ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, ЧР
Гудермесский городской суд Чеченской Республикив составе: председательствующего судьи - Ибрагимова А.И.,
с участием пом. прокурора <адрес> ЧР – ФИО3,
представителя МУ «Управление образования Гудермесского муниципального района» - ФИО5,
при секретаре – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> Чеченской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «СОШ № Джалкинского сельского поселения» Гудермесского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Чеченской Республики обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «СОШ № Джалкинского сельского поселения» Гудермесского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой района проведена проверка в деятельности МБОУ «СОШ № Джалкинского сельского поселения» Гудермесского муниципального района на предмет исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в ходе, которой выявлены нарушения закона, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
- выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 114-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.
В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона № 114-ФЗ в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Согласно требованиям п. 7.1, 11 ст. 14 Федерального закона № «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов, а также участие в профилактике экстремизма, минимизация или ликвидация последствий проявлений экстремизма в границах поселения, относятся к вопросам местного значения.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Таким образом, библиотечный фонд образовательного учреждения может формироваться лишь из тех учебных пособий, материалов и учебников, которые не включены в Федеральный список экстремистских материалов.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что директор МБОУ «СОШ № Джалкинского сельского поселения» приказом ответственного за работой с «Федеральным списком экстремистских материалов» не назначил. В библиотеке распечатанный список «Федеральный список экстремистских материалов» для сверки фонда, не имеется.
Нарушения, выявленные в ходе проверки, свидетельствуют о том, что руководством МБОУ
« СОШ № Джалкинского сельского поселения» в нарушение ст. 4, 5 Федерального закона № 114-ФЗ не осуществляется профилактика экстремистской деятельности.
Указанные нарушения стали возможны по причине недобросовестного отношения к своим функциональным обязанностям должностных лиц МБОУ «СОШ № Джалкинского сельского поселения», непосредственно в указанном направлении деятельности.
Одним из условий, способствующих этому, является отсутствие должного контроля за работой образовательного учреждения в сфере противодействия экстремизму со стороны руководства МБОУ, что влечет за собой нарушение обозначенного законодательства и может привести к иным более существенным проявлениям экстремизма.
В соответствии с приказом Минобразования РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» в библиотеках должен осуществляться индивидуальный учет каждого экземпляра, поступающего в фонд библиотеки или выбывающего из него. Отсутствие в библиотеке муниципального образовательного учреждения списка экстремистской литературы, непринятие мер к ее выявлению и изъятию из оборота позволяет широкому кругу читателей получить доступ к ней.
Одним из эффективных способов пропаганды экстремизма является распространение таких радикальных воззрений посредством печатных изданий, подготовленных идеологами объединений экстремистской направленности (книги, брошюры, периодические издания и др.).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>, ЧР ФИО3 в полном объёме поддержал заявленные требования, подтвердив положенные в основу заявления обстоятельства.
Представитель МУ «Управление образования Гудермесского муниципального района» - ФИО5в судебном заседании пояснила, что выявленные прокуратурой нарушения законодательства в сфере противодействия экстремизму действительно имеют место. Руководством учреждения не были назначены ответственные за работу с федеральным списком экстремистских материалов, в библиотеке школы не имеется распечатанный список экстремистских материалов.
Против удовлетворения заявленных требований прокурора района не возражает, обещает выявленные нарушения устранить в кратчайшие сроки.
Кроме того, ответчик в судебном заседании заявленные требования признал, данное признание иска принято судом, а в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае не нарушаются чьи-либо права.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Заявление прокурора <адрес> ЧР в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «СОШ № Джалкинского сельского поселения» Гудермесского муниципального района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.
2. Бездействие руководства МБОУ «СОШ № Джалкинского сельского поселения» Гудермесского муниципального района выразившееся в не принятии мер по противодействию экстремистской деятельности признать незаконным.
3. Обязать МБОУ « СОШ № Джалкинского сельского поселения» устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии экстремизму, а именно по назначению ответственного за работой с «Федеральным списком экстремистских материалов» и по размещению в библиотеке распечатанного списка «Федерального списка экстремистских материалов» для сверки фонда.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гудермесский городской суд.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Федеральный судья А.И. Ибрагимов