Дело № 5-3782/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Волжский Волгоградской области 01 сентября 2020 года
Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении Членовой В.В., обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение в суд повторно поступил протокол об административном правонарушении серии АЕ-34 №... от 31 июля 2020 года, составленный инспектором ПДН ОУУП и ПДН ОП № 1 Управления МВД России по г. Волжскому ФИО3, и другие материалы в отношении Членовой В.В.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, в том числе о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Изучив при подготовке к рассмотрению административный материал в отношении Членовой В.В., считаю, что в связи с неправильным составлением протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу, которое составило протокол.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Верховный Суд Российской Федерации в п. 4 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" (с изменениями) разъяснил, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность обжалования такого определения должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.
В силу с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 28.2 ч. 2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
На основании ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.В силу ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Таким образом, копия протокола об административном правонарушении, вручаемая лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему, законному представителю потерпевшего должна соответствовать оригиналу протокола об административном правонарушении.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении и привлечении лица к административной ответственности не предусмотрена возможность внесения в одностороннем порядке изменений и дополнений в процессуальные документы, в связи с чем административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в протокол об административном правонарушении.
Из протокола и приложенных к нему материалов следует, что ранее протокол с приложением к нему материалов уже направлялся в суд и 07 августа 2020 года был возвращен определением судьи должностному лицу, составившему протокол, для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с существенным нарушением порядка возбуждения дела об административном правонарушении, наличием недостатков протокола и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В частности, в подлежащем исполнению определении от 07 августа 2020 года судьей было указано, что
- копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования Членовой В.В. не вручена и не направлена;
- в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении Членовой В.В. на месте совершения правонарушения без доставления последней в отдел полиции для установления личности, сведения о документе, удостоверяющем личность (паспорте), указаны на основании базы данных, при этом копия паспорта, удостоверяющего личность Членовой В.В., к материалам дела не приложена, указанная в протоколе дата рождения Членовой В.В. содержит нечитаемые исправления, место рождения указано не в полном объеме, что свидетельствует о ненадлежащем установлении личности лица, привлекаемого к административной ответственности, препятствует ее установлению и делает невозможным восполнение представленных материалов;
- из содержания протокола об административном правонарушении следует, что Членовой В.В. вменено нарушение пункта 3.40 Постановления Губернатора Волгоградской области от 145 марта 2020 года № 179 в редакции Постановления от 24 июля 2020 года № 453, вместе с тем такового пункта указанный нормативно-правовой акт не содержит;
- имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении не содержит сведений о разъяснении Членовой В.В. процессуальных прав и положений ст. 51 Конституции РФ, об ознакомлении Членовой В.В. с протоколом об административном правонарушении, равно как не содержит и отметки об отказе Членовой В.В. от ознакомления с протоколом об административном правонарушении и от получения копии данного протокола;
- внесенные в протокол исправления надлежащим образом не удостоверены и не оговорены – не указано, что именно исправлено, при этом сведений об ознакомлении с этими исправлениями лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется;
- копия указанного протокола лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе после внесения в него исправлений, не вручена и по месту жительства Членовой В.В. не направлена, чем нарушено право Членовой В.В. на ознакомление с протоколом и с материалами дела, то есть по существу Членова В.В. лишена права на защиту.
Указанные в определении от 07 августа 2020 года недостатки не были устранены в полном объеме и должным образом, протокол и другие материалы дела вновь направлены в суд для рассмотрения.
Из вновь представленных материалов следует, что выполняя определение судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, или иное неустановленное лицо внесло дописки и исправления в протокол об административном правонарушении в отсутствии Членовой В.В., не извещенной о времени и месте совершения данных процессуальных действий (сведения об извещении в деле отсутствуют), направив копию протокола об административном правонарушении по месту жительства Членовой В.В. При этом, внесенные в протокол исправления и дописки надлежащим образом не удостоверены и не оговорены – не указано, что именно исправлено и дописано, кем исправлено и дописано, отсутствуют подписи должностного лица и печати во всех местах исправлений и дописок; исправленная дата рождения лица, привлекаемого к административной ответственности, не читаема.
После устранения недостатков в протоколе об административном правонарушении Членовой В.В. вместо пункта 3.40 вменено нарушение пункта 3.4 Постановления Губернатора Волгоградской области от 145 марта 2020 года № 179 в редакции Постановления от 24 июля 2020 года № 453, согласно которому при появлении симптомов острого респираторного заболевания, острой респираторной вирусной инфекции, повышенной температуре тела - 37,2°C и выше (далее именуется - повышенная температура тела) незамедлительно обращаться за медицинской помощью на дому в амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения по месту жительства (нахождения), по телефонам или в электронном виде на сайт соответствующего учреждения в сети Интернет либо по телефонам 112 или №... системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб Волгоградской области, не допуская посещения медицинских организаций, за исключением случаев обращения за экстренной и неотложной медицинской помощью.
Таким образом, описание в протоколе об административном правонарушении допущенного Членовой В.В. административного правонарушения, не соответствует вмененному ей нарушению пункта 3.4 Постановления Губернатора Волгоградской области от 145 марта 2020 года № 179 в редакции Постановления от 24 июля 2020 года № 453.
Иные вышеперечисленные нарушения должностным лицом административного органа устранены не были.
Таким образом, нарушения, допущенные составителем протокола об административном правонарушении, носят существенный характер, поскольку наличие вышеуказанных недостатков протокола и неполнота представленных материалов не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и другие материалы дела подлежат возвращению должностному лицу для устранения изложенных выше нарушений закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Протокол об административном правонарушении серии АЕ-34 №... от 31 июля 2020 года и другие материалы дела в отношении в отношении Членовой Веры Викторовны, обвиняемой в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить в отдел полиции № 1 Управление МВД России по городу Волжскому Волгоградской области инспектору ПДН ОУУП и ПДН ФИО3, составившей протокол об административном правонарушении, для устранения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд в течение десяти суток.
Судья: подпись/ Н.Г. Винецкая