Дело № 2-2/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2022 года г.Выкса
Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Власовой И.Н., с участием помощника Выксунского городского прокурора ………., представителя ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Кулагиной Е.С., при секретаре Беспаловой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Выксунского городского прокурора в защиту прав и законных интересов ……………БойновойС.Ю. к администрации городского округа город Выкса Нижегородской области об обязании к совершению действий
у с т а н о в и л :
В Выксунский городской суд Нижегородской области обратился Выксунский городской прокурор с иском в защиту прав и законных интересов ………БойновойС.Ю. В которых, с учетом изменений в порядке ст.39 ГПК РФ просил обязать администрацию городского округа город Выкса Нижегородской области принять меры для обеспечения беспрепятственного доступа ……….., ……….БойновойС.Ю. в жилое помещение, расположенное по адресу: ……………., на первом этаже многоквартирногожилого дома, выполнив мероприятия, предусмотренные п.п. 12, 15 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, а также Правилами проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества вмногоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспеченияусловий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 №583/пр. и установить срок выполнения вышеуказанных действий.
Исковые требования мотивированы следующим. Выксунской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ……………Бойновой С.Ю., использующей кресло-коляску, по вопросу обеспечения беспрепятственного доступа в жилое помещение - квартиру. Проверкой установлено, что жилое помещение - ………………. находится на первом этаже многоквартирного кирпичного ……..……… жилого дома, …………... Квартира находится в долевой собственности: Бойновой С.Ю. – ……… доли и ………… доля. В квартире проживают Бойнова С.Ю. ………… Согласно справке серии ………..Бойнова С.Ю. признана………, бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Бойновой С.Ю., она является инвалидом, ……...………..Бойнова С.Ю. обратилась в администрацию г.о.г. Выкса с заявлением по вопросу обустройства подъезда дома элементами доступной среды на основании норм и правил либо оборудования отдельного входа в квартиру. ………..комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной постановлением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от …… «О создании межведомственной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» провела обследование жилого помещения квартиры …………. и общего имущества в указанном многоквартирном доме. Согласно акту №…..от……, ……… не соответствует требованиям раздела III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649. При обследовании выявлены следующие несоответствия:
-……………………………………….
Комиссия пришла к выводу, что существует необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в связи с не соответствием жилого помещения и общего имущества требованиям, предусмотренным разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирномдоме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649.Отсутствуют технические возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, то есть невозможно приспособить жилое помещение и общее имущество без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций части многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.Комиссия вынесла решение о нецелесообразности проведения проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, так как реконструкция (капитальный ремонт) затрагивают интересы собственников указанного дома, о чем составлен акт №………….. межведомственной комиссией г.о.г. Выкса по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетомпотребностей инвалидов принято решение о том, что существует необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в связи с несоответствием жилого помещения и общего имущества требованиям, предусмотренном разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649. Технические возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме отсутствуют, то есть невозможно приспособить жилое помещение и общее имущество без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций части многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.Проведение проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме нецелесообразно, так как реконструкция (капитальный ремонт) затрагивают интересы (включая уменьшение площади общего и частного имущества) собственников указанного дома (…………….).………. межведомственной комиссией г.о.г. Выкса принято решение об оформлении заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения Бойновой С.Ю., расположенного по адресу: ……………… и общего имущества в многоквартирном доме, в котором она проживает с учетом ее потребностей и обеспечения условий их доступности для нее, без оформления решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) (протокол №……………).Заключением №……… комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов установлено, что отсутствует возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: …………………..Согласно заключению №……… межведомственной комиссии выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: ……….., непригодным для проживания инвалида …….Бойновой С.Ю.Постановлением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от …… №……. жилое помещение, расположенное по адресу: ………, признано непригодным для проживания инвалида ……….Бойновой С.Ю.
Таким образом, в нарушение п. 15 Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649, в связи с тем, что в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещенияинвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия вынесла решение о нецелесообразности проведения проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) такой реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома вцелях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, и не обеспечила ее проведение.
Однако проведение такой проверки является обязательным. До настоящего времени беспрепятственный доступ ………..Бойновой С.Ю. в жилое помещение (из квартиры на улицу и с улицы в квартиру) администрацией г.о.г. Выкса не обеспечен. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с иском в интересах инвалида ….. группы, использующего ………..Бойновой С.Ю. в целях обеспечения права на беспрепятственный доступ в жилое помещение, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида, поскольку она в силу состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
В судебном заседании истец Бойнова С.Ю. участие не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Помощник Выксунского городского прокурора …………. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить и установить разумный срок исполнения решения суда.
Представитель ответчика администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Кулагина Е.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковый требований, поскольку со стороны администрации городского округа город Выкса Нижегородской области были выполнены все требования,предусмотренные законодательством при обследовании квартиры истца Бойновой С.Ю., и признании данной квартиры непригодной для проживания инвалида …...
Третье лицо ……………… в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом - судебной повесткой.
Третье лицо …………….. в судебное заседание представителя не направило, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо ………….. в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом - судебной повесткой.
Третье лицо - ………………… в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом - судебной повесткой.
Третье лицо ………………. в судебное заседание представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом - судебной повесткой.
Третье лицо - ………….. в судебное заседание не явился.
Третье лицо - ……………………. в судебное заседание представителя не направил, о дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом - судебной повесткой.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит следующее.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Пунктом «а» ч. 1 ст. 9 Конвенции «О правах инвалидов», принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 61/106 от 13 декабря 2006 года, предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
Согласно статей 1, 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски):
условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.
Согласно статей 1, 3, 5 Закона Нижегородской области от 05.03.2009 №21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» к маломобильным группам населения относятся, в том числе инвалиды; безбарьерная среда - совокупность условий, позволяющих осуществлять жизненные потребности маломобильных групп населения, в том числе обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;социальная, инженерная и транспортная инфраструктуры - комплекс объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерного оборудования, сооружений и коммуникаций транспорта и связи, обеспечивающий устойчивое развитие и функционирование поселений и территорий; пандус - сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и (или) маневрирования).
Обеспечение условий доступности для маломобильных групп населения объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур независимо от форм собственности этих объектов должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к ним маломобильных групп населения в соответствии со строительными нормами и правилами, установленными законодательством Российской Федерации.
К объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных групп населения, относятся, в том числе жилые здания.
Объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, указанные в части 1 настоящей статьи, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и благоустройства оснащаются следующими специальными приспособлениями и оборудованием, визуальной и звуковой информацией: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках,
В ходе рассмотрения дела было установлено, что жилое помещение - ………………. находится на …… этаже многоквартирного кирпичного …….. жилого дома.
Квартира находится в долевой собственности: истца БойновойС.Ю. – …… доли, и ……….. г. рождения – ……. доля.
В квартире проживают истец Бойнова С.Ю. ……….
Согласно справке серии ………..Бойнова С.Ю. признана инвалидом ……, бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации Бойновой С.Ю., она является инвалидом, …………...
……….Бойнова С.Ю. обратилась в администрацию г.о.г. Выкса с заявлением по вопросу обустройства подъезда дома элементами доступной среды на основании норм и правил либо оборудования отдельного входа в квартиру.
……….. комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной постановлением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от ………… «О создании межведомственной комиссии городского округа город Выкса Нижегородской области по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирномдоме с учетом потребностей инвалидов» провела обследование жилого помещения квартиры ……………….. и общего имущества в указанном многоквартирном доме.
Согласно акту …………, подъезд …….. не соответствует требованиям раздела III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ………. При обследовании выявлены следующие несоответствия:
-…………………………………………………………….
Комиссия пришла к выводу, что существует необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в связи с не соответствием жилого помещения и общего имущества требованиям, предусмотренным разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от……... Отсутствуют технические возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, то есть невозможно приспособить жилое помещение и общее имущество без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций части многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.
При этом, комиссия вынесла решение о нецелесообразности проведения проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, так как реконструкция (капитальный ремонт) затрагивают интересы собственников указанного дома, о чем составлен акт ………….
……….. межведомственной комиссией г.о.г. Выкса по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов принято решение о том, что существует необходимость приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, в связи с несоответствием жилого помещения и общего имуществатребованиям, предусмотренном разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ………. Технические возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме отсутствуют, то есть невозможно приспособить жилое помещение и общее имущество без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций части многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта.
Проведение проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме нецелесообразно, так как реконструкция (капитальный ремонт) затрагивают интересы (включая уменьшение площади общего и частного имущества) собственников указанного дома (протокол №………….).
………… межведомственной комиссией г.о.г. Выкса принято решение об оформлении заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения Бойновой С.Ю., расположенного по адресу: …………… и общего имущества в многоквартирном доме, в котором она проживает с учетом ее потребностей и обеспечения условий их доступности для нее, без оформления решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) (протокол ……………).
Заключением ……………. комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов установлено, что отсутствует возможность приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по адресу: ………….
Согласно заключению …………. межведомственной комиссии выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: …………., непригодным для проживания инвалида ………..Бойновой С.Ю. Постановлением администрации г.о.г. Выкса Нижегородской области от …………. жилое помещение, расположенное по адресу: ………….., признано непригодным для проживания инвалида ………….Бойновой С.Ю.
Пунктом 5.1 ст. 2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Согласно п. 4.1 ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 (далее – Правила №649), настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с п. 4 Правил №649 обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванныхстойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения.
Согласно п. 5 Правил №649 обследование проводится в соответствии с планом мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (далее - план мероприятий) и включает в себя:
а) рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (технический паспорт (технический план), кадастровый паспорт и иные документы);
в) проведение визуального, технического осмотра жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, при необходимости проведение дополнительных обследований, испытаний несущих конструкций жилого здания;
г) проведение беседы с гражданином, признанным инвалидом, проживающим в жилом помещении, в целях выявления конкретных потребностей этого гражданина в отношении приспособления жилого помещения;
д) оценку необходимости и возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
В соответствии с п. 6 Правил №649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 12 Правил №649 по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования).
В соответствии с п. 15 Правил №649 в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирномдоме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а уполномоченный орган обеспечивает ее проведение.
Согласно п. 16 Правил №649, Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 17 Правил №649 по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение:
а) об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида;
б) об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Согласно п. 18 Правил №649 результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности. Формы соответствующих заключений утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.02.2017 №583/пр (далее - Правила №583/пр), проверка экономической целесообразности осуществляется на основании акта обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, оформленного в соответствии с положениями пунктов 12 и 13 Правил № 649 (далее - акт обследования жилого помещения) комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, созданной согласно требованиям пунктов 6-10 Правил № 649 (далее - комиссия), содержащего:
- вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения и общего имущества, то есть о невозможности приспособления жилого помещения и общего имущества без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта;
- решение о проведении проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения и общего имущества.
Согласно п. 5 Правил №583/пр проверка экономической целесообразности осуществляется путем сравнения потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и общего имущества, исходя из указанных в акте обследования мероприятий (далее соответственно - потребность в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта, реконструкция и (или) капитальный ремонт), с потребностями в финансовых ресурсах, необходимых на приобретение нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида, и равнозначного по общей площади и месторасположению помещению, в котором проживает инвалид (далее соответственно - потребность в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения, новое жилое помещение).
Согласно п. 8 Правил №583/пр в случае, если жилое помещение, в котором проживает инвалид, находится в собственности инвалида и (или) членов семьи инвалида и в акте обследования отражены замечания и предложения гражданина, являющегося инвалидом, либо его законного представителя, проживающих в жилом помещении членов семьи инвалида, присутствующих при обследовании жилого помещения, выраженные их согласием на предоставление инвалиду и (или) членам семьи инвалида в собственность нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида и равнозначного по общей площади и месторасположению занимаемому жилому помещению, при условии одновременной передачи принадлежащего инвалиду и (или) членам семьи инвалида жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, определение потребности в финансовых ресурсах на приобретение нового жилого помещения осуществляется с учетом кадастровой стоимости подлежащего передаче в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, в котором проживает инвалид.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в нарушение п. 15 Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 №649, не смотря на то, что в Акте обследования спорного жилого помещения содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий ихдоступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, комиссия вынесла решение о нецелесообразности проведения проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) такой реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, и не обеспечила ее проведение такой проверки.
Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17 - 20, 22Правил от 9 июля 2016 года N 649).
Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 года N 583/пр утверждены Правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее Правила от 28 февраля 2017 года N 583/пр).
Согласно пункту 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, проведение проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта части многоквартирного дома в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является обязательным. До настоящего времени беспрепятственный доступ ………Бойновой С.Ю. в жилое помещение (из подъезда в квартиру и из квартиры в подъезд) до настоящего времени не обеспечен.
Таким образом, заявленные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В данном случае, с учетом объема подлежащих выполнению работ, а также доводов представителя ответчика и иных заслуживающих внимания обстоятельств, суд считает обоснованным и разумным установление срока исполнения решения суда до……….. Данный срок суд находит разумным.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ расходы по оплате государственной пошлины с ответчика не взыскиваются.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ …………░░░░░░░░░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ …….., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: …………….. ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. 12, 15 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░09.07.2016 № 649, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░ ░░░░), ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 28.02.2017 №583/░░. ░ ░░░░ ░░ …….. ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░░░░░░░ ░.░.