25 апреля 2012 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Кайль А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ширинского района, действующего в интересах Кокова В.Б. к муниципальному образованию Ширинский район об обязании обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что Коков В.Б., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, является сиротой. В 2011 году он был поставлен на учет органом местного самоуправления, как нуждающийся в предоставлении жилого помещения. Вместе с тем, до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен. Поэтому, прокурор просит обязать муниципальное образование Ширинский район обеспечить Кокова В.Б. жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма за счёт субвенций бюджета Республики Хакасия.
В судебном заседании истец Коков В.Б. и прокурор – помощник прокурора Ширинского района Антонян Т.Т., действующий в интересах истца, заявленные требования поддержали в полном объёме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Ответчик, в лице представителя Уваровой Р.А., возразила против заявленных требований и пояснила, что имеется список очередников на получение жилья, и если в него сейчас включить Кокова, то из данного списка выпадет кто-то другой. Кроме того, у ответчика не хватает денежных средств, чтобы обеспечить всех нуждающихся жильем.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Обстоятельство, согласно которого истец относятся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается представленной к материалам дела копией решения Ширинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО1 и справкой о рождении, согласно которой сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка (л.д. 9-10, 11).
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.
В соответствии со ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Абзац 2 п. 1 ст. 8 этого Федерального закона также корреспондируется с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В свою очередь, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании ч.1 ст.50 ЖК РФ, признаются, в частности, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Частью 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 11 декабря 2006 года N 68-ЗРХ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).
Сведений о том, что истец является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, из материалов дела не усматривается.
Данное обстоятельство стороною ответчика не опровергнуто.
В свою очередь, главою муниципального образования Селосонский сельсовет принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о признании Кокова В.Б. нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, и постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 12).
Оснований полагать о незаконности либо необоснованности указанного постановления у суда не имеется.
В соответствии с п.7 ч.2 ст.2 Закона РХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет», в числе гарантий по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, является обеспечение жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, в порядке, определяемом Правительством Республики Хакасия в соответствии с законодательством РФ.
Частью 3 ст.1 Закона Республики Хакасия от 19 октября 2009 года N 104-ЗРХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» предусмотрено, что право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, которые при их выявлении и первичном устройстве органами опеки и попечительства не имели жилых помещений либо утратили жилое помещение, в том числе, если закрепленное жилое помещение утрачено (сгорело, признано ветхим и пр.).
Совокупность указанных норм позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на жилище, законодателем предусмотрено либо закрепление за ним жилого помещения, либо, в случае отсутствия такового жилья, предоставление ему вне очереди жилого помещения органами исполнительной власти по месту жительства.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 1 и 3 Закона Республики Хакасия от 5декабря2005года №85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, в том числе по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет, а также после достижения ими возраста 23 лет, если они до достижения возраста 23 лет были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и их право на обеспечение жильем не было своевременно реализовано.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий (п.2. ст. 3 названного Закона).
Законом Республики Хакасия от 20 декабря 2011 года № 126-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в составе расходов республиканского бюджета предусмотрены субвенции из Регионального фонда компенсаций Республики Хакасия на обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 4 Закона РХ «О порядке предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет и о внесении изменения в статью 2 Закона Республики Хакасия «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет» установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, однократно.
Обеспечение жилыми помещениями производится по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта. Жилые помещения предоставляются общей площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
Таким образом, суд находит, что заявленное прокурором требование, об обязанности органа местного самоуправления предоставить Кокову В.Б., как ребёнку, оставшемуся без попечения родителей, жилое помещение, основано на законе и обосновано по сути.
Указываемое ответчиком возможное нарушение прав иных лиц на внеочередное получение жилья, при удовлетворении заявленных требований, никоим образом не умаляет наличие подлежащего защите права самого истца.
Доводы ответчика об отсутствии у него финансовых средств для удовлетворения требования не имеют правового значения по существу рассматриваемого спора.
3Поэтому, суд приходит к выводу, что оспариваемое бездействие ответчика нарушает права истца, подобное бездействие нельзя признать законным, а потому ответчик обязан устранить нарушения требований законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора в интересах Кокова В.Б. удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное образование Ширинский район обеспечить Кокова В.Б. жилым помещением не ниже установленных социальных норм на условиях социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям, за счет субвенций бюджета Республики Хакасия.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 30 апреля 2012 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев