Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20.07.2018г. Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Косенко Ю.В.
при секретаре Глуховой О.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску Хреновой А. М. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,
У С Т А Н О В И Л:
Хренова А.М. обратилась в суд с иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, указав, что она является ветераном ВОВ, в связи с чем, на основании п. 4 ст. 9 Закона <адрес> от 11.03.2005г. №- ГД «О земле» ей предоставлено право на получение земельного участка бесплатно. 13.06.2017г. она обратилась в Департамент градостроительства г. о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для огородничества, государственная собственность на который не разграничена по адресу: <адрес>, Сорокины Хутора, <адрес>, линия 4, напротив участка №, площадью 2 000 кв. м. Распоряжением от 13.07.2017г. № РД- 1757 ей в этом было отказано на основании п. п. 1 п. 8 ст. 39.15, п. п. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Считает данное решение незаконным, поскольку в п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, который в данном случае не применяется. Департамент отказывая в предварительном согласовании ссылается на ст. 11.3 ЗК РФ, которая не предусмотрена законодателем в качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка. Кроме того, Департамент указывает на то, что образование испрашиваемого земельного участка должно производится в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Она относится к категории граждан, имеющих право на предоставление земельного участка бесплатно без торгов, в связи с чем, первым этапом предоставления земельного участка является подготовка схемы расположения земельного участка если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой участок. Поскольку она приложила к своему заявлению схему расположения земельного участка, считает, что ей было отказано в предварительном согласовании необоснованно. Кроме того, считает, что испрашиваемый ею земельный участок не может располагаться в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, поскольку он находится в жилой зоне Ж- 1 - зоне застройки индивидуальными жилыми домами, на что также указано в распоряжении Департамента от 13.07.2017г. Территориальная зона Ж- 1 предполагает такой вспомогательный вид разрешенного использования как огородничество, соответственно предоставление ей земельного участка для указанных целей соответствует требованиям действующего законодательства. Также Департамент указывает на то, что испрашиваемый земельный участок частично находится на территории, занятой зелеными насаждениями. Однако, указанный участок в границах красных линий не находится, имеющиеся на нем зеленые насаждения элементом благоустройства не являются, природной ценности не имеют. В связи с этим, полагает, что ей было необоснованно отказано в удовлетворении ее заявления. Оспариваемое распоряжение Департамента от 13.07.2017г. было получено ею 15.03.2018г., в связи с чем, считает, что установленный законом срок для обжалования указанного распоряжения ею был пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит восстановить ей срок на подачу административного искового заявления; признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1757; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара принять решение о предварительном согласовании предоставления Хреновой А. М. земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, Сорокины Хутора, <адрес>, линия 4, напротив участка №, площадью 2000 кв.м. со следующими координатами:
Назв. точки | Координаты | Расстояние | Дирекционный угол | |
X | Y | |||
1 2 3 4 5 1 | 10378,16 10379,02 10335,42 10323,64 10338,27 10378,16 | 8117,67 8151,98 8164,85 8126,46 8118,66 8117,67 | 34,32 45,46 40,15 16,58 39,90 | 358°34’15” 73°33’16” 162°57’06” 241°55’15” 268°35’04” |
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара принять решение о предоставлении Хреновой А. М. земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный по адресу: <адрес>, Сорокины Хутора, <адрес>, линия 4, напротив участка №, площадью 2000 кв.м. со следующими координатами:
Назв. точки | Координаты | Расстояние | Дирекционный угол | |
X | Y | |||
1 2 3 4 5 1 | 10378,16 10379,02 10335,42 10323,64 10338,27 10378,16 | 8117,67 8151,98 8164,85 8126,46 8118,66 8117,67 | 34,32 45,46 40,15 16,58 39,90 | 358°34’15” 73°33’16” 162°57’06” 241°55’15” 268°35’04” |
Указать, что решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
В последующем административный истец уточнил требования.
В судебном заседании представитель административного истца Трапезанова Э.В., действующая на основании доверенности, вновь уточнила требования, просила восстановить срок на обжалование распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара № РД - 1757 от 13.07.2017г., признать указанное распоряжение незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение ее прав, возобновить работу по заявлению Хреновой А.М. от 13.06.2017г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по приведенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Нилова О.В., действующая на основании доверенности, требования административного истца не признала, при этом пояснила, что 13.06.2017г. Хренова А.М. обратилась с указанным выше заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Распоряжением от 13.07.2017г. ей в этом было отказано на основании п. п. 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. Согласно сведениями их информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г. о. Самара, испрашиваемый истицей земельный участок расположен в зоне застройки ИЖС - Ж- 1, при этом он расположен в границах элемента планировочной структуры застроенного многоквартирными жилыми домами. В связи с этим, Хреновой А.М. было необходимо предоставить проект межевания территории, чего сделано ею не было. В данном случае предварительное согласование повлечет нарушение ст. 11.3 ЗК РФ. Кроме того, спорный объект расположен на территории занятой зелеными насаждениями и принадлежит к территории общего пользования. Поскольку оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным, просит в иске отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к в следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с П7 4 ст. <адрес> « О земле» от 11.03.2005г. №- ГД, в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Согласно п.п. 1, 2 п. 8 ст. 39.15, ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Из п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
Ст. 11.9 ЗК РФ установлены ограничения, при наличии которых не возможно образование и перераспределение земельных участков.
Согласно п. 3 - 7 ст. 11. 9 ЗК РФ, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами; не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, первым этапом предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Из Приложения к приказу Минстроя России от 25.04.2017г. №/пр « Об утверждении видов элементов планировочной структуры» выделяются следующие виды данных элементов: район, микрорайон, квартал, территории общего пользования за исключением элементов планировочной структуры, указанной в п. 8 данного приложения, территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, территория транспортно- пересадочного узла, территория занятая линейным объектом и ( или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в п. 8 данного приложения, улично- дорожная сеть.
Из материалов дела следует, что Хренова А.М. является участником ВОВ.
13.06.2017г. Хренова А.М. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для огородничества, государственная собственность на который не разграничена по адресу: <адрес>, Сорокины Хутора, <адрес>, линия 4, напротив участка №, площадью 2 000 кв. м.
Распоряжением Департамента градостроительства № РД- 1757 от 13.07.2017г. истице в этом было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами и его образование возможно исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Утверждение схемы расположения испрашиваемого земельного участка в рамках предварительного согласования приведет к нарушению ст.11.3 ЗК РФ. Также предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается и бесплатно испрашиваемый участок предоставлен быть не может, поскольку его часть расположена на территории занятой зелеными насаждениями, то есть местами общего пользования. В связи с этим, Хреновой А.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании п.п. 1, 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ.
Судом установлено, что испрашиваемый истицей земельный участок расположен в зоне Ж- 1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами.
Данные обстоятельства подтверждаются ситуационным планом земельного участка, фотоматериалом, заключением кадастрового инженера от 2.11.2017г. об отнесении испрашиваемого истицей земельного участка к зоне Ж- 1, отсутствии ограничений либо обременений, а также служебной запиской Департамента от 14.07.2017г., из которой следует, что территориальной зоной расположения испрашиваемого земельного участка является зона малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами ( Ж- 1) по карте правового зонирования, действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. №. Данная зона к территории общего пользования не относится.
Поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, которая в настоящее время не изменена, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании, суд считает, что на этапе предварительного согласования предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, предоставление проекта межевания не требуется, в данном случае достаточным является предоставление схемы расположения земельного участка, которая была представлена истицей к своему заявлению от 13.06.2017г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Кроме того, как установлено судом, испрашиваемый земельный участок, на территории общего пользования не находится, зелеными насаждениями не занят, к землям лесного фонда не относится, что подтверждается фотоматериалом, служебной запиской Департамента, в которой указано на то, что данный земельный участок не относится к территории общего пользования; ответом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от 22.06.2017г., а также заключением кадастрового инженера от 2.11.2017г., из которого следует, что по результатам произведенных геодезических работ на местности, а также в ходе анализа генерального плана г.о. Самара выявлено, что земельный участок не принадлежит территории общего пользования, а также отсутствуют какие - либо иные ограничения и обременения земельного участка, при его визуальном исследовании выявлено отсутствие зеленых насаждений как на части земельного участка, так и на земельном участке в целом.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что приведенными выше нормами материального права установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, которых в данном случае не установлено, суд считает, что Хреновой А.М. было незаконно отказано в предварительном согласовании данного участка по приведенным выше основаниям. В связи с этим, оспариваемое распоряжение является незаконным, следовательно, требования истицы в данной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку оспариваемое распоряжение признано судом незаконным, суд считает необходимым обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Хреновой А.М. от 13.06.2017г. о предварительном согласовании предоставления указанного выше земельного участка.
В связи с тем, что оспариваемое распоряжение истицей было получено 15.03.2018г., и учитывая, что Департаментом градостроительства г.о. Самара не представлено каких – либо доказательств, подтверждающих факт направления в адрес истицы спорного распоряжения до 15.03.2018г., представитель ответчика в судебном заседании сослался на их отсутствие, суд считает, что причина пропуска установленного законом срока на обращение в суд с данными требованиями является уважительной, в связи с чем, считает возможным восстановить указанный срок.
Доводы представителя ответчика о том, что в служебном записке имеется указание на то, что часть земельного участка расположена на территории занятой зелеными насаждениями, не состоятельны. Данные обстоятельства опровергаются текстом данной служебной записки, согласно которой по сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара данный земельный участок территории общего пользования не принадлежит, единственным ограничением в использовании объекта является линия электропередач, на наличие которой Департамент в оспариваемом распоряжении не ссылается. Кроме того, отсутствие зеленых насаждений на испрашиваемом истицей земельном участке подтверждается приведенными выше доказательствами - фотоматериалами, заключением кадастрового инженера от 2.11.2017г.
Утверждения представителя ответчика о том, что имеются сведения, что земельный участок расположен в планируемой зоне отдыха, объектов здравоохранения и туризма, на что указано в служебной записке, безосновательны, поскольку согласно сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж- 1, то есть в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами, которая до настоящего времени изменена не была, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании.
Доводы представителя административного ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, опровергаются вышеприведенными сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, согласно которой испрашиваемый земельный участок относится к зоне Ж- 1. Кроме того, согласно заключения кадастрового инженера от 2.11.2017г. данный земельный участок не расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, которые образуют самостоятельный элемент планировочной структуры, расположены вблизи от испрашиваемого земельного участка в иной территориальной зоне Ж- 2 на расстоянии более 100 метров. Таким образом, у суда отсутствуют основания полагать, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Хреновой А. М. удовлетворить частично.
Восстановить Хреновой Александровне М. срок на обращение в суд с требованиями о признании незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД- 1757 от 13.07.2017г.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД- 1757 от 13.07.2017г.
Обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Хреновой А. М. от 13.06.2017г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение изготовлено 20.07. 2018 года.
Судья Ю.В. Косенко