РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» февраля 2020 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Челаевой Ю.А.,
при секретаре Петрушкиной М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-56/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №7 по Самарской области к Комаровой Елене Викторовне о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №7 по Самарской области обратилась в Красноярский районный суд Самарской области с административным исковым заявлением к Комаровой Е.В. и просит восстановить пропущенный срок для подачи административного заявления о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в сумме 2184 руб. и пени в сумме 1981,54 руб.
Свои требования мотивирует тем, что Комарова Е.В. являлась налогоплательщиком, предоставила налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2009 год сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет, составляет 2184 руб. В ходе камеральной налоговой проверки проверяющим инспектором установлено, что налогоплательщику предоставляется стандартный вычет двумя налоговыми агентами. Данный факт подтверждается справками о доходах налогоплательщица за 2009 год. Из справки о доходах № от 31.12.2009 установлено, что за 2009 год МОУДО детей Красноярской ДЮСШ предоставил Комаровой Е.В. стандартных налоговых вычетов на сумму 14000 руб.
Из справки о доходах № от 10.02.2010 установлено, что за 2009 год Инченковой Н.М. предоставлено Комаровой Е.В. стандартных налоговых вычетов на сумму 16 800 руб. На основании чего, налогоплательщиком подана налоговая декларация за 2009 год и к уплате заявлена сумма излишне предоставленного стандартного вычета в размере 2184 руб.
Согласно п. 4 ст. 228 Кодекса общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты НДФЛ за 2009 год не позднее 15.07.2010. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной декларации за 2009 год не уплачена. На основании ст. 75 Кодекса, налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки.
Требование об уплате налога не формировалось и налогоплательщику не направлялось.
Инспекцией пропущен срок на подачу искового заявления о взыскании задолженности в связи с загруженностью сотрудников, большим объемом работы. Иные причины пропуска срока отсутствуют. Кроме того, истец просит при рассмотрении настоящего ходатайства учесть, что обращение в суд с заявлением преследуется цель защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей. Отказ налоговому органу в осуществлении правосудия, в связи с пропуском срока на обращение с заявлением, повлечет нарушение прав бюджета на поступление налогов и как следствие не приведет к полному его формированию.
Так же обращает внимание на то, что инспекцией были предприняты все предусмотренные налоговым законодательством меры по урегулированию спора в досудебном порядке. Так налогоплательщику, в установленные сроки, было направлено требование об уплате налога и пени, которое до настоящего времени налогоплательщиком оставлено без исполнения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 286 КАС РФ, инспекция просит восстановить срок на подачу настоящего административного искового заявления о взыскании недоимки по налогам и пени и принять его к производству; взыскать с Комаровой Е.В. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2009 год в сумме 2184 руб. и пени в сумме 1981,54 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, согласно ходатайства просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Административный ответчик Комарова Е.В. в судебное заседание явилась, просила исковые требования отклонить полностью, отказать в восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу, что ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и соответствующих пени.
Согласно пп. 4 п.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с ч.1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 228 НК РФ, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
В силу п. 1 ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
Согласно пп.4 п. 1 ст. 218 НК РФ, при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета за каждый месяц налогового периода на родителя, на обеспечении которого находится ребенок, в размере 1 400 рублей.
Пунктом 3 ст. 281 НК РФ, стандартные вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Комарова Е.В. являлась налогоплательщиком, предоставила налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2009 год сумма налога, подлежащая уплате (доплате) в бюджет, составляет 2184 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки проверяющим инспектором установлено, что налогоплательщику предоставляется стандартный вычет двумя налоговыми агентами. Данный факт подтверждается справками о доходах налогоплательщица за 2009 год.
Из справки о доходах № от 31.12.2009 установлено, что за 2009 год МОУДО детей Красноярской ДЮСШ предоставил Комаровой Е.В. стандартных налоговых вычетов на сумму 14000 руб.
Из справки о доходах № от 10.02.2010 установлено, что за 2009 год Инченковой Н.М. предоставлено Комаровой Е.В. стандартных налоговых вычетов на сумму 16 800 руб.
На основании чего, налогоплательщиком подана налоговая декларация за 2009 год и к уплате заявлена сумма излишне предоставленного стандартного вычета в размере 2184 руб.
Согласно п. 4 ст. 228 Кодекса общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты НДФЛ за 2009 год не позднее 15.07.2010. Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет на основе представленной декларации за 2009 год не уплачена.
На основании ст. 75 Кодекса, налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки.
Согласно ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Как следует из содержания административного искового заявления, требование об уплате налога налоговой инспекцией не формировалось и налогоплательщику не направлялось.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей,
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установлено, что в связи с неуплатой налога на доходы физических лиц за 2009 год в сумме 2184 рублей, требование должнику не направлялось.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствие со ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, пропущенный срок подачи заявления по уважительной причине может быть восстановлен судом.
Заявляя ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд, налоговая инспекция ссылается на большой объем работы и загруженность сотрудников. Данные причины не могут быть приняты судом, поскольку они не являются уважительными.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Таким образом, установлено, что на дату обращения в суд с настоящим заявлением налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.
На основании изложенного, суд считает, что административным истцом не представлено доказательств уважительности пропуска срока на взыскание, в связи с чем, ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления удовлетворению не подлежит.
В соответствие с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 286 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России №7 по Самарской области к Комаровой Елене Викторовне о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании задолженности по налогам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 11.02.2020г.
Судья Ю.А. Челаева