Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4342/2014 ~ М-3362/2014 от 23.04.2014

Дело № 2-4342/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июня 2014 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.В.,

при секретаре Зайнадиновой Д.М.,

с участием: истца Сокольского В. А.

представителя ответчика ФГБУ «ФКП Росреестр», действующего по доверенности Мартыненко О. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Сокольского В. А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК, об обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Сокольский В. А. обратился в суд с иском к ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК, Министерству имущественных отношений <адрес> об установлении удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере равной удельному показателю рыночной стоимости <данные изъяты> руб./кв.м. по состоянию на дата г.и обязании ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части установления удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере равной удельному показателю рыночной стоимости <данные изъяты> руб./кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что Сокольский В. А., является собственником -земельного участка, расположенного по адресу : <адрес> в квартале <данные изъяты>

В силу п.1 ст. 387 Налогового кодекса Р.Ф. земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать и соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Р.Ф. на все земли не отнесенные к: землям сельскохозяйственного назначения, землям занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, землям приобретенным (предоставленным) для личного подсобною хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а так же дачного хозяйства устанавливается земельный налог в размере 1,5%.

На основании п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ. для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ. федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно ст.390 Налогового кодекса РФ. определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

В настоящее время к данному земельному участку применен удельный показатель кадастровой стоимости <данные изъяты> руб./кв.м.

Однако, данный удельный показатель кадастровой стоимости определен на кадастровый квартал усреднено для всех земельных участков расположенных в её границах, без учета индивидуальных особенностей каждого земельною участка.

Согласно п.1 ст.66 Земельного кодекса РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается с федеральным законом об оценочной деятельности.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Данная норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости удельного показателя земельного участка исходя из его рыночной стоимости.


Усомнившись в достоверности размера кадастровой стоимости земельного участка и его УПКС, в соответствии со ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» истец обратился в Агентство независимой оценки ООО «Деловой партнер» для определения реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

Из отчета оценщика, об определении рыночной стоимости от дата (порядковый номер <данные изъяты>) мне стало известно, что рыночная величина стоимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> руб./кв.м.

Несоответствие определенного и внесенного в государственный кадастр недвижимости УПКС - его реальной рыночной стоимости, существенно нарушает права истца, как собственника, так как УПКС земельного участка является определяющим при начислении земельного налога.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствие с подпунктом 3 данной нормы гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменениями уникальных характеристик объектов недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется на основании предоставляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

В силу части 2 статьи 13 ГПК Р.Ф., согласно которой вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.


Таким образом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости УПКС земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Просит установить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере равной удельному показателю рыночной стоимости <данные изъяты> руб./кв.м. по состоянию на дата Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части установления удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере равной удельному показателю рыночной стоимости <данные изъяты> руб./кв.м.

Истец Сокольский В. А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК, в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 данного Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (часть 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу частей 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений выше приведенных правовых норм, основополагающими критериями отнесения гражданских дел к подведомственности арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора.

Таким образом, для отнесения гражданского дела к подведомственности арбитражного суда возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Сторонами такого спорного материального правоотношения должны быть организации - юридические лица или граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя.

В судебном заседании судом было установлено, что Сокольский В. А. не обладает статусом индивидуального предпринимателя и спор не связан с осуществлением последним экономической деятельности.

Действительно статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлен порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

Однако, Сокольский В. А. обратился в районный суд в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, истцом не оспариваются результаты кадастровой оценки. Обращение в суд связано с установлением новой кадастровой стоимости участка равной рыночной.

В силу части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, при этом в соответствие со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 5 ст. 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 вышеназванного закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи земельного участка от дата г., истцу на праве собственности принадлежит земельный участок. Назначение: Земли населенных пунктов – под кафе с офисными помещениями и торговыми площадями, площадь земельного участка: <данные изъяты> кв. м, адрес (местоположение): <адрес>.

По сведениям государственного кадастра недвижимости удельный показатель кадастровая стоимость на дата составляет <данные изъяты> руб./кв.м.

В соответствии со ст. 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Согласно ст. 24.19 Закона об оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменениями уникальных характеристик объектов недвижимости или любых указанных в пунктах 13-20 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

В силу п.1 ст. 387 Налогового кодекса РФ, Земельный налог, устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровый учет осуществляется в связи с изменением, в том числе, сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 16, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно статье 390 Налогового кодекса РФ, определено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст.66 Земельного кодекса РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В судебном заседании также установлено, что усомнившись в достоверности размера кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" истец обратился в ООО «Деловой партнер» для определения реальной рыночной стоимости земельного участка.

Из отчета оценщика от дата следует, что на дату проведения оценки – дата рыночная величина стоимости удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка составила <данные изъяты> руб/кв. м.

В силу статьи 12 ФЗ от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке.

Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются "положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии".

В соответствии со статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ "положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных настоящей статьей, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете".

Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются Федеральным стандартом оценки (ФСО N 5).

Представленный истцом отчет оценщика от дата в полной мере отвечают требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в РФ», а так же вышеназванным стандартам оценки.

Суд принимает данный отчет об оценке в качестве письменного доказательства размера рыночной стоимости земельного участка, полагает необходимым принять за основу расчеты стоимости земельных участков, отраженные в отчете ООО «Деловой партнер», который не оспорен участвующими в деле лицами.

Согласно ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена на основании Постановления Правительства Ставропольского края "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 17 декабря 2011 года" N 376-п от 11.10.2012 утверждены актуальные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, в том числе спорного участка.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края N 203 от 25.12.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2012.

Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от его рыночной стоимости, суд приходит к выводу о том, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:12:011605:348 нарушают права и законные интересы истца в качестве законного собственника земельного участка и налогоплательщика.

Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Сокольского В. А. к ФГБУ «ФКП Росреестра» по СК, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере равной удельному показателю рыночной стоимости <данные изъяты> руб./кв.м. по состоянию на дата

Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части установления удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере равной удельному показателю рыночной стоимости <данные изъяты> руб./кв.м.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца.

Судья Е.В. Степанова

Копия верна:Судья Е.В. Степанова

2-4342/2014 ~ М-3362/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сокольский Владимир Александрович
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра по СК"
Суд
Промышленный районный суд г. Ставрополя
Судья
Степанова Е.В.
Дело на странице суда
promyshleny--stv.sudrf.ru
23.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2014Передача материалов судье
25.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2014Предварительное судебное заседание
21.05.2014Предварительное судебное заседание
21.05.2014Судебное заседание
02.06.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее