Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-438/2019 от 13.09.2019

Дело № 12-438/2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Ульяновск                                                                             17 октября 2019 года

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Климонтова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долговой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Формат» Котельниковой С.В. на постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО. от 01 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Формат»,

УСТАНОВИЛА:

постановлением заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО. от 01.08.2019 ООО «Формат» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

В жалобе на постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО. от 01.08.2019, уточненной в ходе судебного заседания, генеральный директор ООО «Формат» Котельникова С.В. указывает о своем несогласии с вынесенным постановлением, в связи с тем, что ООО «Формат» является собственником небольшой части здания ТЦ «Оптимус» (только первый этаж). 01.01.2019 между ООО «Пищеторг» и ООО «Формат» заключен агентский договор, согласно которому ООО «Пищеторг» приняло на себя обязанности и полную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в помещениях, принадлежащих ООО «Формат». Собственником всех систем противопожарной безопасности является ООО «Пищеторг», персонал которого осуществляет контроль за всеми системами. Обращает внимание на то, что часть пунктов предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности изложена некорректно и не соответствует действительности (пункты 3, 8, 9, 10), при этом все недостатки ООО «Формат» были оперативно устранены в кратчайшие сроки. Считает, что сумма назначенного обществу штрафа является чрезмерной, и принята без учета, что ООО «Формат» является субъектом малого предпринимательства, впервые привлекается к административной ответственности, а обстоятельства причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей отсутствуют. По мнению заявителя внеочередная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении ООО «Формат» проведена с нарушениями: распоряжение о проведении внеочередной проверки и решение прокуратуры Ульяновской области о согласовании проверки обществу не вручались; акт проверки № 250 не содержат подписи одного из проверяющих лиц. Учитывая изложенное, просит изменить постановление от 01.08.2019 в части назначенного наказания, подвергнув юридическое лицо наказанию в виде предупреждения.

В судебном заседании представители ООО «Формат» Солянников Г.А., Лихолетова Ю.А. и Баранцев Ю.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Выслушав представителей ООО «Формат» Солянникова Г.А., Лихолетовой Ю.А. и Баранцева Ю.В., государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО., поддержавшего обоснованность вынесенного в отношении ООО «Формат» постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно статье 6 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьей 16.1 настоящего Федерального закона.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать объекты защиты, территории, земельные участки и проводить их обследование, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

вызывать в органы государственного пожарного надзора граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений;

запрашивать и получать от организаций и граждан, в отношении которых проводится проверка соблюдения требований пожарной безопасности, на основании мотивированных письменных запросов документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверки, за исключением документов и (или) информации, указанных в части 8 статьи 7 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в результате проведенной внеплановой выездной проверки соблюдения действующего законодательства в области обеспечения требований пожарной безопасности, 23.07.2019 в 09 часов 30 минут в помещениях ООО «Формат», расположенных на первом этаже здания торгового центра «Оптимус», по адресу: г. Ульяновск, пр. Ульяновский, 16, установлены нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в нарушении статей 4, 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктов 36, 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012), пункта 1.5 СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений (утвержденных Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7), пунктов 8.2, 8.17, 8.18, 14.4, 15.3, 19.1, 19.2, 20.1, 22.1, 30.4 Технических условий на проектирование противопожарной защиты реконструируемого недостроенного здания магазина «Детский мир» под торговый центр, на проспекте Ульяновский, 16 в Заволжском районе г. Ульяновска утвержденных решением заседания нормативно-технического совета Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области (протокол от 08.02.2008 № 2) и согласованных письмом УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области от 27.03.2008 № 233-2-4-6), а именно: в торговом зале первого этажа перед дверью эвакуационного выхода, ведущего из внутренней лестничной клетки в осях 1/4-1/Д/1-Е, установлено торговое оборудование, загромождающее путь эвакуации, фактическая ширина пути эвакуации составляет 1,1-1,2 м (в соответствии с проектными решениями требуется не менее 1,98 м); дверь эвакуационного выхода, ведущая из торгового зала непосредственно наружу, в осях 6-7/А-Б, заблокирована торговым оборудованием со стороны торгового зала; на пути эвакуации, ведущем из торгового зала непосредственно наружу в осях 2-3/А-Б и 18-19/А-Б, установлены раздвижные двери, чем заужена расчетная ширина эвакуационных выходов; в коридоре на пути эвакуации к двери эвакуационного выхода, ведущего из помещения торгового зала непосредственно наружу, размещено торговое оборудование, загромождающее путь эвакуации; помещения первого этажа не разделены по оси 19 противопожарной стеной 2-го типа с пределом огнестойкости REI-60, с защитой проёмов противопожарными остекленными дверями с пределом огнестойкости EI-30; на этаже здания не смонтирована система оповещения и управления эвакуацией при пожаре 4-го типа (фактически смонтирована система 3-го типа), отсутствуют: эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста – диспетчерской; на этаже здания не в полном объеме смонтирована система принудительной противодымной вентиляции: пожарный отсек площадью 1464 м.кв, разделенный по оси 19 противопожарной стеной, обеспечен только одним дымоприемным устройством (требуется предусматривать одно дымоприемное устройство для каждой дымовой зоны площадью не более 900 м.кв); на этаже не смонтировано эвакуационное освещение (при отключении основного освещения светильники эвакуационного освещения не включаются); установки автоматической пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения не выполнены по 1-й категории надежности, с обеспечением электроэнергии от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (при отключении основного освещения в здании приемно-контрольные приборы данных установок не функционируют и не выполняют свои функции); спринклеры установки автоматического пожаротушения, смонтированные в здании, введены в эксплуатацию 10.07.2009 (в соответствии с технической документаций завода изготовителя срок эксплуатации данных спринклеров составляет 10 лет); доступ к пожарным кранам в помещениях 1-го этажа блокирован ограждающими конструкциями торговых отделов и готовым оборудованием отделов, фактически планировка торговых отделов осуществлена без учета требований Технических условий.

Указанные обстоятельства правонарушения зафиксированы в акте проверки № 250 от 23.07.2019.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что осуществляя эксплуатацию помещений, расположенных на первом этаже здания торгового центра «Оптимус», по адресу: г. Ульяновск, пр. Ульяновский, 16, ООО «Формат» нарушило требования пожарной безопасности, предусмотренные статьями 4, 78 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пунктами 36, 61, 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012), пунктом 1.5 СНиП 21-01-97. Пожарная безопасность зданий и сооружений (утвержденных Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 № 18-7), пунктами 8.2, 8.17, 8.18, 14.4, 15.3, 19.1, 19.2, 20.1, 22.1, 30.4 Технических условий на проектирование противопожарной защиты реконструируемого недостроенного здания магазина «Детский мир» под торговый центр, на проспекте Ульяновский, 16 в Заволжском районе г. Ульяновска утвержденных решением заседания нормативно-технического совета Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области (протокол от 08.02.2008 № 2) и согласованных письмом УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области от 27.03.2008 № 233-2-4-6), прихожу к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 29.5 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей назначено в соответствии с санкцией, установленной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы заявителя о том, что все обязанности и полную ответственность за обеспечение пожарной безопасности в помещениях, принадлежащих ООО «Формат», в силу агентского договора от 01.01.2019, взяло на себя ООО «Пищеторг», при этом все недостатки, выявленные в ходе проверки, были оперативно устранены, не освобождают ООО «Формат» от административной ответственности.

Вместе с тем, имеются основания, для изменения состоявшегося по делу постановления, в части назначенного обществу наказания.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания, суд учитывает требования статей 3.1, 3.5 и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает во внимание характер общественной опасности совершенного административного правонарушения, обстоятельства, при которых совершено правонарушение, имущественное положение юридического лица.

    Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

    Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

    При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

    В связи с этим, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоразмерности санкции последствиям правонарушения, обстоятельств, связанных с имущественным положением юридического лица, назначенное ООО «Формат» административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей, безальтернативно определенным санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению юридического лица.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, в целях исключения избыточного ограничения прав привлекаемого к административной ответственности юридического лица, административный штраф, назначенный ООО «Формат», подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление административного органа и состоявшееся по делу судебное решение подлежат изменению путем снижения назначенного обществу наказания в виде административного штрафа до 75000 рублей.

При этом оснований как для большего смягчения наказания, так и для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Формат» с применением положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершение правонарушений в области обеспечения соблюдения требований пожарной безопасности представляет повышенную общественную опасность, влекущую за собой угрозу здоровью или жизни населению.

Нарушений как при проведении внеплановой проверки, так и при проведении процедуры привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления в целом, судом не установлено, а доводы заявителя в данной части являются необоснованными и своего объективного подтверждения в ходе судебного заседания не нашли. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области ФИО от 01 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Формат» изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 75000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставить без изменения.

Судья                                Е.В. Климонтова

12-438/2019

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Другие
ООО Формат
ГУ МЧС России по УО
Котельникова С.В.
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Климонтова Е. В.
Статьи

КоАП: ст. 20.4 ч.1

Дело на сайте суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
13.09.2019Материалы переданы в производство судье
08.10.2019Судебное заседание
17.10.2019Судебное заседание
21.10.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
22.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.12.2019Вступило в законную силу
11.12.2019Дело оформлено
11.12.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее