Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-195/2015 ~ М-127/2015 от 18.03.2015

Дело №2-195/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Красный 08 апреля 2015 года

Краснинский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Вдовиной Н.И.,

при секретаре Масловой О.П.,

с участием прокурора Тищенко В.В.,

представителя ответчика Морозовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснинского района Смоленской области в защиту жилищных прав Васильевой <данные изъяты> к Департаменту <данные изъяты>, администрации <данные изъяты> о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Краснинского района Смоленской области, действуя в интересах Васильевой А.С., обратился в суд с иском к Департаменту <данные изъяты> (далее - Департамент), администрации <данные изъяты> о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В обоснование требований указал, что Васильева А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ней постановлением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право на внеочередное получение жилья в <адрес>. Однако до настоящего времени Васильевой А.С. жилое помещение не предоставлено, что свидетельствует о нарушении её жилищных прав. Просит суд обязать Департамент <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить за счет средств областного бюджета финансирование исполнения администрацией <данные изъяты> государственных полномочий по обеспечению Васильевой А.С. жилым помещением, а администрацию <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента осуществления Департаментом финансирования предоставить Васильевой А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В судебном заседании прокурор Тищенко В.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Васильева А.С. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> Морозова Л.И. в судебном заседании исковые требования прокурора Краснинского района Смоленской области об обязании предоставить Васильевой А.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение 6 месяцев с момента осуществления Департаментом финансирования, признала в полном объеме.

Представитель ответчика Департамента <данные изъяты> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении указал, что в соответствии с законом Смоленской области от 29.11.2007 №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений <адрес>. Постановлением администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202 утверждено Положение о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Постановлением администрации Смоленской области от 06.06.2014 №415 утвержден Порядок предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда, согласно данному постановлению жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако информация о включении Васильевой А.С. в соответствующий список отсутствует.

Представитель третьего лица Отдела образования <данные изъяты> в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований.

Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который действует с 1 января 2013 года.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (п. 8 ч. 1 ст.92 ЖК РФ).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 109.1 ЖК РФ).

До настоящего времени на уровне субъекта РФ нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным Федеральным законом № 15-ФЗ к компетенции субъектов РФ, а также развивающих нормы изменений в сфере жилищного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и способствующие реализации положений федерального законодательства не принято, что не должно служить препятствием для реализации гарантированных государством прав на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенций, предоставляемой из областного бюджета.

Порядок осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма определен соответствующим Положением, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 №202.

Пунктами 5, 6 Положения установлено, что приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год и плановый период. Органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.

Органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования, науки и молодежной политики на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области образования, является Департамент <данные изъяты> (п. 1.1 Положения о Департаменте <данные изъяты>, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ).

Судом установлено, что Васильева А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, решением Краснинского районного суда Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ её мать ФИО8 лишена родительских прав, отец ФИО6 согласно свидетельству о смерти умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-17).

Постановлением главы муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за Васильевой А.С. закреплено право на внеочередное получение жилья (л.д.15).

В настоящее время Васильева А.С. достигла возраста 18 лет, однако, жилое помещение ей не предоставлено, что свидетельствует о нарушении её жилищных прав.

При таких обстоятельствах заявленные требования о предоставлении администрацией <данные изъяты> на территории <адрес> благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм, подлежат удовлетворению.

Доводы Департамента <данные изъяты> о том, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в соответствии со списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, который в предъявленном исковом заявлении отсутствует, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. Как следует из содержания правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка — определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст.ст.2, 3 Закона Смоленской области от 29.11.2007 №114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 202, уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Согласно п. 6 Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области, бюджетам сельских поселений Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 № 763, распределение средств субвенций в соответствии с их целевым назначением между их получателями осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п.8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , а также п.3.42 Положения о Департаменте <данные изъяты>, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ , на Департамент возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

В связи с чем, суд возлагает на Департамент, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения администрацией <данные изъяты> государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений.

При определении сроков исполнения решения суда, суд соглашается с позицией прокурора, поскольку в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления на основании банка данных о детях-сиротах до 1 июля текущего года подают заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в орган исполнительной власти Смоленской области, при этом бюджетные обязательства Смоленской области на ДД.ММ.ГГГГ сформированы.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора в интересах Васильевой <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Департамент <данные изъяты> осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение администрацией <данные изъяты> государственных полномочий по обеспечению Васильевой <данные изъяты>, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию <данные изъяты> в течение 6 месяцев с момента осуществления Департаментом <данные изъяты> финансирования предоставить Васильевой <данные изъяты> на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца.

Судья Н.И. Вдовина

2-195/2015 ~ М-127/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Анастасия Сергеевна
прокурор
Ответчики
Администрация Малеевского сельского поселения
Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
Другие
Отдел образования МО "Краснинский район"
Суд
Краснинский районный суд Смоленской области
Судья
Вдовина Наталия Ивановна
Дело на странице суда
krasny--sml.sudrf.ru
18.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2015Передача материалов судье
20.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2015Судебное заседание
08.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2015Дело оформлено
13.05.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее