Дело №2-199/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
посёлок Пряжа 3 июля 2019 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием истца Узуновой М.М.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Узуновой М. М. к Администрации Пряжинского национального муниципального района, Администрации Пряжинского городского поселения об аннулировании границы населенного пункта пгт. Пряжа,
УСТАНОВИЛ:
Узунова М.М. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В целях уточнения границы своего земельного участка истец обратилась к кадастровому инженеру, который подготовил межевой план. Однако при проверке представленного межевого плана в Управлении Росреестра по РК выяснилось, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы населенного пункта пгт. Пряжа, что является основанием для приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, а в дальнейшем и отказа в осуществлении действий по учету изменений. Попытки в досудебном порядке решить данный спор результатов не принесли. Узунова М.М., полагая, что Администрацией были допущены грубейшие ошибки при определении границ поселения, чем нарушены её права, просит суд: аннулировать границу поселения пгт. Пряжа, проходящую через участок истца. В последующем дополнила исковые требования, просила взыскать с ответчика расходы по оплате услуг кадастрового инженера Григорьева А.И.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РК, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РК, кадастровый инженер Григорьев А.И., ООО «Карелгеоцентр».
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основанием, изложенным в исковом заявлении.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Узунова М.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, для индивидуальной жилой застройки. На земельном участке находится принадлежащий Узуновой М.М. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
12.07.2018 кадастровым инженером Григорьевым А.И. по заданию истца подготовлен межевой план по результатам выполнения кадастровых работ в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка истца. Кадастровым инженером выявлено пересечение границ земельного участка с границей населенного пункта пгт. Пряжа.
Граница населенного пункта пгт Пряжа была внесена в Единый государственный реестр недвижимости 30 марта 2016 года на основании карты-плана, решения Совета Пряжинского городского поселения №123 от 1 марта 2012 года об утверждении генерального плана пгт Пряжа и пояснительной записки от 29 ноября 2015 года ООО «Карелгеоцентр».
Обращаясь в суд с настоящим иском, Узунова М.М. просит аннулировать границу пгт. Пряжа, проходящую через её земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Генеральный план Пряжинского городского поселения утвержден решением Совета Пряжинского городского поселения от 1 марта 2012 года №123.
Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
Учитывая изложенную позицию, Генеральный план Пряжинского городского поселения является нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления – Совета Пряжинского городского поселения, поскольку он утвержден управомоченным органом местного самоуправления, обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и направлен на урегулирование общественных отношений.
В рамках настоящего гражданского дела Узунова М.М. фактически выражает несогласие с указанным решением представительного органа местного самоуправления, полагая, что границы населенного пункта пгт Пряжа – проходят через принадлежащий ей земельный участок.
Вопрос об обоснованности исковых требований не может быть разрешен без разрешения вопроса о законности либо незаконности такого нормативного правового акта.
Вместе с тем дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований подсудны федеральному суду уровня субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований об аннулировании границы населенного пункта.
Поскольку иные исковые требования – о взыскании расходов по оплате услуг кадастрового инженера Григорьева А.И. – производны от основного иска и не могут быть удовлетворены при его отклонении, в удовлетворении таких исковых требований суд также считает необходимым отказать.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что права иных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, таким решением не разрешаются, поскольку какое-либо новое решение, по-иному определяющее права и обязанности участников гражданского оборота, по сравнению с существующими, при этом не выносится. Иных требований, подлежащих оценке по правилам части 3 статьи 196 ГПК РФ, стороной истца не заявлено, предусмотренных федеральными законами оснований выйти за пределы исковых требований у суда не имеется.
Согласно статье 98 ГПК РФ при отказе в иске понесенные истцом судебные расходы ответчиками не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 5 июля 2019 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 5 августа 2019 года