Судья: Фетисова И.С. Дело № 33а-16856/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе
председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Соколовой Н.М., Найденовой Л.А.,
при секретаре Саховаровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 июня 2017 г. административное дело по апелляционной жалобе Назарова <данные изъяты>, Назаровой <данные изъяты>, Назаровой <данные изъяты> на решение Серпуховского городского суда Московской области от 30 марта 2017 г. по их административному исковому заявлению о признании незаконными действий, решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Соколовой Н.М.,
у с т а н о в и л а :
административные истцы обратились 11 января 2017 г. в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в лице Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее – Управление Росреестра по Московской области) по вынесению решений о приостановлении осуществления кадастрового учёта квартиры <данные изъяты> в многоквартирном жилом доме <данные изъяты> по <данные изъяты>, об отказе в снятии приостановления и об отказе в осуществлении кадастрового учёта. В обоснование своего нарушенного права ссылались на то, что вместе с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет помещения (квартиры <данные изъяты> представили все необходимые документы, оснований принятия оспариваемых решений не имелось. Просили возложить на Управление Росреестра по Московской области обязанность в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав общей долевой собственности по 1/4доли в праве на квартиру <данные изъяты> на Назарову А.Ю. и Назарову Т.И., 1/2 доли – на Назарова Ю.Б. на основании ранее представленных в орган кадастрового учета документов.
Определением судьи Серпуховского городского суда Московской области от 25 января 2017 г. возвращено административное исковое заявление.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 22 февраля 2017 г. названное определение судьи в части возвращения административного иска об оспаривании решений филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 15 июля 2016 о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и от 29 августа 2016 об отказе в снятии приостановления оставлено без изменения, а в остальной части отменено. Материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного иска об оспаривании решения от 18 октября 2016 г. об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости и о возложении на Управление Росреестра по Московской области обязанности осуществить кадастровый учет.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 30 марта 2017 г. отказано в удовлетворении административного иска.
Назаровы Ю.Б., Т.И. и А.Ю. в апелляционной жалобе просят отменить решение суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Назаров Ю.Б., Назарова Т.И., Назарова А.Ю., Управление Росреестра по Московской области, ООО «МИКС»,извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своих представителей не направили. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратила силу с 1 января 2017 г.) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11–211, 25–30 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1); постановка на учет объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2).
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 названного Федерального закона (утратила силу с 1 января 2017 г.) осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям данного Федерального закона.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (утратила силу с 1 января 2017 г.) орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Назаров Ю.Б., Назарова А.Ю., Назарова Т.И. заключили 20 ноября 2012 г. с ООО «МиКС» договор участия в долевом строительстве № 81-Ф-17, зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области 26 ноября 2012 г. Предметом договора являлся объект строительства – многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Фирсова, объект долевого строительства – двухкомнатное жилое помещение, согласно типового проекта (квартира) <данные изъяты>, общей проектной площадью <данные изъяты> кв.м. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию <данные изъяты> выдано 28 августа 2015 г. Застройщиком ООО «МиКС» указанная квартира была передана 14 сентября 2015 г. административным истцам по акту приема-передачи <данные изъяты>
7 июля 2016 г. Назаров Ю.Б. через МФЦ для направления в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области подал заявление о постановке на государственный кадастровый учет помещения – квартиры 17, приложив к заявлению оптический компакт-диск, технический план помещения, содержащий перечень документов, использованных при его подготовке, а именно: договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, акт приёма-передачи квартиры, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, постановление главы города Серпухова от 28 сентября 2015 г. № 991 «О присвоении адреса зданию – многоквартирный разновысотный 12-14-17 этажный дом, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>», справку Управления архитектуры и строительства администрации г. Серпухов от 21 сентября 2015 г. № А-580-С о присвоении постоянного адреса объекту недвижимости указанный выше многоквартирный жилой дом, чертеж квартиры от 4 июля 2016 г. № б/н, составленный кадастровым инженером Гориновой Е.В. Согласно заключение кадастрового инженера сведения об объекте недвижимости указаны на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Помещение (квартира) находится в многоквартирном жилом доме в кадастровом квартале <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Многоквартирный жилой дом на кадастровом учете не стоит, так как компания застройщик ООО «МиКС» объявила себя банкротом и до настоящего времени технический план на постановку многоквартирного жилого дома в отдел Росреестра не представлен <данные изъяты>
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 15 июля 2016 г. осуществление кадастрового учета объекта недвижимости было приостановлено по причине невозможности прочтения графической части технического плана.
24 и 29 августа 2016 г. органом кадастрового учета вынесены решения об отказе в снятии приостановления, в связи с тем, что в разрешении на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию от 28 августа 2015 г. отсутствуют сведения о помещениях, предусмотренные статьей 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», что не позволяет в соответствии с частью 3 статьи 1 данного Федерального закона определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи; нарушены требования части 4.1 статьи 25 названного Федерального закона, в нарушение пункта 25 Требований в представленном техническом плане отсутствует кадастровый номер здания, в котором расположено помещение и внесенные сведения об адресе объекта недвижимости (помещение) не подтверждены актом органа государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса.
Решением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 18 октября 2016 г. отказано в осуществлении кадастрового учета на основании того, что истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что у органа кадастрового учета имелись правовые основания для отказа в осуществлении осуществления кадастрового учета в отношении спорного объекта недвижимости, поскольку оспариваемое решение принято в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления кадастрового учета. Решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета до настоящего времени не признаны незаконными и не отменены.
Суд также не усмотрел оснований для возложения на административного ответчика обязанности в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу 1 января 2017 г., осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию прав общей долевой собственности, При этом суд правомерно исходил из того, что согласно части 4 статьи 40 данного Федерального закона государственный кадастровый учет всех расположенных в многоквартирном доме жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест, осуществляется одновременно при государственном кадастровом учете многоквартирного дома.
Учитывая, что многоквартирный дом не стоит на кадастровом учете, то возможность поставить на государственный кадастровый учет квартиру в таком доме и государственная регистрация прав на нее законом с 1 января 2017 г. не предусмотрена.
Между тем, ссылаясь на пункт 3 части 1 статьи 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (утратила силу с 1 января 2017 г.), суд первой инстанции не принял во внимание, что данная норма предусматривала, что копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Таким образом, отсутствие в разрешении на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию сведений о помещениях не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Необоснован и вывод суда о том, что представленное для осуществления кадастрового учета постановление главы г. Серпухова от 28 сентября 2015 г. № 991 «О присвоении адреса зданию – многоквартирный разновысотный 12-14-17 этажный дом, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не является актом органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адрес, так как Положением о присвоении адресов в городе Серпухов (далее – Положение), утвержденным постановлением главы г. Серпухова от 12 ноября 2008 г. № 2143 «О присвоении адресов объектам недвижимости в городе Серпухове и их регистрации» предусмотрено, что адрес объектам недвижимого имущества присваивается после постановки объекта на кадастровый учет. Постановление главы г. Серпухова от 28 сентября 2015 г. № 991 вынесено до постановки здания на кадастровый учет.
Согласно Положению присвоение объекту адресации адреса осуществляется в отношении зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства в случаях выдачи (получения) разрешения на строительство здания или сооружения (подпункт «а» пункта 6.3.2); аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случае отказа в осуществлении кадастрового учета объекта адресации по основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 части 2 статьи 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (подпункт «б» пункта 6.9).
Следовательно, присвоение объекту недвижимости адреса до осуществления его кадастрового учета не противоречит предписаниям Положения.
Не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета и то обстоятельство, что в техническом плане помещения общая площадь указана меньше, чем в договоре участия в долевом строительстве общая, а в акте приема-передачи квартиры отсутствуют данные о площади помещения (квартиры) <данные изъяты>, переданной участникам долевого строительства.
В пункте 1.4 договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от 20 ноября 2012 г. № 81-Ф-17 указано, что адрес объекта долевого строительства (квартира <данные изъяты>), его характеристики могут быть уточнены после окончания строительства многоквартирного дома, в составе которого находится объект долевого строительства и получения разрешения на ввод в эксплуатацию. При этом площадь объекта долевого строительства уточняется по данным технической инвентаризации.
Из технического плана помещения усматривается, что замеры квартиры <данные изъяты> проводились 4 июля 2016 г., а договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома и акт приема-передачи квартиры составлены до проведения замеров, уточняющих площадь жилого помещения.
Между тем, приведенные выше неправильные выводы суда не привели к принятию неправосудного решения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решениями филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области от 15 июля 2016 г. о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и от 29 августа 2016 г. об отказе в снятии приостановления, которые не являются предметом проверки по настоящему делу. Как указано выше, административный иск в части оспаривания данных решений возвращен в связи с несоблюдением административными истцами установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Учитывая, что Назаровы Ю.Б., Т.И. и А.Ю. обратились в суд с административным исковым заявлением после вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», то суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Серпуховского городского суда Московской области от 30 марта 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Назарова <данные изъяты>, Назаровой <данные изъяты>, Назаровой <данные изъяты> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи