Решение по делу № 2-444/2019 ~ М-474/2019 от 03.06.2019

Дело № 2-444/2019

64RS0022-01-2019-000681-91

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Мурго М.П.,

при секретаре Погониной И.А.,

с участием помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Белова И.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Саратовской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к Мирошнику В.В. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде,

установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор Саратовской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к Мирошник В.В. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде. В обоснование заявленных требований указал, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения расположенных в Марксовском районе Саратовской области, в рамках которой установлен факт нарушения природоохранного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения.

В рамках выездной проверки 06 марта 2019 года Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Саратовской области, Управления Росреестра по Саратовской области, специализированной лаборатории ФГБУ «Саратовская МВЛ» был проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, территория бывшего совхоза «Орошаемый», площадью 2 250 300 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО5 В ходе осмотра установлено, что в период с 14 января 2019 года по 25 февраля 2019 года на указанном земельном участке Мирошником В.В. без разрешительных документов, были произведены вскрышные работы с целью изъятия металлической трубы. Данные работы проведены с привлечением специализированной техники на основании договора на выполнение демонтажных работ № 1 от 10 декабря 2018 года. Согласно акту обследования земельного участка от 06 марта 2019 года на указанном земельном участке имеется выкопанная траншея шириной 2,5 метра, шириной 627 метров. С левой стороны от траншеи при ориентировании с юга на север складирован плодородный слой почвы (ширина отвала 2,5 метра, длина 627 метров, площадью 1 562,5 кв.м. со следами материнской породы. Материнская порода сложена с правой стороны, плодородный слой почвы для складирования материнской породы не снимался. Указанные работы проводились в отсутствие надлежаще разработанного и согласованного проекта рекультивации земельного участка. В соответствии с экспертным заключением № 1 от 20 марта 2019 года установлено, что в результате проведения вскрышных работ по выкопке траншеи при демонтаже оросительного трубопровода произошло нарушение почвенного покрова, приведшее к образованию техногенного рельефа, а также на исследуемой территории на площади 0,313 га имеет место деградация почв в виде нарушения земель.

Размер ущерба почвам рассчитывается в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом Минприроды РФ от 08 июля 2010 года № 238, зарегистрированной в Минюсте РФ 07 сентября 2010 года № 18364.

Согласно п. 11 указанной Методики, размер вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя составил 1 504 800 рублей (1 567,5 х 1,6 х 600), где 1 567,5 – площадь земельного участка, на котором обнаружена порча почв при снятии плодородного слоя почвы, 1,6 – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, 600 – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв.

Согласно п. 12 указанной Методики размер вреда в результате уничтожения плодородного слоя составил 37 500 000 рублей (25 х 1 562,5 х 1,6 х 600), где 1 562,5 – площадь земельного участка, на котором обнаружено уничтожение плодородного слоя почвы, 1,6 – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, 600 – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при уничтожении плодородного слоя почв.

Согласно п. 10 указанной Методики размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами составил: 750 000 рублей (0,5 х 1 562,5 х 1,6 х 600), где 1 562,5 – площадь земельного участка, на котором обнаружена порча почв, 0,5 – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами; 1,6 – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, 600 – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв.

Указывая, что общий размер вреда, причиненный ответчиком почвам как объекту окружающей среды составляет 39 874 800 рублей, просил взыскать с Мирошника В.В. в пользу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (ИНН 6455039267, ОГРН 1056405592372) сумму причиненного вреда в указанном размере, с последующим зачислением указанной суммы в бюджет Марксовского муниципального района Саратовской области по месту причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Белов И.Ф. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске, дав пояснения, аналогичные изложенным в нем.

Ответчик Мирошник В.В., будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. Об уважительных причинах неявки суду не сообщил, Об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал.

С учетом мнения помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного производства.

Выслушав объяснения прокурора, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Ценность земли как основы жизни и деятельности человека заключается в свойствах почвы. Почвенный покров – важнейшее природное образование. Его роль в жизни общества определяется тем, что почва является основным средством производства в сельском хозяйстве, обеспечивающим 95-97% продовольственных ресурсов для населения планеты. С почвой, являющейся одним из главных элементов биосферы, люди неразрывно связаны в течение всей жизни. Человек подвергается воздействию различных почвенных факторов, которые, в зависимости от условий, могут прямо или косвенно влиять на состояние его здоровья. Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ), закрепляя статьей 6 землю как природный объект и природный ресурс в качестве объекта земельных отношений, устанавливает основные принципы земельного законодательства, первоначальные из которых определяют исходные экологические начала всей организации правового регулирования земельных отношений. Земля определяется как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Земля является основой осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Устанавливается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») установлено, что охрана окружающей среды представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, в том числе, следующие принципы хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности

Статьей 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды; запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды; при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16. июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Согласно ст. 8 данного Федерального закона, собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно п. 1.1 ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земельных работ»: снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при производстве земельных работ следует производить на землях всех категорий. ГОСТ 17.5.1.01 – 83 регламентирует понятие плодородного слоя почвы – верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами.

Из ст. 12 ЗК РФ следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно ГОСТу 26640-85 «Земли. Термины и определения»: рациональное использование земель – это обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами; охрана земель – это комплекс организационно – хозяйственных, агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов ухудшающих состояние земель, а так же случаев нарушения порядка пользования землями.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. В силу данной статьи нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) представляют собой нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п. 1, 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В ходе рассмотрения заявленных требований судом установлено, что 06 марта 2019 года Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Саратовской области, Управления Росреестра по Саратовской области, специализированной лаборатории ФГБУ «Саратовская МВЛ» был проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, территория бывшего совхоза «Орошаемый» площадью 2 250 600 кв.м., принадлежащего на праве собственности ФИО5 и составлен акт осмотра территории (объекта) с приложением фототаблицы (л.д.18-22). Основанием ля проведения проверки послужил анализ средств массовой информации о наличии факта нарушения природоохранного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения расположенных в Марксовском районе Саратовской области.

Справками помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора от 06 марта 2019 года к акту осмотра от 06 марта 2019 года, объяснениям Мирошника В.В. подтверждается, что земельный участок, являющийся предметом проверки и указанный в акте осмотра от 06 марта 2019 года как земельный участок с кадастровым номером , имеет кадастровый (л.д. 23, 28).

Собственником земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером с видом разрешенного использования: для крестьянского (фермерского) хозяйства, общей площадью 2 250 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территория бывшего совхоза «Орошаемый» является ФИО5 (л.д. 44).

Согласно договора купли-продажи имущества № 1 от 10 декабря 2018 года ФИО6 продал, а Мирошник В.В. купил недвижимое имущество, а именно металлическую трубу закрытой оросительной системы, запитанную от 5 насосной, общей площадью 16 000 погонных метров, принадлежащую продавцу в виде объектов недвижимости:

- закрытая оросительная система, запитанная от 5 насосной, назначение нежилое, протяженностью 3 000 погонных метров, инв. :III:20000, лит III, адрес: <адрес>;

- закрытая оросительная система, запитанная от 5 насосной, назначение нежилое, протяженностью 5 400 погонных метров, инв. :I I:20000, лит II, адрес: <адрес>;

- закрытая оросительная система, запитанная от 5 насосной, назначение нежилое, протяженностью 7 600 погонных метров, инв. :I:20000, лит I, адрес: <адрес>. Согласно п. 2.2. договора покупатель приобретает трубу на условиях ее демонтажа, за счет собственных сил и средств (л.д. 32-33).

Договором на выполнение демонтажных работ № 1 от 10 декабря 2018 года, заключенным Мирошником В.В. и ФИО7, подтверждается проведение вскрышных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> с целью изъятия металлической трубы, приобретенной Мирошником В.В. по договору купли-продажи имущества от 10 декабря 2018 года, в период с 14 января 2019 года по 25 февраля 2019 года (л.д. 29-30).

Актом обследования земельного участка от 06 марта 2019 года зафиксировано наличие на указанном земельном участке выкопанной траншеи шириной 2,5 метра, длиной 627 метров. С левой стороны от траншеи при ориентировании с юга на север складирован плодородный слой почвы (ширина отвала 2,5 метра, длина 627 метров, площадью 1 562,5 кв.м. со следами материнской породы. Материнская порода сложена с правой стороны, плодородный слой почвы для складирования материнской породы не снимался. Отмеченные работы проводились в отсутствие надлежаще разработанного и согласованного проекта рекультивации земельного участка (л.д.42-43).

В ходе проведенного осмотра указанного земельного участка, старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской области ФИО8 был проведен отбор 7 (семи) образцов почвы, что подтверждается протоколом (актом) отбора образцов (проб) почвы № 02-05/2019 от 06 марта 2019 года и определена площадь нарушенного участка (отвала) которая составила 1 562,5 кв.м. (л.д. 45-46).

На основании протокола (акта) отбора образцов (проб) почвы № 02-05/2019 от 06 марта 2019 года, испытательным центром ФГБУ «Саратовская МВЛ» Россельхознадзора были проведены исследования образцов почвы отобранной на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, территория бывшего совхоза «Орошаемый» площадью 65,1 га, в ходе которого установлена порча почв, что подтверждается протоколами испытаний № ф/6371, № ф/6372 № ф/6373, № ф/6374, № ф/6375, №ф/6376, № ф-6377 от 19 марта 2019 года (л.д. 47-60).

Вступившим в законную силу 16 мая 20129 года постановлением по делу об административном правонарушении Марксовского городского суда Саратовской области от 27 марта 2019 года Мирошник В.В., по факту проведения вскрышных работ на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: <адрес> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей за самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, в отсутствии доказательств того, что плодородный слой почвы, снятый на месте проведения земляных работ для демонтажа трубопровода был утрачен вследствие несоблюдения им установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами, либо физические или биологические свойства почвы, находящейся по периметру вскрытого участка территории в результате таковых действий Мирошника В.В. восстановлению не подлежат.

Согласно выводам эксперта ФГБУ «Саратовская МВЛ», изложенным в экспертном заключении от 20 марта 2019 года на земельном участке сельскохозяйственного назначения, имеющего адресные ориентиры: <адрес>, с <адрес>, территория бывшего совхоза «Орошаемый» в 2 км на юго-запад от <адрес> с кадастровым номером 64 на площади 0,15625 га в результате проведения вскрышных работ по выкопке траншеи при демонтаже оросительного трубопровода на исследуемом земельном участке в границах отвала складирования плодородного слоя почвы не произошло. Имеет место нарушение почвенного покрова, деградация почв в виде нарушения земель, для восстановления нарушенных свойств и характеристик указанного земельного участка до состояния, пригодного для ведения хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием необходимо проведение рекультивации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия» (л.д. 66-86).

Согласно расчету, произведенному Управлением Россельхознадзора по Саратовской области в соответствии с методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды», утвержденной приказом Минприроды РФ от 08 июля 2010 года № 238, зарегистрированной в Минюсте РФ 07 сентября 2010 года № 18364, размер ущерба составил: 2 254 800 рублей, из них: размер вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы - 1 504 800 рублей, исходя из площади занятой траншеей, согласно акта акту обследования земельного участка от 06 марта 2019 года – 1 567,5 кв.м.; размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами - 750 000 рублей (л.д. 168-169).

Вместе с тем, согласно акта обследования земельного участка от 06 марта 2019 года, площадь нарушенного земельного участка составляет – 1 567,5 кв.м, в связи с чем, согласно п. 11 указанной Методики, размер вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя составит 1 500 000 рублей (1 562,5 х 1,6 х 600), где 1 562,5 – площадь земельного участка, на котором обнаружена порча почв при снятии плодородного слоя почвы, 1,6 – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, 600 – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв; согласно п. 10 Методики размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами составит: 750 000 рублей (0,5 х 1 562,5 х 1,6 х 600), где 1 562,5 – площадь земельного участка, на котором обнаружена порча почв, 0,5 – показатель, учитывающий глубину загрязнения, порчи почв при перекрытии ее поверхности искусственными покрытиями и (или) объектами; 1,6 – показатель, учитывающий категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, 600 – такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв.

Таким образом, размер ущерба составляет: 2 250 000 рублей, из них: размер вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы - 1 500 000 рублей, размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами - 750 000 рублей.

Согласно ч.ч. 1-2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Учитывая выводы эксперта ФГБУ «Саратовская МВЛ», изложенным в экспертном заключении от 20 марта 2019 года, вступившее в законную силу постановление Марксовского городского суда Саратовской области от 27 марта 2019 года, которыми не установлено уничтожение плодородного слоя почвы исследуемого земельного участка и установленные по делу обстоятельства причинения вреда Мирошником В.В. в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы и при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в из совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части, а именно в размере 2 250 000 рублей. Исковые требования в части взыскания с Мирошника В.В. вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, при уничтожении плодородного слоя почв в размере 37 500 000 рублей удовлетворению не подлежат, в связи с отсутствием надлежащих доказательств его уничтожения.

В соответствии с абз. 2 ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Право прокурора на обращение в суд в данном случае обусловлено следующим.

В связи с неисполнением ответчиком обязанности по своевременному возмещению причиненного ущерба окружающей среде, нарушаются интересы неопределённого круга лиц, в виде недополучения сумм, являющихся статьей формирования доходной части федерального бюджета, в связи, с чем не имеется возможности направлять данные денежные средства, в том числе на восстановление окружающей среды и выполнение природоохранных мероприятий.

В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

В силу БК РФ в бюджетах публичных образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования) предусматриваются средства, направленные на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением соответствующими образованиями закрепленных за ними полномочий, в том числе в сфере охраны и использования окружающей среды, обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, неисполнение возмещения вреда окружающей среде, влечет за собой и нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих на соответствующей территории.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» в силу п. 2 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды» возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (ч. 5 ст. 198 ГПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

В соответствии с приказом Россельхознадзора от 19 августа 2016 года № 598 «О закреплении за территориальными органами федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору бюджетных полномочий по осуществлению функций главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской федерации и местных бюджетов» Управление Россельхознадзора по Саратовской области является администратором доходов в отношении ущерба по нарушениям, выявленным при осуществлении земельного надзора. В этой связи сумма причиненного ущерба в размере 2 250 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области, с последующим зачислением указанной суммы в бюджет Марксовского муниципального района Саратовской области.

Таким образом, нарушения вышеуказанных норм действующего законодательства свидетельствуют и о нарушении прав, свобод и законных интересов как неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так и затрагивает интересы Российской Федерации, в связи с чем в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как следует из пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

При изложенных обстоятельствах, с ответчика в доход бюджета Марксовского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 19 450 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Саратовской области Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и в защиту интересов Российской Федерации к Мирошнику В.В. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде удовлетворить частично.

Взыскать с Мирошника В.В. в пользу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (ИНН 6455039267, ОГРН 1056405592372), ущерб причиненный окружающей среде в размере 2 250 000 рублей, из которых: размер вреда в результате порчи почв при снятии плодородного слоя почвы - 1 500 000 рублей, размер вреда в результате порчи почв при перекрытии ее поверхности, возникшего при перекрытии искусственными покрытиями и (или) объектами - 750 000 рублей, с последующим зачислением указанной суммы в бюджет Марксовского муниципального района Саратовской области по месту причинения вреда окружающей среде.

Реквизиты для перечисления: р/с 40105810000000010002 БИК 046311001 отделение Саратов город Саратов, г. Саратов, получатель платежа - УФК по Саратовской области (Управление Россельхознадзора по Саратовской области) ИНН 6455039267 КПП 645501001 КБК 08111690050056000140, ОКТМО 63701000.

Взыскать с Мирошника В.В. государственную пошлину в размере 19 450 рубля, зачислив в доход бюджета Марксовского муниципального района Саратовской области.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Марксовский городской суд Саратовской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    

Судья М.П. Мурго

2-444/2019 ~ М-474/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Мирошник Владимир Владимирович
Суд
Марксовский городской суд Саратовской области
Судья
Мурго М.П.
Дело на странице суда
marksovsky--sar.sudrf.ru
03.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2019Передача материалов судье
07.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.07.2019Предварительное судебное заседание
24.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2019Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.08.2019Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2021Дело оформлено
21.06.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее