Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1516/2012 ~ М-1458/2012 от 03.07.2012

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Соликамск                                24 сентября 2012 года

    Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Слоновой Н.Б.,

с участием помощника Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Баязитова Е.Н.,

при секретаре Некрасовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных колоний № 5 с особыми условиями хозяйственной деятельности» ГУФСИН России по Пермскому краю (далее ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (далее ГУФСИН России по Пермскому краю) об обязании совершить определенные действия,

установил:

    Усольский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском к ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, ГУФСИН России по Пермскому краю об обязании совершить определенные действия, указывая, что Усольской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Пермского края в <дата> года проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в ИК-5 ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, в ходе которой установлено, что администрацией учреждения допускаются требования законодательства в части создания для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, надлежащих материально-бытовых условий содержания (ст. 99 УИК РФ), соблюдения установленных санитарно-гигиенических норм, обеспечивающих охрану здоровья осужденных (ст. 101 УИК РФ), и поддержания установленного законом режима в исправительном учреждении, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей (ст. 82 УИК РФ). Так, отряд строгих условий отбывания наказания ИК-5 располагается в помещении (здании) ранее использовавшемся в качестве штрафного изолятора, в связи с чем содержание осужденных осуществляется по камерному принципу. Данное здание состоит из 14 запираемых камер: 7 двухместных, 2 трехместные, 2 четырехместные, 1 камера на 5 человек, 1 камера на 10 человек, 1 камера на 11 человек. Всего 54 спальных места, также в помещении имеется кабинет начальника отряда, комната младшего инспектора группы надзора и душевая. В здании отряда строгих условий отсутствуют общие коммунально-бытовые помещения: комната отдыха, комната быта, комната для хранения продуктов питания и приема пищи, кухня, комната для умывания, постирочная, сушилка для одежды и обуви, предусмотренные приказом ФСИН Минюста России № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». При обходе помещений отряда <данные изъяты> в камерах , , , выявлено недостаточное количество табуретов по числу содержащихся в них осужденных. На стенах большинства камер закреплены пледы и одеяла, вывешены фотографии, предметы культа, репродукции и вырезки из журналов, что также является нарушением «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Минюста РФ от 03.11.2005 года № 205, и приводит к захламлению помещений (камер), нарушению правил противопожарной безопасности. В связи с ветхостью здания (1963 года постройки, деревянное), ограниченной площадью (размером) камер, в отряде строгих условий отбывания наказания не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, и не обеспечиваются надлежащие требования режима содержания осужденных, установленных законодательством РФ. Вышеизложенные обстоятельства напрямую влияют на психологическое и физическое состояние здоровья осужденных.

    В судебном заседании участвующий в деле прокурор на уточненных исковых требованиях настаивает по доводам, изложенным в заявлении, просит обязать ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и ГУФСИН России по Пермскому краю в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу оборудовать отряд строгих условий отбывания наказания в ИК-5 необходимым количеством раздельных помещений в соответствии с требованиями приказа ФСИН Минюста РФ № 512 от 27.07.2006 года, а именно: спальным помещением, комнатой отдыха (воспитательной работы), кабинетом начальника отряда, кухней, комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатой быта, комнатой для умывания и отдельным санитарным узлом; обязать ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов по оборудованию отряда строгих условий отбывания наказания ИК-5 ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю необходимыми помещениями в соответствии с требованиями приказа ФСИН Минюста РФ № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

    Представитель ответчика – ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Романченко Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что нарушения уголовно-исполнительного законодательства в ИК-5 имеют место быть, нарушения по количеству табуретов в настоящее время устранено, что касается переоборудования отряда строгих условий количеством раздельных помещений, то составлена смета по перепланировке, соответствующие документы направлены в ГУФСИН России по Пермскому краю, поскольку в соответствии с Уставом финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств, выделяемых ГУФСИН России по Пермскому краю.

    Представитель ответчика – ГУФСИН России по Пермскому краю Климашевская И.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого в соответствии с Концепцией развития УИС РФ до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 года № 1772-р) предлагается перепрофилирование колоний, приведение в соответствие с установленными законодательными нормативами. ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю запланирована реконструкция колонии на 2014 год, ГУФСИН России по Пермскому краю подготовлена сметная документация, направлена для утверждения в ФСИН России, для дальнейшего включения в программу развития УИС. Кроме того, в соответствии с Уставом ФКУ ОИК-5 является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета. Источником финансирования является: средства финансирования, доходы, полученные от приносящей дохода деятельности, капитальное строительство отряда строгих условий содержания осужденных запланировано за счет приносящей доход деятельности с привлечением труда осужденных.

    Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

    В соответствии со ст. 10 ч. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным или уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных подлежат охране в равной мере со всеми гражданами РФ.

    Согласно Приказа Министерства Юстиции РФ № 259 от 30.12.2005 года «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказания» в структуре исправительных колоний уголовно-исполнительной системы создаются отряды осужденных с целью обеспечения управления исполнительным процессом, создания необходимых условий для соблюдения прав и законных интересов, обеспечения личной безопасности осужденных, сохранения и поддержания их здоровья, проведения с ними воспитательной, психологической, социальной и иной работы, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня, удовлетворения духовных запросов, подготовки к освобождению.

    В соответствии с пунктом 10 вышеуказанного Приказа, отряд должен быть обеспечен отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России, комнатой для проведения воспитательной работы, телевизором, приемником радиотрансляционной сети.

    В судебном заседании установлено, что отряд строгих условий отбывания наказания ИК-5 располагается в помещении (здании) ранее использовавшемся в качестве штрафного изолятора, в связи с чем содержание осужденных осуществляется по камерному принципу. Данное здание состоит из 14 запираемых камер: 7 двухместных, 2 трехместные, 2 четырехместные, 1 камера на 5 человек, 1 камера на 10 человек, 1 камера на 11 человек. Всего 54 спальных места, также в помещении имеется кабинет начальника отряда, комната младшего инспектора группы надзора и душевая.

В здании отряда строгих условий отсутствуют общие коммунально-бытовые помещения: комната отдыха, комната быта, комната для хранения продуктов питания и приема пищи, кухня, комната для умывания, постирочная, сушилка для одежды и обуви, предусмотренные приказом ФСИН Минюста России № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Суд считает, что в нарушение п. 11 п.п. 3, 6, 25, 31 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказания от 12 декабря 2008 года № 709 ГУФСИН России по Пермскому краю не исполняет возложенные на него функции по контролю за соблюдением законности и правопорядка в учреждениях; за созданием надлежащих условий содержания осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечения изоляции и постоянного надзора за осужденными; организации и координировании работы по эксплуатации зданий и сооружений в учреждениях УИС, осуществлении строительства и ремонта объектов, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений УИС; организации финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания.

    Довод представителя ответчика – ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что ФКУ ОИК-5 является самостоятельным юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, в связи с чем капитальное строительство отряда строгих условий содержания осужденных должно быть проведено за счет приносящей доход деятельности с привлечением труда осужденных, суд считает необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 5.9 Устава ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю доходы, полученные учреждением от приносящей доход деятельности в результате осуществления собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, … и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. При недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательства несут ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.12 Устава).

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях являются законными и обоснованными, поскольку учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства РФ, основания для отказа в иске отсутствуют.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ с учетом характера нарушений и объема исковых требований срок исполнения решения следует определить в срок до <дата>.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Усольского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.

    Обязать Федеральное казенное учреждение «Объединение исправительных колоний № 5 с особыми условиями хозяйственной деятельности» ГУФСИН России по Пермскому краю в срок до <дата> оборудовать отряд строгих условий отбывания наказания в ИК-5 необходимым количеством раздельных помещений в соответствии с требованиями приказа ФСИН Минюста РФ № 512 от 27.07.2006 года, а именно: спальным помещением, комнатой отдыха (воспитательной работы), кабинетом начальника отряда, кухней, комнатой для хранения продуктов питания и приема пищи, комнатой быта, комнатой для умывания и отдельным санитарным узлом.

Обязать Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний (России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов по оборудованию отряда строгих условий отбывания наказания ИК-5 ФКУ ОИК-5 с ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю необходимыми помещениями в соответствии с требованиями приказа ФСИН Минюста РФ № 512 от 27.07.2006 года «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

    Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме 01 октября 2012 года.

    Судья                                    Н.Б.Слонова

2-1516/2012 ~ М-1458/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Усольский прокурор по надзоу за соблюдением законов в ИУ
Ответчики
ФКУ ОИК-5
ГУФСИН России по Пермскому краю
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Слонова Наталья Борисовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
03.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2012Передача материалов судье
03.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.08.2012Предварительное судебное заседание
07.08.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.09.2012Предварительное судебное заседание
24.09.2012Судебное заседание
15.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2012Дело оформлено
14.05.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее