Дело № 2-31/2020
УИД 26RS0012-01-2019-002738-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2020 года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хетагуровой М.Э.
при секретаре Усс Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жалнин Е.В. к Кравченко С.П, администрации <адрес> о признании жилого дома жилым домом блокированной застройки, признании права собственности на автономный жилой блок в составе жилого дома блокированной застройки,
УСТАНОВИЛ
Жалнин Е.В. обратился в суд с иском Кравченко С.П, в котором с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать жилой дом общей площадью 113,6 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки. Признать за ним право собственности на автономный жилой блок общей площадью 72,0 кв.м., (помещения: № подвал площадью 9,9 кв.м., № подвал площадью 10,3 кв.м., помещения на первом этаже: № жилая комната площадью 15,1 кв.м., № коридор 6,7 кв.м., № санузел площадью 5,0 кв.м., № жилая комната площадью 10,9 кв.м., № кухня площадью 10,1 кв.м., № прихожая площадью 4,0 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес>, являющийся блоком в составе жилого дома блокированной застройки и расположенный на земельном участке с кадастровым номером № площадью 291 кв.м, по адресу: <адрес>. Оставить в собственности за Кравченко С.П автономный жилой блок общей площадью 41,6 кв.м., (помещения: № жилая комната площадью 10,8 кв.м., № кухня площадью 7 кв.м., № жилая комната площадью 18,0 кв.м., № коридор 5,6 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес>, являющийся блоком в составе жилого дома блокированной застройки.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Ему на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом ФИО4 <адрес> края РФ, номер реестра нотариуса 1-532, и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 30,2 кв.м, этажность 1, номера жилых помещений на поэтажном плане: 2,3,4, находящееся по адресу: <адрес>, кадастровый №. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
Принадлежащие ему жилые помещения 2,3,4 в жилом доме располагаются на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке площадью 291 кв.м., согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданному нотариусом ФИО4 <адрес> края РФ, номер реестра нотариуса 1-535. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
В настоящее время вид разрешенного использования земельного участка изменен на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебным участком». Данный факт подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, выданного филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>.
Общая долевая собственность между ним и предыдущем собственником прекращена на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.3 данного соглашения он и ответчик пришли к соглашению о прекращении общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> выделении его в самостоятельные части жилого дома.
Часть жилого дома была им реконструирована. Произведена пристройка. В настоящее время согласно технической документации на жилой дом по адресу <адрес>, подготовленной ИП ФИО5, ОГРН №, принадлежащая ему часть жилого дома имеет общую площадь 72,0 кв.м, и состоит из помещений: № подвала площадью 9,9 кв.м., № подвала площадью 10,3 кв.м., помещения на первом этаже: № жилой комнаты площадью 15.1 кв.м., № коридора 6,7 кв.м., № санузла площадью 5,0 кв.м., № жилой комнаты площадью 10,9 кв.м., № кухни площадью 10,1 кв.м., № прихожей площадью 4,0 кв.м.
Согласно Экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному ООО «Землемер», жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, принадлежащее ему, состоящее из следующих комнат и помещений : № подвала площадью 9,9 кв.м., № подвала площадью 10,3 кв.м., помещения на первом этаже: № жилой комнаты площадью 15,1 кв.м., № коридора 6,7 кв.м., № санузла площадью 5,0 кв.м., № жилой комнаты площадью 10,9 кв.м., № кухни площадью 10,1 кв.м., № прихожей площадью 4,0 кв.м, является отдельным жилым домом блокированной застройки и соответствует нормам, применяемым к жилым помещениям. Вышеуказанный жилой дом и приусадебный участок способны существовать как отдельное изолированное домовладение блокированного жилого дома, имеющее автономные системы отопления, газоснабжения, водоснабжения, а также отдельный вход и въезд.
Порядок пользования помещениями между ним и ответчиком сложился.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п.2 ст. 15 ЖК РФ требование изолированности жилого помещения заключается в том, что оно представляет собой конструктивно обособленную, функциональную часть жилого строения с жилыми помещениями, имеющее обособленный вход с улицы или с площадки общего пользования и не имеющая в своих пределах функциональных частей ((площадей, объемов) других жилых помещений (мест общего пользования)).
Согласно ч.7 ст.41 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме или в жилом строении (предусмотренном ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») не допускается.
Согласно п.п.4.5 Обзора судебной практике по делам, связанным с оспариваем отказа в осуществлении кадастрового учета утвержденный Президиумом Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ части (блоки) жилого дома могут быть поставлены на кадастровый учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости если удовлетворяют в полном объеме требования статьи 16 ЖК РФ и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой под жилым домом блокированной застройки понимается жилой дом с количеством этажей не более чем три, состоящий из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии с п. 1.2. СП 55.13330.2011 выделяемая часть жилого дома имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахткоммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками, в связи с чем, может быть признана как автономный жилой блок.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Из содержания вышеозначенных положений ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ следует, что защите подлежит нарушенное право.
Согласно ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса жилыми домами блокированной застройки признаются «жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену, без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.
В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, отмечается, что в целях раздела здания необходимо обеспечить физическую автономность и независимость образуемых в результате раздела зданий друг от друга.
Из представленных документов видно, что дом фактически используется им и ответчиком в частях, спор о порядке пользования у них отсутствует, имеются отдельные входы в свои части дома, имеются все необходимые подсобные помещения для обслуживания принадлежащих им частей дома.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу произведена замена ответчика с ФИО6 на Кравченко С.П
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве соответчика привлечена администрация <адрес>.
Истец Жалнин Е.В. в судебное заседание не явился о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.
Представитель истца Миронов А.Д. в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал по основаниям, изложенным в иске, с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ.
Ответчик Кравченко С.П в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика администрации <адрес> Ярушин В.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, представил возражения, в которых указал следующее.
Как следует из материалов гражданского дела, Истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение (часть жилого дома), общей площадью 30,2 кв.м, из жилого дома общей площадью 74.0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
В результате произведенной Истцом реконструкции, общая площадь жилого дома составляет 129.1 кв.м., что подтверждается технической справкой кадастрового инженера № от ДД.ММ.ГГГГ и технической документацией.
Одновременно, в результате произведенной реконструкции, изменился статус всего объекта целиком с «жилой дом» на «жилой дом блокированной застройки», о чем свидетельствует заключение судебной строительно-технической экспертизы, проведенной по делу.
Изменение общей площади объекта и его статуса является основанием утверждать, что материальным объектом по делу выступает самовольная постройка.
В соответствии с п.п. 10, 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно- технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании ч. 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
На основании представленной Управлением архитектуры и градостроительства администрации <адрес> выписки из Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 26:30:050210:26 расположен в территориальной зоне Ж-1.
Как следует из таблицы 49.1 ст. 49 Правил, блокированная жилая застройка имеет условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительств.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 39 ГрК РФ, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1. настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ предусмотрено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 39 ГрК РФ организатор общественных обсуждений или публичных слушаний направляет сообщения о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через семь рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Таким образом, удовлетворение требования о признании жилого дома жилым домом блокированной застройки приведет к нарушению прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, поскольку вышеуказанная процедура предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, будет минована, тогда как суд не вправе посредством решения суда подменять органы исполнительной власти и обходить предусмотренную градостроительном кодексом административную процедуру.
Истец просит признать жилой дом, общей площадью 113,6 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, жилым домом блокированной застройки, в то время как, указанный кадастровый номер присвоен жилому помещению общей площадью 30.2 кв.м.
Принимая во внимание, что созданный объект недвижимости общей площадью 113,6 кв.м, является самовольной постройкой и не введен в гражданский оборот, то самостоятельное присвоение указанному объекту кадастрового номера является некорректным и необоснованным действием.
Указывает, что материальным объектом по делу выступает самовольная постройка, на которую распространяются положения ст. 222 Г КРФ.
В соответствии с п.3 ст. 222 Гражданского кодекса РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно абзацу 2 пункта 26 Пленума отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта.
С целью предотвращения злоупотреблений со стороны лиц, осуществляющих строительство реконструкцию объектов недвижимости, Высшим арбитражным судом РФ были даны следующие разъяснения: «Право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения (п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами ст. 222 ГК РФ»),
Совершение надлежащих мер предполагает обращение к компетентному органу за выдачей разрешения на строительство (реконструкцию) с приложением всей документации, необходимой в соответствии с градостроительным законодательством для выдачи разрешения на строительство (пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В случае если истец не предпринимал никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала строительства (реконструкции) спорного объекта, так и во время проведения работ, удовлетворение иска о признании права собственности на самовольное строение не соответствует положениям статьи 222 Кодекса и статьи 51Градостроительного кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Другие условия, необходимые для признания права собственности на самовольную постройку, в виде наличия обстоятельств того, что строение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью, имеют правовое значение лишь при положительном разрешении вопроса об установлении факта обращения в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство до начала строительных работ.
Доказательства наличия препятствий в выдаче разрешения на строительство, или доказательства того, что в получении такого разрешения было необоснованно отказано, истцом не представлено.
При этом, имеющиеся в материалах дела обращение Истца и отказ Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-ж не могут свидетельствовать о принятии надлежащих мер по легализации самовольной постройки, поскольку отказ был мотивирован тем, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома согласно статьи 51.1. ГрК РФ. Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Таким образом, отказ Администрации мотивирован несоблюдением формы уведомления о планируемом строительстве (реконструкции), иными словами, отказ является не окончательным, но промежуточным. Обращение Истца в надлежащем порядке, с соблюдением установленной формы, не последовал.
Более того, предпринятые Истцом меры не имеют правового значения, поскольку в заявлении о разрешении реконструкции жилого дома не указано, что планируется реконструировать «жилой дом» в «жилой дом блокированной застройки», соответственно, процедура получения разрешения на строительство/реконструкцию такого объекта как «жилой дом блокированной застройки» регулируется статьей 51 ГрК РФ, так как ст. 51.1 ГрК РФ распространяется на индивидуальные жилые дома и садовые дома. Из изложенного следует, что Истцу надлежало обратиться с заявлением о выдаче разрешения на строительство в порядке ст. 51 ГрК РФ, уведомительный характер данном случае неприменим.
Однако, Истец с подобным заявлением с приложением необходимым перечнем документов, установленным ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, в орган местного самоуправления не обратился.
В данном случае обращение Истца без соответствующих документов и в ненадлежащей форме носит формальный характер, а при удовлетворении требований на основании пункта 3 статьи 222 Кодекса имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставило бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования. Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении Истцом установленного законодательством Российской Федерации порядка осуществления строительства (реконструкции) спорного объекта, а также предусмотренного законом административного порядка ввода его в эксплуатацию. Обращение с заявлением о выдачи разрешения на строительство в данном случае носит формальный характер.
Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель. Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
В рассматриваемом случае Истец, зная о спорном статусе объекта строительства, действуя добросовестно и разумно, должен был предпринять необходимые и достаточные меры для получения необходимой документации на строительство. Наоборот, Истцом в отсутствие разрешительной документации завершена реконструкция самовольно возводимого объекта. При этом общая площадь объекта недвижимости увеличилась.
В данном споре усматривается недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При таких обстоятельствах, реконструкция спорного объекта осуществлялось не в установленном законом порядке, без получения необходимого разрешения на реконструкцию, а потому удовлетворение иска о признании права собственности на данное самовольное строение не соответствует положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данный вывод соответствует позиции, выраженной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
На основании п. 6 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, к заявлению о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, застройщик прилагает согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В силу п. 14 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещением является часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями Учитывая, что Истец является собственником помещения, то есть части здания, а в результате самовольной реконструкции возник новый объект и изменились характеристики и статус всего объекта в целом, то следует сделать вывод о необходимости представления согласия на реконструкцию жилого дома от Ответчика, являющегося собственником другой части жилого дома, однако подобного рода согласие отсутствует в материалах дела.
Понятие жилого дома блокированной застройки раскрыто в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, согласно которому, жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
Таким образом, одним из признаков жилого дома блокированной застройки является наличие выходов из блоков на территорию общего пользования, однако выход из блока Истца осуществляется на земельный участок, который находится в собственности Истца, что подтверждается правоустанавливающими документами и пояснениями эксперта при допросе в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, спорный объект не соответствует в полном объеме признакам жилого дома блокированной застройки.
Кроме того считает, что по требованию об оставлении в собственности за Ответчиком автономного жилого блока Истцом выбран неверный способ защиты, поскольку удовлетворение такого требования не приведет к восстановлению нарушенного права.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении суду не представили.
В целях разъяснения и дополнения заключения, по ходатайству представителя ответчика – администрации <адрес> Ярушина В,И., в соответствии со ст.187 ГПК РФ, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ допрошен эксперт Лях Н.О., который суду пояснил, по настоящему делу он проводил судебную экспертизу. В результате проведенной экспертизы установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является автономным жилым блоком в составе жилого дома блокированной застройки, поскольку в указанном доме имеются автономные входы и выходы. Данное жилое помещение соответствует строительным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает.
Выслушав лиц, участвующих в деле, эксперта, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
Согласно статьям 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом путем признания права.
В силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Исходя из пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (пункта 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства взамен ранее действовавшего разрешительного порядка, а также изменены отдельные положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Так согласно части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
1) документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 340-ФЗ в Федеральный закон N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет созданных объектов индивидуального жилищного строительства и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться: уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; представленный застройщиком технический план; в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом (часть 1.2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Как следует из материалов дела, Жалнин Е.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилое помещение, назначение: жиле помещение, общей площадью 30,2 кв.м, этажность 1, номера жилых помещений на поэтажном плане: 2,3,4, находящееся по адресу: <адрес>. Указанные жилые помещения являются частью жилого дома общей площадью 74 кв.м., этажностью 1, подземная этажность 1, инвентарный №, кадастровый №.
Принадлежащие ему жилые помещения 2,3,4 в жилом доме располагаются на принадлежащем истцу на праве собственности земельном участке площадью 291 кв.м., назначение: земли населенных пунктов – под индивидуальный жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №.
Вторым собственником жилого дома общей площадью 74 кв.м., номера на поэтажном плане 1,5,7,8,6 является Кравченко С.П (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ)
Согласно справке ИП ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № в жилом доме общей площадью 74 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> произведена реконструкция, в результате которой общая площадь всех помещений составила 113,6 кв.м., площадь жилого дома согласно приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ составляет 129,1 кв.м. в состав помещений с кадастровым номером 26:30:050210:51, общей площадью 72,0 кв.м. находящиеся в жилом доме, входят помещения: № подвала площадью 9,9 кв.м., № подвала площадью 10,3 кв.м., помещения на первом этаже: № жилой комнаты площадью 15.1 кв.м., № коридора 6,7 кв.м., № санузла площадью 5,0 кв.м., № жилой комнаты площадью 10,9 кв.м., № кухни площадью 10,1 кв.м., № прихожей площадью 4,0 кв.м., принадлежащие Жалнин Е.В.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельного участка изменен на «блокированные двух и многосемейные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебным участком».
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обращался в администрацию <адрес> с заявлением, разрешить произвести реконструкцию принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, общей площадью 30,2 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 2,3,4, кадастровый №, расположенном на земельном участке, площадью 291 кв.м. по адресу: <адрес>, однако ДД.ММ.ГГГГ в выдаче указанного разрешения отказано по тем основаниям, что Жалнин Е.В. не соблюдена форма уведомления о планируемом строительстве (реконструкции), предусмотренная п. 51.1 ГрК РФ.
Указанный отказ истцом оспорен не был.
Между тем, согласно пункту 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов ИЖС.
Таким образом, с учетом действующих градостроительных норм, получение истцом разрешения на реконструкцию спорного жилого дома законом не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что требования истца фактически направлены на изменение статуса объекта недвижимости.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (п. 1 ст. 3 этого же Федерального закона).
Таким образом, изменение статуса недвижимого имущества в объект блокированной застройки возможно с соблюдением требований градостроительного законодательства, с последующим изменением кадастровых сведений об объекте недвижимости. При этом суд не является органом технического учета, он не вправе решать вопрос об отнесении жилой недвижимости к тому или иному виду, подменяя собой уполномоченные на это органы.
Кроме того, обращаясь в суд с настоящим иском истец указывает, что жилой дом фактически используется им и ответчиком в частях, спор о порядке пользования у них отсутствует, имеются отдельные входы в свои части дома, имеются все необходимые подсобные помещения для обслуживания принадлежащих им частей дома.
В материалах дела имеется заявление ответчика Кравченко С.П, из которого следует, что материально-правовой спор между ней и истцом по заявленному в иске имуществу отсутствует.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров (статья 2 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права, а также иным способом предусмотренным законом.
Поскольку между истцом Жалнин Е.В. и ответчиком Кравченко С.П отсутствует спор относительно статуса спорного объекта и объема их прав на него, желание истца признать за ним право собственности на заявленный объект недвижимости в судебном порядке не является альтернативой, предусмотренному административному порядку регистрации права на новый объект.
Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав, т.е. достижение правового результата. Если истец избрал способ защиты права, не соответствующий нарушению, и не обеспечивающий восстановление прав, его требования не могут быть удовлетворены.
Кроме того, с учетом того, что защите подлежит только нарушенное право, а в рассматриваемом споре ответчиками права и законные интересы истца не нарушены, указанное является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доказательств наличия препятствий со стороны ответчиков в прохождении процедуры уведомления о реконструкции также истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска следует отказать.
Имеющееся в материалах дела заключение экспертизы, проведенной на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что жилое помещение, номера на поэтажном плане №№ 1,2,3,4,9,10,11,12, расположенное по адресу: <адрес>, является автономным жилым блоком в составе жилого дома блокированной застройки. Данное жилое помещение соответствует строительным нормам и правилам, угрозу жизни и здоровью граждан не создает, правового значения в настоящем деле не имеет, в связи с чем, не может служить основанием для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Жалнин Е.В. к Кравченко С.П, Администрации <адрес> о признании жилого дома жилым домом блокированной застройки, признании права собственности на автономный жилой блок в составе жилого дома блокированной застройки – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме
Мотивированное решение изготовлено 10 марта 2020 года.
Судья М.Э. Хетагурова