Дело № 2-3657/2023
73RS0001-01-2023-003557-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Денисовой М.А.,
при секретаре Платовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Савиновой ФИО5 к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Министерству социального развития Ульяновской области о возложении обязанности произвести ежегодную денежную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах Савиновой Н.Ф., обратился в суд с иском к областному государственному казенному учреждении социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области), Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее - УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») о возложении обязанности назначить ежегодную денежную выплату и произвести ежегодную денежную выплату.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района г.Ульяновска поступило обращение Савиновой Н.Ф. о нарушении ее прав на получение ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в 2022 г.
Проверкой установлено, что Савинова Н.Ф. является членом Общественной организации «Народная дружина» по охране общественного порядка Ленинского района г.Ульяновска и получателем ежегодной выплаты как народный дружинник в соответствии с Законом № 147-ЗО и постановлением правительства Ульяновской области № 116-П.
В период с 01.01.2022 по 31.12.2022 истцом осуществлено 143 дежурства по охране общественного порядка.
В установленном порядке истец 10.01.2023 обратилась через МФЦ с заявлением о предоставлении указанной выплаты за 143 дежурства. При этом выплаты ей были произведены лишь за 120 дежурств в размере 72000 руб.
В свою очередь действие закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 145-З «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области» распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.
Задолженность перед истцом составляет 13800 руб.
Просит обязать ОГКУСЗН Ульяновской области назначить истцу ежегодную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 23 дежурства по охране общественного порядка в размере 13800 руб., обязать УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» произвести истцу выплату за осуществленные в 2022 году неоплаченные 23 дежурства по охране общественного порядка в размере 13800 руб.
Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске, Министерство социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске; в качестве третьих лиц – ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области, общественная организация «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района г.Ульяновска», Администрация города Ульяновска.
Представитель процессуального истца прокуратуры Ленинского района г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Истец Савинова Н.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.
Представитель ответчика ОГКУСЗН Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен. В письменном отзыве на исковое заявление указано, что Савинова Н.Ф. обратилась с заявлением о предоставлении народному дружиннику ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка 10.01.2023. Соответственно право на получение ежегодной денежной выплаты определяется на момент обращения. Кроме того, ОГКУСЗН Ульяновской области осуществляет лишь назначение спорной выплаты. Непосредственные выплаты в соответствии производит УОГКУСЗН «ЕОЦСВ». Просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия своего представителя.
Представитель ответчика УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен. В письменном отзыве на исковое заявление указано, что в компетенцию УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» вопрос о назначении истцу ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка не входит. Полномочия по назначению мер социальной поддержки населению возложены на ОГКУСЗН Ульяновской области. Информацию о назначении гражданину мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области вносит в единую базу данных – «Электронный социальный регистр населения Ульяновской области. На основании данных регистра УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» осуществляет выплату пособий, компенсаций, доплат. Таким образом, УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» правомочно выплачивать гражданам Ульяновской области денежные средства только в случае назначения им мер социальной поддержки УОГКУСЗН «ЕОЦСВ».
Представитель ответчика Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен.В письменном отзыве на исковое заявление указано, что решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) принимается территориальным органом, то есть Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске, в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.02.2018 № 86-П «Об утверждении Положения о Департаменте Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске». Согласно п. 7 Положения решение о предоставлении (об отказе) денежных выплат оформляется распоряжением территориального органа. К полномочиям УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» не относится назначение указанной меры социальной поддержки. УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» осуществляет перечисление денежных средств заявителям, которым данная мера социальной поддержки назначена Департаментом. Просят в удовлетворении исковых требований отказать. Считают надлежащим ответчиком по делу Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске.
Представитель третьего лица ОМВД России по Ленинскому району г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено, в письменных пояснениях просят дело рассмотреть в отсутствие представителя, решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица УМВД России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено, в письменном отзыве на иск просит рассмотреть дело без участия своего представителя по имеющимся в деле материалам.
Представитель третьего лица Администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещено, в отзыве просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, просят исковые требования удовлетворить.
Представитель третьего лица общественной организации «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района г.Ульяновска» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела третье лицо извещалось надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьих лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 ГПК РФ лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст.46 Конституции Российской Федерации.
Гражданским законодательством, в частности ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, однако данный перечень не является исчерпывающим.
Сторонам была разъяснена ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, судом были определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.
Суд принимает решение, в силу ст.196 ГПК РФ, в пределах заявленных истцом требований.
Судом установлено, что истец является членом ОО «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска».
По сведениям ОО «Народная дружина по охране общественного порядка Ленинского района города Ульяновска» в период с 01.01.2022 по 31.12.2022 истец участвовала в 143 дежурствах по охране общественного порядка на территории Ленинского района г. Ульяновска длительностью более 4 часов подряд каждое.
10.01.2023 истец обратилась в МФЦ с заявлением о предоставлении ежегодной денежной выплаты за участие в 143 дежурствах по охране общественного порядка в 2022 году.
По результатам рассмотрения заявления ОГКУСЗН Ульяновской области было принято решение о предоставлении ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в размере 72000 руб. за осуществление 120 дежурств. За оставшиеся 23 дежурства выплата в размере 13800 руб. (600 руб. х 23 дежурства) не произведена.
При этом ответчик ссылается на п. 2 ст. 9 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 №145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», вступившего в силу с 01.01.2023, в соответствии с которым выплаты за дежурства осуществляются не более чем за 120 таких дежурств в совокупности за год.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В соответствии с ч.1 ст. 26 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов могут осуществлять материальное стимулирование деятельности народных дружинников.
Закон Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» регулирует отношения, связанные с деятельностью народных дружин, внесенных в реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Ульяновской области (далее - народные дружины).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона (в редакции от 07.08.2020) народному дружиннику, являющемуся членом народной дружины не менее одного года, предоставляется ежегодная денежная выплата, размер которой определяется исходя из произведения числа длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых он принял участие в течение календарного года, и суммы, равной 600 рублям.
Пунктом 2 статьи 9 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 145-ЗО «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ульяновской области», вступившими в силу с 01.01.2023, внесены изменения в Закон Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» и пункт 2 части 1 статьи 5 после слова «года» дополнен словами «но не более 120 таких дежурств в совокупности».
Ответчик ОГКУСЗН Ульяновской области, полагая, что истец подал заявление на предоставление денежных выплат в январе 2023 года, произвел выплату с учетом указанных изменений лишь за 120 дежурств.
Вместе с тем, согласно п. 2 Положения об условиях и порядке предоставления народному дружиннику ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2015 №116-П (далее - Положение) решение о предоставлении денежных выплат народному дружиннику принимает территориальный орган исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения, на основании заявления о предоставлении соответствующей денежной выплаты, составленного по установленной уполномоченным органом форме, и сведений, содержащихся: в документе, удостоверяющем в соответствии с законодательством Российской Федерации личность народного дружинника; в документе, подтверждающем число длившихся не менее чем четыре часа подряд дежурств по охране общественного порядка, в которых народный дружинник принял участие в течение календарного года, заверенного подписью командира народной дружины, членом которой является народный дружинник, и согласованного с руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области и (или) руководителем иного правоохранительного органа, если дежурство по охране общественного порядка, в котором принимал участие народный дружинник, было организовано или проведено таким иным правоохранительным органом; в справке, подтверждающей членство народного дружинника в народной дружине на протяжении не менее чем одного года; в документе, удостоверяющем личность представителя народного дружинника, и документе, подтверждающем его полномочия, - в случае обращения за денежной выплатой представителя народного дружинника.
Из п. 3 указанного Положения следует, что заявление и иные предусмотренные пунктом 2 настоящего Положения документы представляются народным дружинником самостоятельно или через представителя в территориальный орган: через Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области; через оператора почтовой связи; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что предоставление денежных выплат осуществляется в месяце, следующем за месяцем обращения за их получением, но не ранее истечения каждого полного года, следующего за датой приема народного дружинника в члены народной дружины.
В случае если народный дружинник не обращался за получением денежных выплат по истечении каждого полного года, следующего за датой приема народного дружинника в члены народной дружины, денежные выплаты осуществляются за весь прошедший период без ограничения сроком.
Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что истец обратилась в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по истечению полного 2022 года, исходя из требований п. 6 Положения с учетом даты, с которой она была принята в члены народной дружины (31.08.2016).
Дежурства истцом были осуществлены в 2022 году до внесения изменений в Закон Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» Законом Ульяновской области от 20.12.2022 №145-ЗО, которыми было ограничено число дежурств до 120, соответственно, данные изменения не могут распространяться на правоотношения в связи с осуществлением истцом дежурств в 2022 году, возникшие до вступления в силу данного Закона (01.01.2023). В связи с указанными обстоятельствами также не имеет правового значения тот факт, что истец обратился за оплатой произведенных дежурств после вступления в силу указанных изменений в Закон.
Судом принимается во внимание, что в силу п. 6 Положения об условиях и порядке предоставления народному дружиннику ежегодной денежной выплаты на оздоровление и ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 18.03.2015 №116-П, ранее 01.01.2023 у истца отсутствовало право на обращение с заявлением об оплате дежурств, осуществленных в 2022 году.
При таких обстоятельствах, доводы ответчиков основаны на неверном толковании правовых норм.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 01.06.2015 №234-П «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Ульяновской области», распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 05.03.2015 №621-р «О мерах по повышению эффективности деятельности органов и учреждений системы социальной защиты населения Ульяновской области по предоставлению мер социальной поддержки» полномочия по выплате пособий, компенсаций, жилищных субсидий и других социальных выплат, установленных законодательством переданы Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».
Следовательно, УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» правомочно выплачивать денежные средства в случае назначения мер социальной поддержки ОГКУСЗН Ульяновской области и Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске.
В ходе рассмотрения дела Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске на основании протокола от 04.08.2023 о назначении МСП «Ежегодная денежная выплата за участие в дежурствах по охране общественного порядка» № ЛД № принято решение о назначении Савиновой Н.Ф. ежегодной денежной выплаты за участие в дежурствах по охране общественного порядка в размере 13800 руб. за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
Сведений о фактическом перечислении денежных средств Савиновой Н.Ф. в материалы дела не представлено.
Таким образом, исковые требования полежат частичному удовлетворению.
Следует обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить истцу ежегодные денежные выплаты, в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.10.2014 № 147-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин» за осуществленные в 2022 году неоплаченные 23 дежурства по охране общественного порядка в размере 13800 руб.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области следует отказать, поскольку как уже было указано, решение о назначении ежегодной выплаты принято.
В удовлетворении исковых требований к Министерству социального развития Ульяновской области суд отказывает как ненадлежащему ответчику.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции Российской Федерации) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Суд исходил из представленных сторонами доказательств. Иных доказательств суду не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах Савиновой ФИО6, удовлетворить частично.
Обязать Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить Савиновой ФИО7 ежегодную денежную выплату, установленную Законом Ульяновской области от 03.10.2014 №147-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов деятельности народных дружин», за осуществленные в 2022 году неоплаченные 23 дежурства по охране общественного порядка в размере 13800 руб., в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Денисова М.А.
Мотивированное решение составлено 28.08.2023.