Судья А.В. Круковская Дело № 33-5235/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Алексеевой С.Ф., Кореневой И.В.
при секретаре Старцевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании 06 октября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Тигеевой О.С.
на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2011 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Муравьевой Г.С. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение жилищной субсидии как подвергшуюся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании Администрации МО ГО «Воркута» восстановить в очереди на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, обязании Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми через Администрацию МО ГО «Воркута» предоставить жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера отказано.
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Кононовой О.Г., судебная коллегия
установила:
Муравьева Г.С. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» и к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение жилищной субсидии как лицу, подвергшемуся радиоактивному загрязнению следствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности на администрацию МО ГО «Воркута» восстановить в очереди на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми через администрацию МО ГО «Воркута» предоставить жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства за пределами районов Крайнего Севера.
Ответчики в судебное заседание представителей не направили, представили отзывы на иск, в которых просили в удовлетворении иска отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель истца не согласна с решением суда, просит о его отмене в связи неверным определением судом обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Судом установлено, что Муравьева Г.С. проживала в ... с ДД.ММ.ГГГГ. Данный населенный пункт как согласно Распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», и согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» входил в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с этим, как правомерно признано судом, истец обладает правами, предусмотренными ст. 18 Закон РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», среди которых отсутствует право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Истец, обосновывая иск наличием статуса гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, неверно истолковала нормы Закона РФ № 1244-1. Имеющийся у нее статус лица, постоянно проживающего (работающего) на территории зоны проживания с правом на отселение, право на обеспечение жильем не предполагает, в связи с чем отказ в иске по указанному основанию является верным.
Доводы жалобы о том, что согласно ранее действовавшему Распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N 237-р населенный пункт, в котором проживала истец, относился к населенным пунктам, находящимся к зоне проживания с правом на отселение, основан на неверном толковании норм указанного правового акта. Указанным Распоряжением, как и Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года N 1582 ... отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Таким образом, данный довод основанием для отмены решения суда не является и судебной коллегией признается несостоятельным.
Отказывая в иске в связи с отсутствием у Муравьевой Г.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ права на получение субсидий на приобретение жилья, суд верно определил характер спорных правоотношений и правильно истолковал закон, подлежащий применению.
По делу установлено, что на истца ДД.ММ.ГГГГ переведена очередь ее ..., состоявшего во второй очереди по категории «...» с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ Муравьева Г.С. включена в сводный список граждан-получателей сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «...» с датой постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом инвалидность Муравьевой Г.С. как основание для такого учета впервые установлена ДД.ММ.ГГГГ.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В ст. 2 указанного Федерального закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, - во вторую очередь, в третью очередь - пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В целях совершенствования деятельности по реализации данного Федерального закона принято Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 (далее - Положение), которое устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно п. 17 Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по следующим категориям граждан: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; пенсионеры; граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящими не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; работающие граждане.
В соответствии с п. 24, 25 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
П. 20 Положения предусмотрено, что в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
С учетом указанных выше обстоятельств и положений п. 20 Положения, суд признал отсутствие у истца права состоять в льготной очереди с истребуемой датой постановки на учет. Одновременно суд указал, что право состоять на учете с ДД.ММ.ГГГГ имелось у мужа истца и перевод его очереди на Муравьеву Г.С. был невозможен в силу связи данного права с личностью правообладателя.
Данные выводы сомнений у судебной коллегии не вызывают, как и вывод об отсутствии у истца на ДД.ММ.ГГГГ необходимого для возникновения права на субсидию десятилетнего стажа работы в районах крайнего Севера (п. 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278 – действовавшего на момент постановки на учет).
Доводы жалобы о наличии семнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ не влияют на законность решения, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для постановки на учет в ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые влекут отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 22 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Муравьевой Г.С. Тигеевой О.С. – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -