Мотивированное решение по делу № 3а-1505/2023 от 24.06.2022

УИД - 77OS0000-02-2022-012577-90        Дело  3А-1505/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

26 декабря 2023 года          г. Москва

 

Московский городской суд в составе

председательствующего судьи Полыги В.А.,

при секретаре Волковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калеткиной Елены Искандеровны, Калеткиной Нины Дмитриевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,

УСТАНОВИЛ:

Калеткина Е.И., Калеткина Н.Д. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5.

В административном исковом заявлении Калеткина Е.И., Калеткина Н.Д. просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подготовленных ООО «Гранд Реал», по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 5 689 539 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 8 851 780 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 15 431 714 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 52 626 672 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 28 049 514 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 11 017 598 рублей 40 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 18 435 359 рублей 51 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 31 066 181 рубля 02 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 117 633 211 рублей 37  копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 170 972 720 рублей 63 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5.

Поскольку Калеткина Е.И., Калеткина Н.Д. являются собственниками нежилых помещений, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Административные истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом по адресу, указанному в административном иске, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовой корреспонденции, а также по адресу электронной почты представителя (п. 2 ч. 2 ст. 125 КАС РФ); об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, возражений относительно выводов судебной экспертизы не представили.

Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные возражения по делу, в которых административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что административному истцу Калеткиной Е.И. на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4. Административному истцу Калеткиной Н.Д. принадлежит 90/100 долей в праве собственности на нежилое помещение с кадастровым номером ОКС5; 10/100 долей в праве собственности на указанное помещение принадлежат заинтересованному лицу Анохиной Т.В.

В отношении помещения с кадастровым номером ОКС1 утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года в размере 11 017 598 рублей 40 копеек, в отношении помещения с кадастровым номером ОКС2  в размере 18 435 359 рублей 51 копейки, в отношении помещения с кадастровым номером ОКС3  в размере 31 066 181 рубля 02 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4  в размере 117 633 211 рублей 37 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5  в размере 170 972 720 рублей 63 копеек, что подтверждается выписками о кадастровой стоимости.

Административные истцы Калеткина Е.И., Калеткина Н.Д. в соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ и закона города Москвы от 19 ноября 2014 года  51 «О налоге на имущество физических лиц» являются плательщиками налога на имущество физических лиц и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивают налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности Калеткиной Е.И., Калеткиной Н.Д. как плательщиков налогов.

В соответствие с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ).

Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения, административные истцы 24 мая 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В обоснование своих требований Калеткина Е.И., Калеткина Н.Д. представили в суд отчеты об оценке, подготовленные ООО «Гранд Реал», в которых рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 5 689 539 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 8 851 780 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 15 431 714 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 52 626 672 рублей, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 28 049 514 рублей.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года  28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года  28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. 

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленные административными истцами, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 по состоянию на 1 января 2021 года по результатам судебной экспертизы составляет 8 000 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 составляет 13 000 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 составляет 22 000 000 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 составляет 83 000 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 составляет 55 000 000 рублей.

Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителями отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение возникшие сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО «Гранд Реал», и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.

Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Судом отклоняются изложенные в письменных пояснениях доводы представителя административного ответчика о том, что Калеткина Е.И., Калеткина Н.Д. не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административным истцам Федеральным законом от 3 июля 2016 года  237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года  237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд  24 мая 2022 года.

От ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ поступило ходатайство о возмещении расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА. Согласно представленной калькуляции стоимость производства экспертизы в части проверки представленных отчетов на соответствие требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности составила СУММА, то есть по СУММА за каждый отчет. Стоимость проведения экспертизы в части определения рыночной стоимости нежилых помещений составила по СУММА за каждый объект недвижимости.

Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года  20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.

Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.

Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.

Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 27,3%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2  на 29,4%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3  на 29,1%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4  на 29,1%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.

Учитывая, что представленные в материалы дела отчеты признаны недостоверными, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ расходов по проведению судебной экспертизы с административного истца Калеткиной Е.И. в отношении принадлежащих ей нежилых помещений в общей сумме СУММА.

Рыночная стоимость принадлежащего административному истцу Калеткиной Н.Д. нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 отличается от оспариваемой кадастровой на 67,8%, что выходит за пределы допустимых отклонений. В такой ситуации расходы по проведению экспертизы в отношении названного помещения в размере СУММА подлежат взысканию с Департамента городского имущества города Москвы как с лица, утвердившего результаты оспариваемой кадастровой стоимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 22 000 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 в размере 8 000 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 13 000 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 83 000 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 55 000 000 рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 мая 2022 года.

Взыскать в пользу ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ расходы по проведению судебной экспертизы с Калеткиной Елены Искандеровны в размере СУММА, с Департамента городского имущества города Москвы в размере СУММА (получатель ).

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.

 

Судья 

Московского городского суда                 В.А. Полыга 

 

Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2023 года 

6

3а-1505/2023

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 26.12.2023
Истцы
Калеткина Н.Д.
Калеткина Е.И.
Ответчики
ДГИ по г. Москве
Правительство Москвы
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва
Суд
Московский городской суд
Судья
Полыга В.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
27.12.2023
Мотивированное решение
26.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее