Решение по делу № 2-288/2021 ~ М-7/2021 от 11.01.2021

УИД 19RS***-59 Дело ***

(объединено с делами

№№ 2-290/2021, 2-292/2021, 2-295/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2021 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

при секретаре Михалевой А.В., помощнике судьи Черчинской М.О.,

с участием представителей истцов Рыбаченко Т.И., Гребенюк Р.А.,

представителя ответчика Сапожникова В.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Хакасской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в интересах Бабич Олеси Александровны, Кузнецовой Любови Яковлевны, Малышевой Ларисы Валерьевны, Николаенко Ольги Сергеевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» о взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Хакасская республиканская организация Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в интересах Бабич О.А. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» (далее – ГБУЗ РХ «Черногорская МБ») о взыскании стимулирующих выплат в сумме 120 495,59 руб. и компенсации морального вреда в сумме 30 000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что Бабич О.А. работает в травматологическом пункте ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в должности младшей медицинской сестры. Травматологический пункт находится с торца здания ГБУЗ РХ «ЧМБ», которое перепрофилировано под «ковидный госпиталь», в связи с чем в указанном учреждении находится множество больных коронавирусной инфекцией. Пациенты нередко путают входы в здание, заходя в травматологический пункт, чтобы узнать, как попасть к врачам, занимающимся приемом пациентов, больных коронавирусом. Между тем, в нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198Н работодателем не организованы меры по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (на входе не предусмотрен «термометрический фильтр», не ведется анкетирование пациентов), в связи с чем в травматологический пункт имеет доступ неограниченное число граждан, в том числе имеющих первичные признаки коронавирусной инфекции, что повышает риск инфицирования медицинских работников. Кроме того, в травматологическом пункте на амбулаторном лечении зачастую находятся пациенты, имеющие подозрение на коронавирусную инфекцию. Должность, в которой Бабич О.А. занимает трудовую функцию, является медицинской; подразделение, в котором она работает, оказывает первичную медико-санитарную помощь. Таким образом, Бабич О.А., обеспечивая оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также лицам из групп риска заражения данной инфекцией, имеет право на получение стимулирующих выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.04.2020 № 223 «Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда м дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.07.2020 № 400 «О внесении изменений в «Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Хакасия, по виду экономической деятельности в области здравоохранения», утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.01.2015 № 773».

Кроме того, Хакасская республиканская организация Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по аналогичным основаниям обратилась в суд с исками к ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в интересах иных работников травматологического пункта ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» - Кузнецовой Л.Я., работающей врачом-рентгенологом, Малышевой Л.В., работающей медицинской сестрой, и Николаенко О.С., работающей медицинским регистратором. В пользу Кузнецовой Л.Я. Хакасская республиканская организация Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации просит взыскать стимулирующие выплаты в размере 481 982,97 руб. и компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., в пользу в пользу Малышевой Л.В. – стимулирующие выплаты в размере 240 990 руб. и компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., в пользу Николаенко О.С. – стимулирующие выплаты в сумме 120 495 руб. и компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.

Определениями суда от 15.01.2021 и от 25.01.2021 гражданские дела по искам Хакасской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в интересах Бабич Олеси Александровны, Кузнецовой Любови Яковлевны, Малышевой Ларисы Валерьевны, Николаенко Ольги Сергеевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» о взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Хакасия.

В судебном заседании председатель Хакасской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Рыбаченко И.А. и представитель ХРО Профсоюза Гребенюк Р.А. не требованиях наставили по вышеизложенным основаниям, выразили несогласие с произведенным ответчиком расчетом стимулирующих выплат за контакт с пациентами, заболевшими коронавирусной инфекцией, исходя из рабочей смены, в которую происходил контакт с указанным больным; полагали, что такая выплата должна осуществляться с учетом всего рабочего времени в спорном периоде. Указали, что представленный ответчиком журнал допуска сотрудников травмпункта к работ не пронумерован, не прошит, что вызывает сомнения в его достоверности, а в отношении пациентов травмпункта термометрический контроль не проводится, что не соответствует требованиям раздела 4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 и пунктам 1.2, 1.4 приложения 3 к приказу Минздрава России от 19.03.2020 № 198н. Также указали на необоснованность доводов представителя ответчика о том, что оценка состояния пациентов травмпункта осуществляется на приеме врачами травмпункта, поскольку в помещении травмпункта расположен рентгенкабинет, посещаемый не только пациентами травмпункта. Так, согласно статистическим данным за период с апреля по октябрь 2020 года количество посетителей травмпункта составило 7 136 человек, рентгенткабинет посетили 14 858 пациентов.

Представитель ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» Сапожников В.Д. против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что в соответствии с подп. 7 п. 1 постановления Правительства Республики Хакасия № 223 разработано «Положение об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией». В перечень подразделений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, травматологический пункт не включен ввиду отсутствия оказания медицинской помощи больным с диагнозом COVID-19 врачами-травматологами, медицинскими сестрами и санитарками травматологического пункта (отделения). По постановлениям Правительства Российской Федерации № 415, постановлению Правительства Республики Хакасия № 223 истцу Бабич О.А. за 39 часов работы санитаркой в отделении анестезиологии-реанимации выплачено 2 292,66 руб.; старшей медицинской сестре Малышевой Л.В. за смены 12.01.2020, 30.10.2020 (7,7 час. всего) как медицинскому работнику, контактировавшему с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, выплачено 1 063,26 руб. и 332,27 руб.; врачу-рентгенологу Кузнецовой Л.Я. за смены 12.01.2020, 30.10.2020 (13,2 час. всего) как медицинскому работнику, контактировавшему с пациентами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, выплачено 4 253,06 руб. и 1 329,08 руб. В отношении Николаенко О.С. выплаты стимулирующего характера не предусмотрены. Относительно доводов истцов о нарушении требований приказа Минздрава России от 19.03.2020 № 198н представитель ответчика указал, что на входе в отделение травмпункта обеспечен контроль приема пациентов и термометрия работников отделения. Ссылку истцов не приказ Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2020 № 106 полагал необоснованной ввиду того, что данный приказ регулирует выплаты только медицинским работникам ФМБА России.

Истцы, представитель третьего лица – Министерства здравоохранения Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил приступить к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей истов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Кузнецова Л.Я. с 18.06.2019 работает в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в должности врача-рентгенолога рентгенологического отделения (трудовой договор № 323 от 24.03.2017, дополнительные соглашения от 08.11.2017, от 18.06.2019 № 397, приказ от 18.06.2019 № 957-к, справка от 20.01.2021).

Малышева Л.В. с 01.09.2018 работает в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в должности медицинской сестры травматологического пункта, с 05.08.2020 – в должности и.о. старшей медицинской сестры травматологического пункта (трудовой договор от 23.08.2006 № 179, дополнительные соглашения от 01.09.2018 № 1655, от 05.08.2020 № 179, приказ от 05.08.2020 № 1261-к, справка от 20.01.2021).

Бабич О.А. работает в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в должности санитарки травматологического пункта (трудовой договор от 24.03.2017 № 224, дополнительное соглашение от 08.11.2017, справка от 20.01.2021).

Николаенко О.С. работает в ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в должности медицинского регистратора (общебольничный медицинский персонал) регистратуры травматологического пункта (трудовые договоры от 25.06.2018 № 320, от 14.10.2020 № 920), с 02.10.2020 временно работала в хозяйственном отделе ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в должности гардеробщика (трудовой договор от 02.20.2020 № 863).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – Правила № 415).

Пунктом 10 Правил № 415 установлено, что средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иных межбюджетных трансфертов, направляются медицинским организациям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, а также медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления (в случае передачи в установленном порядке органам местного самоуправления осуществления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи, скорой медицинской помощи), в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, в следующих размерах:

а) врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад, - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

б) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи (фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры-анестезисты), - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

в) фельдшерам (медицинским сестрам) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

г) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием подразделений, оказывающим первичную медико-санитарную помощь (в том числе врачам-инфекционистам, врачам общей практики (семейным врачам), врачам-педиатрам, врачам-педиатрам участковым, врачам-терапевтам, врачам-терапевтам участковым, врачам-пульмонологам), - 80 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

д) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании первичной медико-санитарной помощи, в том числе среднему медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов, фельдшерских здравпунктов, - 40 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

е) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания первичной медико-санитарной помощи, - 20 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

ж) врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

з) среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики;

и) младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 30 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.

В соответствии с пунктом 11 Правил № 415 локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются:

а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью;

г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Правила № 415 утратили силу с 01.11.2020 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 № 1762, утвердившего Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

28.04.2020 Правительством Республики Хакасия принято постановление № 223 "Об установлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией".

Пунктом 1 указанного постановления руководителям учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Хакасия и Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия, рекомендовано установить с 01 марта 2020 года по 30 июня 2020 года выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и иным работникам, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты стимулирующего характера) исходя из следующих размеров:

1) скорой медицинской помощи:

врачам скорой медицинской помощи, в том числе в составе специализированных выездных бригад - 40% среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Республике Хакасия за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (далее - среднемесячный доход от трудовой деятельности);

среднему медицинскому персоналу (фельдшеры, фельдшеры скорой медицинской помощи, медицинские сестры, медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи) - 20% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

младшему медицинскому персоналу (санитары психиатрической бригады) - 10% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

прочему немедицинскому персоналу (уборщик служебных помещений, водитель скорой медицинской помощи) - 10% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

2) первичной медико-санитарной помощи:

врачам (врач-инфекционист, врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-пульмонолог, врач-рентгенолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач-патологоанатом, врач общей практики (семейный врач), врачам - узким специалистам, оказывающим экстренную специализированную помощь, и специалистам с высшим немедицинским образованием (биолог) - 40% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

среднему медицинскому персоналу (медицинские сестры участковые, медицинские сестры (в том числе фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов), фельдшеры (в том числе фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов), акушерки (в том числе фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов), рентгенолаборант, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), лаборант) - 20% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

младшему медицинскому персоналу (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка) - 10% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

прочему немедицинскому персоналу (уборщик служебных помещений, водитель автомобиля) - 10% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

3) специализированной медицинской помощи в стационарных условиях: руководителю отделения для пациентов с подозрением на COVID-19 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" - 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

заведующим отделений, врачам (врач-инфекционист, врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-хирург, врач-терапевт, врач-терапевт участковый, врач-педиатр, врач-педиатр участковый, врач-пульмонолог, врач-рентгенолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач-онколог, врач-эндоскопист, врач ультразвуковой диагностики, врач функциональной диагностики, врач-фармаколог, врач-кардиолог, врач-эндокринолог, врач-эпидемиолог, врач-патологоанатом, врач-физиотерапевт, врач-невролог, врач акушер-гинеколог, врач-неонатолог, врач-травматолог-ортопед), врачам-узким специалистам, оказывающим экстренную специализированную помощь, и специалистам с высшим немедицинским образованием (биолог) - 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

среднему медицинскому персоналу (медицинские сестры, старшая медицинская сестра, рентгенолаборант, помощник врача-эпидемиолога, старшая операционная медицинская сестра, акушерки, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), фельдшер-лаборант, лаборант) - 50% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

младшему медицинскому персоналу (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка) - 15% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

прочему немедицинскому персоналу (буфетчик, уборщик служебных помещений, дезинфектор, лифтер, слесарь-электрик, рабочий по комплексному обслуживанию зданий, водитель автомобиля) - 15% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

4) медицинским работникам, осуществляющим диагностику коронавирусной инфекции методом полимеразной цепной реакции (метод ПЦР) и проводящим иммуноферментный анализ (метод ИФА):

заведующим отделений, врачам (врач клинической лабораторной диагностики) и специалистам с высшим немедицинским образованием (биолог) - 100% среднемесячного дохода от трудовой деятельности;

среднему медицинскому персоналу (медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), фельдшер-лаборант, лаборант) - 50% среднемесячного дохода от трудовой деятельности.

Подпунктом 7 пункта 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 28.04.2020 № 223 руководителям учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Хакасия и Министерству труда и социальной защиты Республики Хакасия, рекомендовано определить нормативным актом учреждения:

перечень наименований подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

перечень должностей медицинских работников подразделений, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время;

размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью, но не выше размера, указанного в подпунктах 1 - 6 пункта 1 настоящего постановления;

срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Республики Хакасия от 28.04.2020 № 223 действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01 марта 2020 года до 30 июня 2020 года.

На основании пункта 11 Правил № 415, подпункта 7 пункта 1 постановления Правительства Республики Хакасия от 28.04.2020 № 223 приказом главного врача ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» от 17.04.2020 № 167 утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее – Положение от 17.04.2020).

20.04.2020 указанное выше Положение согласовано с Министерством здравоохранения Республики Хакасия (протокол № 1 от 20.04.2020).

Приложением № 1 к Положению от 17.04.2020 утвержден Перечень подразделений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, в который травматологический пункт ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» не включен.

Приложением № 2 к Положению от 17.04.2020 утвержден Перечень должностей медицинских работников подразделений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, в который работающие в травматологическом пункте врачи-рентгенологи, медицинские сестры (старшие медицинские сестры), санитарки не включены.

Впоследствии в Положение от 17.04.2020 неоднократно вносились изменения (30.04.2020, 12.05.2020, 01.06.2020, 15.05.2020, 01.06.2020), которые, однако, не предусматривали включение в Приложение № 1 травматологического пункта и включение в Приложение № 2 занимаемых истцами должностей.

Из дополнений представителя ответчика Сапожникова В.Д. на иск от 16.02.2020, его объяснений в судебном заседании и представленных в материалы дела табелей учета рабочего времени, расчетных листков Бабич О.А., Кузнецовой Л.Я., Малышевой Л.В., Николаенко О.С., Списка пациентов травматологического пункта, внесенных в информационный ресурс (COVID-19), следует, что Кузнецовой Л.Я., Малышевой Л.В., Бабич О.А. в период их работы в травматологическом пункте ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» были произведены стимулирующие выплаты, предусмотренные Правилами № 415 и постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.04.2020 № 223, за фактически отработанное время (смены), в которые осуществлялся контакт с пациентами с установленным диагнозом COVID-19.

Данные обстоятельства истцами не оспариваются, спора в части порядка начисления и размера фактически выплаченных сумм между сторонами не имеется.

Как следует их доводов истцов, заявленный ими спор возник в связи с неправомерным начислением им стимулирующих выплат, предусмотренных Правилами № 415, поскольку истцы полагают, что имеют право на получение указанных выплат независимо от объема рабочего времени (смен), в которое осуществлялся контакт с пациентами с установленным диагнозом COVID-19.

Между тем, данные доводы не могут быть признаны правомерными, поскольку подобный порядок начисления стимулирующих выплат установлен Правилами № 415 только сотрудникам медицинских организаций, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 настоящих Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления.

В утвержденный приказом главного врача ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» от 17.04.2020 № 167 и согласованный с Министерством здравоохранения Перечень должностей медицинских работников подразделений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, занимаемые истцами должности не включены.

В утвержденный этим же приказом Перечень подразделений ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время, травматологический пункт ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», не включен.

В иной ситуации истцы, оказывающие пациентам медицинскую помощь по направлению «травматология» и не оказывающие медицинскую помощь имеющим подтвержденный диагноз «новая коронавирусная инфекция COVID-19» пациентам непосредственно по данному направлению, имели бы право на получение таких выплат в том же размере, что и лица, работающие в специализированных подразделениях по лечению пациентов с подтвержденным диагнозом «COVID-19».

Сам по себе факт нахождения травматологического пункта ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» в хирургическом корпусе больницы, временно перепрофилированном на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 27.03.2020 № 321 в Центр по оказанию медицинской помощи населению для госпитализации пациентов с внебольничными пневмониями и новой коронавирусной инфекцией COVID-19, основанием для начисления истцам стимулирующих выплат в заявленных ими размерах не является.

В части требования о начислении и взыскании стимулирующих выплат не имеют правового значения и доводы истцов о том, что в помещение травмпункта часто по ошибке заходят пациенты, желающие попасть в «ковидный госпиталь», поскольку действующие нормативно-правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, подобное обстоятельство в качестве основания для начисления спорных стимулирующих выплат не предусматривают.

При таких обстоятельствах требования истцов о взыскании стимулирующих выплат не могут быть признаны обоснованными и, соответственно, удовлетворению не подлежат.

В части требования истцов о взыскании компенсации морального вреда суд приходит к следующим выводам.

В обоснование указанного требования истцы ссылаются в том числе на нарушение требований пунктов 1.2, 1.4 приложения 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 № 198н, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 в части непринятия работодателем мер к организации «термометрического фильтра» при входе в помещение травматологического пункта и анкетированию пациентов – сбору эпидемиологического анализа.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 22, статьей 163, частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В целях обеспечения безопасных условий труда работодатель в том числе обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

Приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198н утвержден «Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".

В соответствии с п.п. 1.4. 1.8 указанного Временного порядка руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

- обеспечивают контроль приема медицинскими организациями пациентов с симптомами ОРВИ: несовершеннолетних - в приемно-смотровых боксах и фильтр-боксах; взрослых - в отдельно выделенных кабинетах, расположенных около дополнительного входа;

- осуществляют контроль за проведением в медицинских организациях противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на новую коронавирусную инфекцию COVID-19.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

Согласно п. 4.1 указанных санитарно-эпидемиологических правил противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено, что эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает в том числе:

- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);

- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;

- дезинфекцию;

- экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;

- профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях.

Оспаривания доводы истцов в этой части, представитель ответчика указывает, что на входе в помещение травматологического пункта ГБУЗ РХ «Черногорская МБ» обеспечен контроль приема пациентов и термометрия работников отделения.

В части обеспечения термометрического контроля работников отделения доводы представителя ответчика подтверждаются представленным в материалы дела «Журналом допуска сотрудников травм. пункта в работе» (подлинник представлен на обозрение в судебном заседании, копия журнала приобщена частично).

Вместе с тем, в части контроля состояния пациентов доводы представителя ответчика в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ какими-либо доказательствами не подтверждены, при этом истцами данные обстоятельства оспариваются.

Утверждение представителя ответчика о том, что контроль состояния пациентов осуществляется врачами на стадии приема пациентов, не свидетельствует о соблюдении работодателем требований приведенных выше правовых актов, поскольку из их содержания следует, что с целью недопущения распространения инфекции контроль состояния пациентов должен производиться на входе в медицинское учреждение.

Кроме того, являются обоснованными доводы представителей истцов о том, что помещение травматологического пункта ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», в котором расположен рентгенологический кабинет, помимо пациентов, обращающихся на прием к врачам-травматологам, посещает значительное число лиц, направленных на рентгенографию.

Так, согласно представленным статистическим данным за период с апреля 2020 года по октябрь 2020 года число пациентов травматологического пункта составило 7 316 чел., количество пациентов рентгенологического кабинета – 14 858 чел.

Таким образом, ответчиком не представлено доказательств соблюдения требований приказа Минздрава России от 19.03.2020 N 198н «Об утверждении временного порядка организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», что свидетельствует о нарушении работодателем права истцов на безопасные условия труда.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Таким образом, требования истцов о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.

Учитывая характер допущенных работодателем нарушений трудовых прав истцов, степень вины ответчика, а также значимость мер по предупреждению распространения COVID-19 среди работников ГБУЗ РХ «Черногорская МБ», суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

Поскольку истцы освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с удовлетворением исковых требований о взыскании компенсации морального вреда на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 200 руб. (300 руб. х 4).

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хакасской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в интересах Бабич Олеси Александровны, Кузнецовой Любови Яковлевны, Малышевой Ларисы Валерьевны, Николаенко Ольги Сергеевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» в пользу Бабич Олеси Александровны компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. 00 коп.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» в пользу Кузнецовой Любови Яковлевны компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. 00 коп.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» в пользу Малышевой Ларисы Валерьевны компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. 00 коп.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» в пользу Николаенко Ольги Сергеевны компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. 00 коп.

В удовлетворении исковых требований Хакасской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в интересах Бабич Олеси Александровны, Кузнецовой Любови Яковлевны, Малышевой Ларисы Валерьевны, Николаенко Ольги Сергеевны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Черногорская межрайонная больница» о взыскании стимулирующих выплат – отказать.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия» Черногорская межрайонная больница» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 200 руб. 00 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий         Д.М. Дмитриенко

Справка: мотивированное решение составлено 25.02.2021.

2-288/2021 ~ М-7/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Хакасская республиканская организация Профсоюза работников здравоохранения РФ
Бабич Олеся Александровна
Ответчики
ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница"
Другие
Министерство здравоохранения Республики Хакасия
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Д.М.Дмитриенко
Дело на странице суда
chernogorsky--hak.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Подготовка дела (собеседование)
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2021Дело оформлено
19.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее