
В судебном заседании истец Красиков А.С. уточнил исковые требования просил признать его нуждающимся в жилом помещении и восстановлить в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении в специализированном жиломфонде с ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика по доверенности Аюшеева Д.Н с требованиями истца не согласилась, поясняя, что по достижении возраста 23 лет лица, оставшиеся без попечения родителей, утрачивают статус сироты. Вследствие указанного, учитывая, что истцу исполнилось24 года на момент постановки на учет, он правомерно был снят с регистрационного учета и не мог быть поставлен на учет нуждающихся в жилье по указанной категории.
Представитель третьего лица Министерство социальной защиты населения РБОширова С.В. в судебном заседаниивозражала против удовлетворения исковых требований Красикова по доводам изложенным в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как установлено в судебном заседании Красиков А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся ребенком - сиротой.
Согласно представленным в дело материалам и пояснениям лиц участвующих в деле мать истца – Красикова А.С. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ. лишена родительских прав, отца нет, записан в свидетельство о рождении по указанию матери.
С ДД.ММ.ГГГГ. Красиков состоял на учете в Администрации Советского района г.Улан-Удэ в качестве нуждающегося по договору найма специализированного жилого помещения.
Распоряжением Администрации Советского района г.Улан-Удэ ... от ДД.ММ.ГГГГ Красиков А.С. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированных жилых помещений, в связи с достижением возраста 23 лет в момент постановки на учет.
Из пояснений истца и представителя Администрации Советского района г.Улан-Удэ судом установлено что до достижения 23-летнего возраста Красиков на указанный учет поставлен не был.
Также из представленных в дело документов (по информации ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и Управления Росреестра по РБ) за Красиковым А.С.какого-либо недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрировано.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социальногонайма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу положений ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица изчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 57 признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом РФ, иным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений самостоятельно.
Согласно распоряжению Администрации Советского района г. Улан-Удэ ... от ДД.ММ.ГГГГ Красиковпоставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку детей-сирот, когда ему исполнилось24 года. Со слов истца, поздняя постановка на очередь была вызвана нахождением в местах лишения свободы и не знанием закона. Данное обстоятельство подтверждается представленной справкой №..., выданной ДД.ММ.ГГГГ. учр....
Контроль за обеспечением, в том числе социальных гарантий, данной категории лиц, в соответствии с ст. 123 Семейного кодекса РФ должен осуществлять орган опеки и попечительства.
Суд полагает, что после окончания образовательного учреждения ответчик обязан был предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было.
Неисполнение возложенных обязательств на государство по обеспечению гражданина из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по вине органов местного самоуправления не должно повлечь нарушение его прав на обеспечение жильем и не освобождает соответствующие органы и государство от исполнения возложенных действующим законодательством обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 34 ст. 4 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в ... и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в ... отдельными государственными полномочиями», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в частности, принятиемер по защите жилищных прав несовершеннолетних лиц, постановка на учет и ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, выявление обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации гражданам, которым предоставлено жилое помещение из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 6 Закона Республики Бурятия от 22.12.2012г. № 3105- IV «Об организации и осуществление деятельности по опеке и попечительству, обеспечению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в ... и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в ... отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
На основании, изложенного суд приходит к выводу о том, что снятие Красикова с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении без установления конкретных причин и обстоятельств способствовавших отсутствию его постановки на учет до 23-летнего возраста нельзя назвать правомерным, исковые требования Красикова подлежат удовлетворению, поскольку истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении и подлежит восстановлению в очереди по учету в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента первоначального обращения и постановки на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красикова АС удовлетворить.
Признать Красикова АС нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию Советского района г.Улан-Удэ восстановить Красикова АС очереди по учету в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма специализированных жилых помещений по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд ....
Судья Б.И. Танганов