УИД36RS0004-01-2019-005250-66
Дело № 2- 4814/19
Строка №2.194
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
при секретаре Володиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Департамента социальной защиты Воронежской области к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Кулешовой Е.В., УФССП России по Воронежской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты Воронежской области обратился с иском к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Кулешовой Е.В., УФССП России по Воронежской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 марта 2018 г. было возбуждено исполнительное производство об обязании департамента социальной защиты Воронежской области предоставить Чибисовой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Воронежской области. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 апреля 2019 г. принято решение о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Истец не согласен с наложением взыскания, поскольку исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагает необходимым учитывать тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой.
В судебное заседание представитель истца департамента социальной защиты Воронежской области не явился, предоставил заявление, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.
Ответчики в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении судебного разбирательства не обращались. Таким образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Третье лицо Чибисова Е.А., привлеченная судом к участию в деле, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещалась надлежащим образом в установленном законом порядке, конверт вернулся за истечением срока хранения, что расценивается судом как надлежащее извещение. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Исследовав собранные по делу доказательства, обозрев материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г.Воронежа по делу № 2-495/2018 на истца возложена обязанность предоставить Чибисовой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма жилых помещений жилищного фонда Воронежской области.
21 марта 2018 г. на основании исполнительного листа выданного Центральным районным судом г.Воронежа, постановлением судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Из указанного постановления следует, что должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было.
18 апреля 2019 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с департамента социальной защиты Воронежской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В данном случае суд принимает во внимание, что приобретение жилых помещений осуществляется департаментом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч.2 ст.63 данного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ст.70 Закона, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Согласно п. 5.2 Порядка утвержденного Приказом ДТиСР Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД, копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа, направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
В 2017 году начальная (максимальная) цена контракта рассчитывалась исходя из предельной стоимости 1 кв.м. установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Объявленные 23 сентября 2018 г. пять электронных аукционов по приобретению суммарно 224 жилых помещений (квартир), в новопостроенных домах, расположенных в административных границах Новоусманского муниципального района Воронежской области прошли успешно, в соответствии с государственными контрактами приобретено 224 квартиры.
Кроме того, электронные торги прошли 03 и 13 декабря 2018 г., в результате которых было заключено 2 контракта и приобретено еще 13 квартир.
В первом квартале 2019 г. 237 однокомнатных квартир переданы гражданам, относящимся к лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
11 апреля 2019 г. было проведено семь аукционов по приобретению 138 жилых помещений в новопостроенных домах, расположенных в административных границах Новоусманского муниципального района Воронежской области. Однако указанные аукционы не состоялись ввиду того, что не было подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, суд соглашается с доводом истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Суд полагает необходимым учитывать также тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой, в связи с чем, в силу объективных обстоятельств не имел возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Департамент социальной защиты Воронежской области освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 21 марта 2018 г. на основании исполнительного листа №№ от 19 марта 2018 г., выданного Центральным районным судом г.Воронежа по делу № 2-495/2018.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М.Манькова
.
УИД36RS0004-01-2019-005250-66
Дело № 2- 4814/19
Строка №2.194
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2019 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Маньковой Е.М.,
при секретаре Володиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Департамента социальной защиты Воронежской области к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Кулешовой Е.В., УФССП России по Воронежской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент социальной защиты Воронежской области обратился с иском к судебному приставу-исполнителю МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области Кулешовой Е.В., УФССП России по Воронежской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 марта 2018 г. было возбуждено исполнительное производство об обязании департамента социальной защиты Воронежской области предоставить Чибисовой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Воронежской области. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя от 18 апреля 2019 г. принято решение о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Истец не согласен с наложением взыскания, поскольку исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагает необходимым учитывать тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой.
В судебное заседание представитель истца департамента социальной защиты Воронежской области не явился, предоставил заявление, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.
Ответчики в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, с просьбой об отложении судебного разбирательства не обращались. Таким образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Третье лицо Чибисова Е.А., привлеченная судом к участию в деле, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещалась надлежащим образом в установленном законом порядке, конверт вернулся за истечением срока хранения, что расценивается судом как надлежащее извещение. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Исследовав собранные по делу доказательства, обозрев материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г.Воронежа по делу № 2-495/2018 на истца возложена обязанность предоставить Чибисовой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма жилых помещений жилищного фонда Воронежской области.
21 марта 2018 г. на основании исполнительного листа выданного Центральным районным судом г.Воронежа, постановлением судебного пристава-исполнителя МРОСП по ОИП УФССП России по Воронежской области было возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Из указанного постановления следует, что должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Установлено, что в 5-дневный срок решение суда исполнено не было.
18 апреля 2019 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с департамента социальной защиты Воронежской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о наличии у должника уважительных причин для неисполнения решения суда в 5-дневный срок.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В данном случае суд принимает во внимание, что приобретение жилых помещений осуществляется департаментом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч.2 ст.63 данного Закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ст.70 Закона, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Согласно п. 5.2 Порядка утвержденного Приказом ДТиСР Воронежской области от 10 апреля 2013 г. № 1476/ОД, копия приказа о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Воронежской области по договору найма специализированного жилого помещения конкретному получателю жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого приказа, направляется в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
В 2017 году начальная (максимальная) цена контракта рассчитывалась исходя из предельной стоимости 1 кв.м. установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Объявленные 23 сентября 2018 г. пять электронных аукционов по приобретению суммарно 224 жилых помещений (квартир), в новопостроенных домах, расположенных в административных границах Новоусманского муниципального района Воронежской области прошли успешно, в соответствии с государственными контрактами приобретено 224 квартиры.
Кроме того, электронные торги прошли 03 и 13 декабря 2018 г., в результате которых было заключено 2 контракта и приобретено еще 13 квартир.
В первом квартале 2019 г. 237 однокомнатных квартир переданы гражданам, относящимся к лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
11 апреля 2019 г. было проведено семь аукционов по приобретению 138 жилых помещений в новопостроенных домах, расположенных в административных границах Новоусманского муниципального района Воронежской области. Однако указанные аукционы не состоялись ввиду того, что не было подано ни одной заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, суд соглашается с доводом истца о том, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Суд полагает необходимым учитывать также тот факт, что истец в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничен как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой, в связи с чем, в силу объективных обстоятельств не имел возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Департамент социальной защиты Воронежской области освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному 21 марта 2018 г. на основании исполнительного листа №№ от 19 марта 2018 г., выданного Центральным районным судом г.Воронежа по делу № 2-495/2018.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.М.Манькова
.