РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1276/2021 по иску Адушева ФИО5 к ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Адушев С.И. обратился в суд с указанным иском с учетом уточнений к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о предоставлении возможности подписать отказ от программы реабилитации пострадавшего в акте освидетельствования. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ истец отказался в письменном виде от программы реабилитации пострадавшего (далее ПРП) карта № к акту освидетельствования № бюро № ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ У истца имеется ПРП со сроком проведения реабилитационных мероприятий бессрочно. В соответствии с пунктом 9 Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ №, если пострадавший отказывается от составления ему ПРП, об этом делается соответствующая запись в акте освидетельствования в учреждении МСЭ, которая подписывается пострадавшим. Бюро № ГБ МСЭ по Самарской области не предоставило истцу эту информацию. Соответствующая запись в акте освидетельствования № не была сделана истцом и не подписана. В связи с чем, истец обратился в ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области с просьбой предоставить ему возможность подписать соответствующую запись в акте освидетельствования №. Однако, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области истцу было сообщено о том, что медико-экспертном деле находится заявление истца об отказе от разработанной ПРП и два подписанных им экземпляра ПРП. Третий подписанный истцом экземпляр ПРП был направлен в территориальное отделение Фонда социального страхования РФ и является действующим документом. Предыдущая ПРП со сроком проведения реабилитационные мероприятий бессрочно утратила свой срок действия, в связи с разработанной новой ПРП, которая подписана истцом. Оснований для внесения изменения от пострадавшего в медико-экспертное дело отсутствуют. Истец с данными обстоятельствами не согласен, просит признать его отказ от медицинского вмешательства, который содержится в медицинской документации ответчика и оформлен ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. п. 3 и 7 статьи 20 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 имеющем большую юридическую силу, чем отсутствие записи в акте освидетельствования в БМСЭ № от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить обязанность на ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных прав, свобод и законных интересов истца, а именно: представить ему возможность подписать соответствующую запись об отказе от составления ПРП в акте освидетельствования № бюро № ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 9 Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания от ДД.ММ.ГГГГ №, а также обязать ответчика оформить все необходимые документы по данному отказу от медицинского вмешательства, в том числе на основании данного отказа с ДД.ММ.ГГГГ вернуть его ПРП №, разработанную ДД.ММ.ГГГГ со сроком проведения бессрочно..
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила в его удовлетворении отказать по изложенным, в отзыве основаниям.
Представитель третьего лица ГУ-Самарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №6 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Адушева С.И. Дополнила, что оплата дополнительных расходов в виде оплаты лекарственных средств, в виде обеспечения санаторно-курортным лечением, в виде обеспечения тростью опорной и виде обеспечения спецавтотранспортом Адушеву С.И. осуществлялась в соответствии с разработанными программами реабилитации пострадавшего. Обеспечение Адушева С.И. спецавтотранспортом осуществлялась на основании разработанной ПРП № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком проведения мероприятий «бессрочно». Обеспечение производилось в ДД.ММ.ГГГГ и в №. На основании пп. «д» п. 22 Административного регламента ФСС РФ по предоставлении услуги по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, утвержденного приказом ФСС РФ от 14.05.2019 №252 необходимо при обращении заявителя за обеспечением очередным транспортным средством по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства в рамках предоставления ему государственной услуги предоставить решение бюро МСЭ о наличии у заявителя медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению. В связи с истечением в 2019 году срока эксплуатации ТС, установленного в п. 38 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановления Правительства РФ от 15.05.2006 №286 (не чаще 1 раза в 7 лет) Адушев С.И. обратился в Филиал №17. Адушеву было рекомендовано предоставить решение БМСЭ о наличии показаний для обеспечения ТС. На основании заявления Адушева С.И. ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» была разработана новая программа реабилитации пострадавшего со сроком 1 год, которая включает: лекарственные средства, санаторно-курортное лечение 1 раз в год, трость опорная, регулируемая- бессрочно. Одновременно была разработана программа дополнительного обследования на предмет нуждаемости Адушева С.И. в специальном транспорте, по результатам которой комиссией по рекомендации дорогостоящих технических средств реабилитации вынесено решение об отсутствии медицинских показаний на получение транспортного средства. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Филиал№ с заявлением об обеспечении специальным транспортным средством, ему был разъяснен порядок предоставления указанной услуги.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, специалиста, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора следующих социальных услуг:
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, согласно которому в технические средства реабилитации входят, в том числе трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.
Согласно пункту 3 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н, ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).
В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).
В новой ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид). Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в право верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.
Одним из видов обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании ст. 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" являются: приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий; санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях), обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы.
Судом установлено, что Адушев С.И. является инвалидом № группы вследствие трудового увечья на производстве, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, в период работы директором ТОО «Садко».
В соответствии с заключением ГБМСЭ состав № от ДД.ММ.ГГГГ, имеются медицинские показания на обеспечение Адушева С.И. мотоколяской. Адушев С.И. годен к управлению автомобилем на две руки и правую ногу. Не имеется медицинских противопоказаний к вождению автомобиля. Без переосвидетельствования. Основание акт № освидетельствования во ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное подтверждается и выпиской № из акта освидетельствования Адушева С.И. на ВТЭК по определению медицинских показаний на обеспечение транспортными средствами с ручным управлением.
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (далее Программа реабилитации пострадавшего, ПРП) карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной Главным Бюро медико-социальной экспертизы состав №, Адушеву С.И. определена форма реабилитации в виде обеспечения специальным транспортным средством автомобилем «Ока» с управлением на две руки и правую ногу, срок проведения бессрочно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 286 утверждено Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с пунктом 5 которого решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, за исключением оплаты расходов на медицинскую помощь застрахованному лицу, принимается страховщиком на основании заявления застрахованного лица (его доверенного лица) и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, составленной застрахованному лицу бюро (главным бюро, Федеральным бюро) медико-социальной экспертизы с участием страховщика по установленной форме (далее Положение).
В соответствии с пп. «в»п. 33 Положения оплате подлежат расходы на обеспечение застрахованного лица транспортным средством при наличии у него медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к вождению.
Согласно п. 38 Положения оплата расходов на обеспечение застрахованного лица очередным транспортным средством осуществляется страховщиком по истечении срока эксплуатации предыдущего транспортного средства, расходы на обеспечение которым были оплачены страховщиком, но не чаще 1 раза в 7 лет, на основании решения бюро (главного бюро, Федерального бюро) медико-социальной экспертизы о наличии у застрахованного лица медицинских показаний для получения транспортного средства и отсутствии противопоказаний к его вождению, установленных в результате переосвидетельствования застрахованного лица.
Установлено, что в 2003 году Адушев С.И. в соответствии с программой реабилитации пострадавшего№ от ДД.ММ.ГГГГ обеспечен специальным транспортным средством «Ока» с управлением на две руки и правую ногу в ДД.ММ.ГГГГ.
В ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока эксплуатации транспортного средства Адушеву С.И. выдано специальное транспортное средство.
В ДД.ММ.ГГГГ Адушеву С.И. установлена степень утраты трудоспособности 40 % бессрочно.
Согласно программе реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания № от ДД.ММ.ГГГГ Адушев С.И. нуждается в предоставлении лекарственных средств, санаторно-курортном лечении по опорно-двигательному профилю ежегодно, трости опорной бессрочно. Указание о нуждаемости в обеспечении транспортным средством отсутствует.
В связи с истечением в 2019 году срока эксплуатации транспортного средства Адушев С.И. обратился в филиал № ГУ- СРО ФСС РФ, где ему рекомендовано пройти переосвидетельствование с указанием нуждаемости в обеспечении транспортным средством (п. 38 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2006 года № 286).
На основании личного заявления Адушева С.И. от ДД.ММ.ГГГГ, направления на МСЭ, выданного ГБУЗ СО Отрадненская городская больница от ДД.ММ.ГГГГ, акта о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, истец прошел ДД.ММ.ГГГГ освидетельствование очно, повторно с целью установления нуждаемости пострадавшего в транспортном средстве. По результатам проведения экспертизы бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ вынесено заключение об отсутствии медицинских показаний на получение транспортного средства на основании Приказа Минсоцобеспечения РСФСР от 28.07.1982 года №72 «О методических указаниях по применению перечней медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок и автомобилей «Запорожец» с ручным управлением.
Решение бюро № было подтверждено экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ
На основании данного решения разработана новая программа реабилитации со сроком на 1 год, которая включает: лекарственные средства, санаторно- курортное лечение 1 раз в год, трость опорная, регулируемая - бессрочно. Одновременно была разработана программа дополнительного обследования на предмет нуждаемости Адушева С.И. в специальном транспорте, по результатам которой комиссией по рекомендации дорогостоящих технических средств реабилитации вынесено решение об отсутствии медицинских показаний на получение транспортного средства. ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № ФКУ «ГБ МСЭ» по Самарской области» Минтруда России в порядке контроля проведена экспертиза медико-экспертным документам Адушева С.И., ранее выданное решение оставлено без изменения.
Таким образом, из выше приведенного следует, что программа реабилитации пострадавшего разработана ДД.ММ.ГГГГ бюро № 25 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России на основании личного заявления Адушева С.И. от ДД.ММ.ГГГГ, направления на проведение медико-социальной экспертизы и акта о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ
Освидетельствование Адушева С.И. ДД.ММ.ГГГГ с целью разработки программы реабилитации пострадавшего, программы дополнительного обследования на предмет нуждаемости в спецавтотранспорте в Бюро МСЭ № 25, а также вынесение решения ДД.ММ.ГГГГ экспертным составом № 3 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России в порядке контроля ранее выданных медико-экспертных документов, проведено в пределах предоставленных полномочий, соответствует определённому порядку принятия такого решения, права истца не нарушены.
Доводы Адушева С.И. о том, что он не был проинформирован о пересмотре программы реабилитации, являются несостоятельными. На дату обращения к ответчику с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы, истцу достоверно было известно о целях ее проведения, связанных с разработкой новой программы реабилитации.
Оформление новой программы реабилитации пострадавшего по результатам проведения медико-социальной экспертизы не является усмотрением бюро медико-социальной экспертизы, а является обязательным требованием закона.
Доводы истца о нарушении его прав истца, установленных п.п. 3,7 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон N 323-ФЗ), на том основании, что письменного согласия на медицинское вмешательство истец не давал, а наоборот отказался от медицинского вмешательства согласно его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, не нашли своего подтверждения, так как, обращаясь к ответчику с заявлением на проведение такой экспертизы ДД.ММ.ГГГГ, истец не только просил о ее проведении, но и дал свое согласие на медицинское вмешательство.
ДД.ММ.ГГГГ Истец вопреки его доводам обратился к ответчику с заявлением об отказе уже составленной программы реабилитации пострадавшего, а не об отказе от ее составления. Предыдущая ПРП со сроком проведения реабилитационных мероприятий бессрочно утратила свой срок действия, в связи с разработанной новой ПРП, которая подписана истцом, на основании поданного им заявления.
В Акте освидетельствования согласно п. 9 Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 5, действующей на момент проведения медико-социального освидетельствования, делается запись об отказе от составления ПРП.
Допрошенная в суде в качестве специалиста Лымарева Г.Г., руководитель бюро МСЭ ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области, суду пояснила, что в соответствии с порядком о признании лица инвалидом, бюро проводит медико-социальное освидетельствование на основании документов, поступивших из медицинского учреждения и личного заявления пострадавшего. Сам отказ от составления программы реабилитации пострадавшего должен был заявлен истцом на стации направления. Поскольку документы из медицинского учреждения поступили на основании его личного заявления, Бюро обязано провести освидетельствование. На момент освидетельствования истец не отказывался от составления ПРП. Программа была разработана согласно выписке из решения врачебной комиссии учреждения МСЭ и их рекомендациям. При разработке Программы дополнительного обследования было установлено, что медицинских показаний для представления специального автотранспорта истцу не имелось. Истец с заключением врачебной комиссии был ознакомлен, ему было все разъяснено. Отказ от программы реабилитации поступил уже после разработки ПРП. Действие ПРП 2019, периодичность разработки которой ежегодно, истекло в ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований не доверять пояснениям специалиста у суда не имеется,
Согласно п. 21 Постановления Правительства РФ от 16.10.2000 №789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» заключение учреждения медико-социальной экспертизы о нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации составляется с учетом потенциальных возможностей и способностей пострадавшего осуществлять профессиональную, бытовую и общественную деятельность и оформляется в виде программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. В программе реабилитации пострадавшего определяются конкретные виды, формы, объемы необходимых реабилитационных мероприятий и сроки их проведения. Программа реабилитации пострадавшего составляется в срок до одного месяца после принятия экспертного решения по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Существует разница между отказом от составления Программы реабилитации пострадавшего и отказом от разработанной Программы реабилитации пострадавшего.
Истцу достоверно было известно о наличии его права отказаться от составления Программы реабилитации пострадавшего, что подтверждается листом информирования граждан от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Адушев С.И. собственноручно написал, что об отсутствии бессрочности ПРП проинформирован. От разработки новой ПРП отказываюсь(л.д. 54), то есть таким правом он ранее в 2016 году уже воспользовался.
Несмотря на это, ДД.ММ.ГГГГ обратился с направлением на МСЭ и личным заявлением от ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ГБ МСЭ о проведении медико-социальной экспертизы, в том числе по вопросу предоставления автотранспорта (л.д. 69). Поэтому доводы истца о том, что он отказался от медицинского вмешательства, оформив ДД.ММ.ГГГГ отказ от ПРП, являются несостоятельными, а его требование о признании его отказа от медицинского вмешательства, который содержится в медицинской документации ответчика и оформлен ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. п. 3 и 7 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011, имеющем большую юридическую силу, чем отсутствие записи в акте освидетельствования в БМСЭ №25 от ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" пострадавший имеет не только права, в том числе на обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены данным Федеральным законом (пп.1.п.1 ст.16 Закона), но и обязанности. В частности, п. 3 ч. 2 ст. 16 Закона обязывает пострадавшего «выполнять предусмотренные заключениями учреждений медико-социальной экспертизы рекомендации по социальной, медицинской и профессиональной реабилитации». Поэтому уклонение от выполнения Программы реабилитации пострадавшего или отказ пострадавшего от ее выполнения не могут расцениваться как нарушающие права истца.
Кроме того, по существу искового заявления, в части законности разработки Программы реабилитации пострадавшего в 2019 году, вынесены судебные акты по двум делам по искам Адушева С.И., установившим все обстоятельства дела, которым дана соответствующая правовая оценка.
Так, решением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, исковое заявление Адушева С.И. о признании недействительными заключения ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России об отсутствии показаний в обеспечении спецавтотранспортом и восстановлении права на получение спецавтотранспорта оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Адушева С.И. без удовлетворения.
Также, решением Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования Адушева С.И. к ФКУ «КБ МСЭ по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты РФ, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ о нарушении права на получение достоверной информации в государственной учреждении, права на обязательное предварительное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и права на отказ от медицинского вмешательства, о признании проведенных медицинских вмешательств нарушением законодательств оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, оставлено без изменения, апелляционная жалоба Адушева С.И. без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, решение Отрадненского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения, кассационная жалоба Адушева С.И. без удовлетворения.
Указанными решениями данные обстоятельства были уже рассмотрены и проверены судами апелляционной и кассационной инстанции, и в силу ст. 61 ГПК РФ данные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В связи с чем, ссылка истца о том, что БМСЭ №25 ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области не представило возможность подписать соответствующую запись в акте освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ о его отказе от медицинского вмешательства, является необоснованной.
Очередное обращение истца с указанным исковым заявлением суд расценивает как явное злоупотребление правом на судебную защиту, поскольку его требования направлены на реализацию предполагаемого им права на социальную защиту в виде обеспечения специальным транспортным средством.
Таким образом, установлено, что имеющиеся у Адушева С.И. заболевания по степени выраженности функциональных нарушений организма не давали правовых оснований для обеспечения истца указанным техническим средством реабилитации за счет средств федерального бюджета.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 187 ГПК РФ, руководствуясь требованиями Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд не находит оснований для признании Программы реабилитации пострадавшего к акту № медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ недействительной, предоставлении возможности подписать отказ от программы реабилитации в акте освидетельствования, возвращении Программы реабилитации пострадавшего № от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд учитывает, что при проведении освидетельствования врачами-экспертами была изучена вся представленная медицинская документация о состоянии здоровья истца, истец лично освидетельствован, оснований сомневаться в квалификации экспертов, проводивших освидетельствование, а также в обоснованности выводов экспертной комиссии, не имеется.
При указанных обстоятельствах, ввиду отсутствия объективных данных, ставящих под сомнение принятые ответчиком решения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения уточненных исковых требований Адушева С.И. о возложении обязанностей по предоставлению возможности внести запись об отказе от составления ПРП от ДД.ММ.ГГГГ и оформлению документов по отказу от медицинского вмешательства. В связи с чем, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Адушева С.И. к ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области Минтруда России о возложении обязанностей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через суд Самарского района г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2021 г.
Судья