Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1174/2021 от 16.04.2021

Судья Михеева Т.А. Дело № 33-1174/2021

№ 2-489/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 мая 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.,

судей Второвой Н.Н., Майоровой Л.В.

при секретаре Власовой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах Щербаковой Т. С., к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» об установлении факта одинокого проживания, взыскании денежных средств, предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, по апелляционной жалобе Щербаковой Т. С., по апелляционной жалобе прокуратуры Советского района г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 16 февраля 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

прокурор Советского района г.Орла обратился в суд с иском в интересах Щербаковой Т. С. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее по тексту КУ ОО «ОЦСЗН») об установлении факта одинокого проживания, предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации взносов на капитальный ремонт.

В обоснование исковых требований указывалось, что Щербакова Т.С., <дата> года рождения, является собственником квартиры <адрес>, зарегистрирована в данном жилом помещении по месту жительства. Вместе с ней в квартире зарегистрирован её трудоспособный совершеннолетний внук ФИО1, который фактически в течение длительного времени в квартире не проживает – постоянно проживает в связи с работой в г.Москве. Законом Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» предусмотрена компенсация взносов на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим гражданам, являющимся собственниками жилого помещения, в размере 100 %. В связи с изложенным прокурор просил суд установить факт одиночного проживания Щербаковой Т.С. в принадлежащем ей жилом помещении и признать за ней право на указанную льготу. В ходе судебного разбирательства Щербаковой Т.С. были дополнены предъявленные в ее интересах исковые требования о взыскании недоплаченных сумм компенсации взносов на капитальный ремонт со дня достижения ею возраста 80 лет (<дата>) по настоящее время.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

Щербакова Т.С. не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что материалами дела подтвержден факт ее одинокого проживания в принадлежащей ей на праве собственности квартире. Указывает на то, что зарегистрированный в ее квартире внук проживает в г. Москве на съемных квартирах, за что вместе с коммунальными услугами оплачивает в месяц по 50000 рублей. Полагает, что при изложенных обстоятельствах она имеет право на выплату ей ежемесячной денежной компенсации взноса на капитальный ремонт в размере 100% по категории «одиноко проживающий гражданин старше 80 лет».

В апелляционной жалобе прокуратуры Советского района также ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы указывается о том, что факт одинокого проживания Щербаковой Т.С. в принадлежащей ей на праве собственности квартире подтвержден по материалам дела, в связи с чем она имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации взноса на капитальный ремонт в размере 100% по категории «одиноко проживающий гражданин старше 80 лет», поскольку Закон Орловской области от 4 мая 2016 г. № 1945-ОЗ не связывает одинокое проживание с наличием регистрации по месту жительства лица, который имеет право на получение компенсации, иных лиц. Отмечается, что отказав в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу Щербаковой Т.С. денежных средств, суд вышел за пределы предъявленных прокурором требований, поскольку таковые заявлялись Щербаковой Т.С. самостоятельно и которые фактически не разрешены судом.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя неявившегося ответчика КУ ОО «ОЦСЗН», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.153, ч.2 ст.154 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п. 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Таким образом, предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок предоставления такой компенсации.

Меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Орловской области установлены Законом Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области».

Согласно ч.1 ст.3 данного Закона компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Правительством Орловской области, предоставляется гражданам, постоянно проживающим на территории Орловской области, ежемесячно в следующих размерах: одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, достигшим возврата восьмидесяти лет, - 100 процентов.

В силу статьи 6 вышеприведенного Закона Орловской области от 4 мая 2016 года № 1945-ОЗ, он вступает в силу с 1 июля 2016 года и вводится в действие ежегодно законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если этим законом Орловской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, установленной настоящим Законом.

Статьей 4 Закона Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года определено, что предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт производится органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю (надзору) в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и попечительства, в порядке, установленном Правительством Орловской области.

Во исполнение Закона Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года постановлением Правительства Орловской области № 293 от 26 июля 2016 года утверждён Порядок представления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан, проживающих на территории Орловской области (далее по тексту также Порядок предоставления компенсации расходов, Порядок). Согласно п.6 раздела IV «Порядок назначения компенсации» к заявлению о назначении указанной компенсации заявитель в том числе прилагает документ, подтверждающий сведения о составе семьи.

Пунктом 12 Порядка предоставления компенсации расходов установлено, что по результатам рассмотрения заявления о назначении компенсации и приложенных к нему документов, орган социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении компенсации выносит решение о предоставлении компенсации либо об отказе в предоставлении компенсации.

В силу п.13 Порядка основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) несоответствие заявителя категориям лиц, указанным в ч.1 ст.3 Закона Орловской области № 1945-ОЗ; 2) непредставление документов, указанных в п. 7 Порядка.

Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п.1). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п.2).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Щербакова Т.С., <дата> года рождения, достигла возраста 80 лет <дата>.

С <дата> Щербакова Т.С. является собственником <адрес>, в которой с <дата> вместе с Щербаковой Т.С. постоянно по настоящее время зарегистрирован по месту жительства её внук ФИО1, <дата> года рождения (л.д.).

Щербакова Т.С. в досудебном порядке обращалась в Отдел социальной защиты населения по Советскому району г.Орла ГУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты компенсации взноса на капитальный ремонт как одиноко проживающему гражданину старше 80 лет, однако письмом от <дата>, исх., в назначении указанной выплаты ей отказано в связи с тем, что вместе с ней в квартире зарегистрирован её внук ФИО1 трудоспособного возраста (л.д.).

Согласно сведениям ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области с <дата> Щербакова Т.С. является получателем страховой пенсии по старости, с <дата> – получателем дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания в период второй мировой войны, с <дата> – ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания в период второй мировой войны. В связи с изложенным по состоянию на <дата> Щербаковой Т.С. ежемесячно выплачивается: страховая пенсия по старости в размере – 22224,98 рублей, ДЕМО – 1000 рублей, ЕДВ – 4675,66 рублей (л.д.).

Из материалов дела также следует, подтверждается пояснения Щербаковой Т.С. и представителя ответчика КУ ОО «ОЦСЗН», что Щербакова Т.С. является получателем мер социальной поддержки как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания, имеющий инвалидность, на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, а также п. 1.3.3 постановления Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», в соответствии с которыми ей выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) в размере 50% расходов по оплате занимаемой общей площади жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по оплате взносов на капитальный ремонт. ЕДК по капитальному ремонту Щербаковой Т.С. составляет 50% на льготника и 50% на членов семьи в сумме 59,73+59,73=119,46 рублей. По категории «одиноко проживающие граждане старше 80 лет» Щербаковой Т.С. ЕДК в размере 100% взноса на капитальный ремонт не назначалась и не выплачивалась. При этом исходя из регионального стандарта нормативов площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан (33 кв.м) и минимального размера взноса на капитальный ремонт (6,6 руб.) размер компенсации взноса на капитальный ремонт для одиноко проживающих граждан свыше 80 лет составляет 217,80 рублей (л.д. ).

Исходя из представленных в материалы дела документов усматривается, что внук Щербаковой Т.С.ФИО1 с <дата> работал <...> с <дата> работает в <...> расположенном по адресу: <адрес>, с пятидневной рабочей неделей, при приеме на работу адрес фактического места проживания указал в <адрес>.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 показали, что знакомы с Щербаковой Т.С. примерно с <дата> года, бывали у неё в гостях, постоянно общаются, Щербакова Т.С. проживает одна.

При этом как следует из пояснений Щербаковой Т.С. в суде апелляционной инстанции, внук ФИО1 в указанной квартире с ней никогда не проживал, а был только зарегистрирован с целью наличия у него регистрации на территории РФ. Фактически он проживает в г. Москве в арендуемой квартире. Ранее внук был зарегистрирован в квартире своей матери в г. Орле, после окончания школы с матерью переехал в г. Москву. Ее дочь (мать ФИО1) проживает в своей квартире в г. Москве, однако сына там не регистрирует, поскольку в этом случае она потеряет право на получение льгот по оплате коммунальных услуг. Внук не может сняться с регистрационного учета по ее (Щербаковой Т.С.) месту жительства, поскольку не имеет иного жилого помещения, где мог быть зарегистрирован. Решение о регистрации внука по указанному адресу это их семейное дело, соответственно, внука считает членом своей семьи. В настоящее время ей (Щербаковой Т.С.) возмещают только 50% от взноса на капитальный ремонт, от этой компенсации она не отказывалась.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент обращения Щербаковой Т.С. в орган социальной защиты населения и в настоящее время на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: г.Орёл, <адрес> состоит её совершеннолетний внук ФИО1 трудоспособного возраста, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Щербакова Т.С. в соответствии с Законом Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года и постановлением Правительства Орловской области № 293 от 26 июля 2016 года не может считаться одиноко проживающей и имеющей право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по категории «одиноко проживающие граждане старше 80 лет». Поэтому правомерно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Орла, предъявленных в интересах Щербаковой Т.С. об установлении факта одинокого проживания и предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации взносов на капитальный ремонт по указанной категории граждан, дополненных в ходе судебного разбирательства Щербаковой Т.С. в части взыскания в ее пользу недоплаченных сумм компенсации взносов на капитальный ремонт со дня достижения ею возраста 80 лет (<дата>) по настоящее время.

При этом суд обоснованно исходил из законодательного закрепления специальных условий для получения компенсации одиноко проживающими гражданами, достигших определенного возраста (70 или 80 лет) за счет средств областного бюджета в виде такой меры социальной поддержки, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы. В частности, предоставление компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется неработающим лицам, достигшим 70 или 80 лет, имеющим в собственности жилое помещение, в котором они проживают одни. В целях определения соответствия заявителя данной категории граждан и принятия решения о назначении компенсации Порядком предоставления компенсации расходов установлен перечень представляемых заявителем документов, к числу которых относится документ, содержащий сведения о составе семьи. Согласно копии лицевого счета по квартире истца Щербаковой Т.С. в состав ее семьи включен внук ФИО1, что не оспаривалось Щербаковой Т.С. в суде апелляционной инстанции (л.д. ).

Судебная коллегия полагает необходимым также отметить, что в силу статьи 10 ГК РФ суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично.

Ввиду изложенного не могут повлечь отмену решения суда, как не подтвержденные материалами дела и основанные на ошибочном толковании норм материального права, доводы апелляционных жалоб Щербаковой Т.С. и прокуратуры Советского района г. Орла, в которых указывается на наличие правовых оснований для удовлетворения предъявленных в интересах Щербаковой Т.С. исковых требований прокурором Советского района г. Орла при установленных по делу фактических обстоятельствах одинокого проживания Щербаковой Т.С. в принадлежащей ей на праве собственности квартире.

Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы прокуратуры Советского района г. Орла о неразрешении судом исковых требований Щербаковой Т.С. о взыскании в ее пользу недоплаченных сумм компенсации взносов на капитальный ремонт со дня достижения ею возраста 80 лет (<дата>) по настоящее время, поскольку, как следует из постановленного судом решения, в удовлетворении указанных исковых требований, которые были дополнены Щербаковой Т.С. к предъявленным в ее интересах прокурором требованиям, судом было отказано.

Таким образом, вопреки доводам апелляционных жалоб, решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежали применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствующими требованиям закона об их относимости и допустимости. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Щербаковой Т. С., прокуратуры Советского района г. Орла - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Михеева Т.А. Дело № 33-1174/2021

№ 2-489/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 мая 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.,

судей Второвой Н.Н., Майоровой Л.В.

при секретаре Власовой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Советского района г. Орла, действующего в интересах Щербаковой Т. С., к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» об установлении факта одинокого проживания, взыскании денежных средств, предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, по апелляционной жалобе Щербаковой Т. С., по апелляционной жалобе прокуратуры Советского района г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 16 февраля 2021 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

прокурор Советского района г.Орла обратился в суд с иском в интересах Щербаковой Т. С. к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее по тексту КУ ОО «ОЦСЗН») об установлении факта одинокого проживания, предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации взносов на капитальный ремонт.

В обоснование исковых требований указывалось, что Щербакова Т.С., <дата> года рождения, является собственником квартиры <адрес>, зарегистрирована в данном жилом помещении по месту жительства. Вместе с ней в квартире зарегистрирован её трудоспособный совершеннолетний внук ФИО1, который фактически в течение длительного времени в квартире не проживает – постоянно проживает в связи с работой в г.Москве. Законом Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области» предусмотрена компенсация взносов на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим гражданам, являющимся собственниками жилого помещения, в размере 100 %. В связи с изложенным прокурор просил суд установить факт одиночного проживания Щербаковой Т.С. в принадлежащем ей жилом помещении и признать за ней право на указанную льготу. В ходе судебного разбирательства Щербаковой Т.С. были дополнены предъявленные в ее интересах исковые требования о взыскании недоплаченных сумм компенсации взносов на капитальный ремонт со дня достижения ею возраста 80 лет (<дата>) по настоящее время.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.

Щербакова Т.С. не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что материалами дела подтвержден факт ее одинокого проживания в принадлежащей ей на праве собственности квартире. Указывает на то, что зарегистрированный в ее квартире внук проживает в г. Москве на съемных квартирах, за что вместе с коммунальными услугами оплачивает в месяц по 50000 рублей. Полагает, что при изложенных обстоятельствах она имеет право на выплату ей ежемесячной денежной компенсации взноса на капитальный ремонт в размере 100% по категории «одиноко проживающий гражданин старше 80 лет».

В апелляционной жалобе прокуратуры Советского района также ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы указывается о том, что факт одинокого проживания Щербаковой Т.С. в принадлежащей ей на праве собственности квартире подтвержден по материалам дела, в связи с чем она имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации взноса на капитальный ремонт в размере 100% по категории «одиноко проживающий гражданин старше 80 лет», поскольку Закон Орловской области от 4 мая 2016 г. № 1945-ОЗ не связывает одинокое проживание с наличием регистрации по месту жительства лица, который имеет право на получение компенсации, иных лиц. Отмечается, что отказав в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу Щербаковой Т.С. денежных средств, суд вышел за пределы предъявленных прокурором требований, поскольку таковые заявлялись Щербаковой Т.С. самостоятельно и которые фактически не разрешены судом.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя неявившегося ответчика КУ ОО «ОЦСЗН», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72, ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.153, ч.2 ст.154 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно п. 2.1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

Таким образом, предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт является правом субъекта Российской Федерации, а не обязанностью, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить порядок предоставления такой компенсации.

Меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств областного бюджета отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающим на территории Орловской области установлены Законом Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года «О компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан в Орловской области».

Согласно ч.1 ст.3 данного Закона компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Правительством Орловской области, предоставляется гражданам, постоянно проживающим на территории Орловской области, ежемесячно в следующих размерах: одиноко проживающим неработающим собственникам жилого помещения, достигшим возврата восьмидесяти лет, - 100 процентов.

В силу статьи 6 вышеприведенного Закона Орловской области от 4 мая 2016 года № 1945-ОЗ, он вступает в силу с 1 июля 2016 года и вводится в действие ежегодно законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии, если этим законом Орловской области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, установленной настоящим Законом.

Статьей 4 Закона Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года определено, что предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт производится органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю (надзору) в сферах социальной защиты населения и социального обслуживания граждан, опеки и попечительства, в порядке, установленном Правительством Орловской области.

Во исполнение Закона Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года постановлением Правительства Орловской области № 293 от 26 июля 2016 года утверждён Порядок представления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах отдельным категориям граждан, проживающих на территории Орловской области (далее по тексту также Порядок предоставления компенсации расходов, Порядок). Согласно п.6 раздела IV «Порядок назначения компенсации» к заявлению о назначении указанной компенсации заявитель в том числе прилагает документ, подтверждающий сведения о составе семьи.

Пунктом 12 Порядка предоставления компенсации расходов установлено, что по результатам рассмотрения заявления о назначении компенсации и приложенных к нему документов, орган социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении компенсации выносит решение о предоставлении компенсации либо об отказе в предоставлении компенсации.

В силу п.13 Порядка основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) несоответствие заявителя категориям лиц, указанным в ч.1 ст.3 Закона Орловской области № 1945-ОЗ; 2) непредставление документов, указанных в п. 7 Порядка.

Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п.1). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п.2).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Щербакова Т.С., <дата> года рождения, достигла возраста 80 лет <дата>.

С <дата> Щербакова Т.С. является собственником <адрес>, в которой с <дата> вместе с Щербаковой Т.С. постоянно по настоящее время зарегистрирован по месту жительства её внук ФИО1, <дата> года рождения (л.д.).

Щербакова Т.С. в досудебном порядке обращалась в Отдел социальной защиты населения по Советскому району г.Орла ГУ ОО «ОЦСЗН» с заявлением о назначении ей ежемесячной выплаты компенсации взноса на капитальный ремонт как одиноко проживающему гражданину старше 80 лет, однако письмом от <дата>, исх., в назначении указанной выплаты ей отказано в связи с тем, что вместе с ней в квартире зарегистрирован её внук ФИО1 трудоспособного возраста (л.д.).

Согласно сведениям ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Орловской области с <дата> Щербакова Т.С. является получателем страховой пенсии по старости, с <дата> – получателем дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания в период второй мировой войны, с <дата> – ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания в период второй мировой войны. В связи с изложенным по состоянию на <дата> Щербаковой Т.С. ежемесячно выплачивается: страховая пенсия по старости в размере – 22224,98 рублей, ДЕМО – 1000 рублей, ЕДВ – 4675,66 рублей (л.д.).

Из материалов дела также следует, подтверждается пояснения Щербаковой Т.С. и представителя ответчика КУ ОО «ОЦСЗН», что Щербакова Т.С. является получателем мер социальной поддержки как бывший несовершеннолетний узник мест принудительного содержания, имеющий инвалидность, на основании Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, а также п. 1.3.3 постановления Правительства Орловской области от 29 мая 2009 г. № 43 «Об установлении денежной формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», в соответствии с которыми ей выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ЕДК) в размере 50% расходов по оплате занимаемой общей площади жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по оплате взносов на капитальный ремонт. ЕДК по капитальному ремонту Щербаковой Т.С. составляет 50% на льготника и 50% на членов семьи в сумме 59,73+59,73=119,46 рублей. По категории «одиноко проживающие граждане старше 80 лет» Щербаковой Т.С. ЕДК в размере 100% взноса на капитальный ремонт не назначалась и не выплачивалась. При этом исходя из регионального стандарта нормативов площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан (33 кв.м) и минимального размера взноса на капитальный ремонт (6,6 руб.) размер компенсации взноса на капитальный ремонт для одиноко проживающих граждан свыше 80 лет составляет 217,80 рублей (л.д. ).

Исходя из представленных в материалы дела документов усматривается, что внук Щербаковой Т.С.ФИО1 с <дата> работал <...> с <дата> работает в <...> расположенном по адресу: <адрес>, с пятидневной рабочей неделей, при приеме на работу адрес фактического места проживания указал в <адрес>.

Допрошенные судом первой инстанции свидетели ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 показали, что знакомы с Щербаковой Т.С. примерно с <дата> года, бывали у неё в гостях, постоянно общаются, Щербакова Т.С. проживает одна.

При этом как следует из пояснений Щербаковой Т.С. в суде апелляционной инстанции, внук ФИО1 в указанной квартире с ней никогда не проживал, а был только зарегистрирован с целью наличия у него регистрации на территории РФ. Фактически он проживает в г. Москве в арендуемой квартире. Ранее внук был зарегистрирован в квартире своей матери в г. Орле, после окончания школы с матерью переехал в г. Москву. Ее дочь (мать ФИО1) проживает в своей квартире в г. Москве, однако сына там не регистрирует, поскольку в этом случае она потеряет право на получение льгот по оплате коммунальных услуг. Внук не может сняться с регистрационного учета по ее (Щербаковой Т.С.) месту жительства, поскольку не имеет иного жилого помещения, где мог быть зарегистрирован. Решение о регистрации внука по указанному адресу это их семейное дело, соответственно, внука считает членом своей семьи. В настоящее время ей (Щербаковой Т.С.) возмещают только 50% от взноса на капитальный ремонт, от этой компенсации она не отказывалась.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент обращения Щербаковой Т.С. в орган социальной защиты населения и в настоящее время на регистрационном учете в принадлежащем ей жилом помещении по адресу: г.Орёл, <адрес> состоит её совершеннолетний внук ФИО1 трудоспособного возраста, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Щербакова Т.С. в соответствии с Законом Орловской области № 1945-ОЗ от 4 мая 2016 года и постановлением Правительства Орловской области № 293 от 26 июля 2016 года не может считаться одиноко проживающей и имеющей право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по категории «одиноко проживающие граждане старше 80 лет». Поэтому правомерно отказал в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Орла, предъявленных в интересах Щербаковой Т.С. об установлении факта одинокого проживания и предоставлении выплаты ежемесячной денежной компенсации взносов на капитальный ремонт по указанной категории граждан, дополненных в ходе судебного разбирательства Щербаковой Т.С. в части взыскания в ее пользу недоплаченных сумм компенсации взносов на капитальный ремонт со дня достижения ею возраста 80 лет (<дата>) по настоящее время.

При этом суд обоснованно исходил из законодательного закрепления специальных условий для получения компенсации одиноко проживающими гражданами, достигших определенного возраста (70 или 80 лет) за счет средств областного бюджета в виде такой меры социальной поддержки, учитывая финансовые возможности субъекта Российской Федерации и иные факторы. В частности, предоставление компенсации расходов по уплате взносов на капитальный ремонт осуществляется неработающим лицам, достигшим 70 или 80 лет, имеющим в собственности жилое помещение, в котором они проживают одни. В целях определения соответствия заявителя данной категории граждан и принятия решения о назначении компенсации Порядком предоставления компенсации расходов установлен перечень представляемых заявителем документов, к числу которых относится документ, содержащий сведения о составе семьи. Согласно копии лицевого счета по квартире истца Щербаковой Т.С. в состав ее семьи включен внук ФИО1, что не оспаривалось Щербаковой Т.С. в суде апелляционной инстанции (л.д. ).

Судебная коллегия полагает необходимым также отметить, что в силу статьи 10 ГК РФ суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично.

Ввиду изложенного не могут повлечь отмену решения суда, как не подтвержденные материалами дела и основанные на ошибочном толковании норм материального права, доводы апелляционных жалоб Щербаковой Т.С. и прокуратуры Советского района г. Орла, в которых указывается на наличие правовых оснований для удовлетворения предъявленных в интересах Щербаковой Т.С. исковых требований прокурором Советского района г. Орла при установленных по делу фактических обстоятельствах одинокого проживания Щербаковой Т.С. в принадлежащей ей на праве собственности квартире.

Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы прокуратуры Советского района г. Орла о неразрешении судом исковых требований Щербаковой Т.С. о взыскании в ее пользу недоплаченных сумм компенсации взносов на капитальный ремонт со дня достижения ею возраста 80 лет (<дата>) по настоящее время, поскольку, как следует из постановленного судом решения, в удовлетворении указанных исковых требований, которые были дополнены Щербаковой Т.С. к предъявленным в ее интересах прокурором требованиям, судом было отказано.

Таким образом, вопреки доводам апелляционных жалоб, решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежали применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, соответствующими требованиям закона об их относимости и допустимости. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 16 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Щербаковой Т. С., прокуратуры Советского района г. Орла - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1174/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Советского района г. Орла в инт
Щербакова Татьяна Сергеевна
Ответчики
Казенное учреждение Орловской области Областной центр социальной защиты населения
Суд
Орловский областной суд
Судья
Старцева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
16.04.2021Передача дела судье
05.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее