Дело № 5-61/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
04 марта 2016 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Климонтовой Е.В.,
при секретаре Скоробогатовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный славянский институт»,
УСТАНОВИЛ:
25 декабря 2014 года старшим государственным инспектором отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора Гавва В.Н. в отношении образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный славянский институт» (далее ОАНО ВО «Международный славянский институт») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Представители ОАНО ВО «Международный славянский институт» в лице директора Ульяновского филиала Жданов С.Б. и Набиуллин И.Х., действующий на основании доверенности от 11.01.2016, с протоколом об административном правонарушении не согласились, считают, что в действиях учреждения отсутствует состав административного правонарушения, в т.ч. событие и вина.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ОАНО ВО «Международный славянский институт» в лице директора Ульяновского филиала Жданова С.Б. и Набиуллина И.Х., суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ диспозицией указанной статьи предусматривается административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, образуется в случае осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что согласно приказу Рособрнадзора № 2030 от 06.11.2015 в отношении ОАНО ВО «Международный славянский институт» в части Ульяновского филиала ОАНО ВО «Международный славянский институт», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 1 принято решение о проведении в период с 10.11.2015 по 07.12.2015 внеплановой документарной проверки, предметом которой являлось содержание в документах лицензиата сведений о его деятельности; соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации в сфере образования и оценка содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
По результатам проведенной проверки должностными лицами Рособрнадзора в отношении Ульяновского филиала ОАНО ВО «Международный славянский институт» выявлены нарушения подпунктов «в», «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, о чем 22.12.2015 составлен акт проверки юридического лица.
Составляя протокол об административном правонарушении № АП-19.20-3-616/ВП/Л/З/К от 25.12.2015 о привлечении ОАНО ВО «Международный славянский институт» к административной ответственности ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ старший государственный инспектор отдела проведения проверок правления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора Гавва В.Н.указала, что ОАНО ВО «Международный славянский институт» осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.
22 декабря 2015 года в 16.00 в ходе проведения внеплановой документарной проверки по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16 в отношении образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный славянский институт» в части Ульяновского филиала образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный славянский институт», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 1, выявлены следующие нарушения:
- в нарушение подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), пункта 4 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации») у филиала лицензиата отсутствуют документы по организации пропаганды и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- в нарушение подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, пункта 7 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» у филиала лицензиата отсутствуют документы, регламентирующие организацию профилактики и запрещения курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
- в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» у филиала образовательной организации по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») фонды оценочных средств дисциплин не содержат разработанные в соответствии с пунктом 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (далее – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности), методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций;
- в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» у филиала образовательной организации по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») отсутствуют разработанные в соответствии с пунктом 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности фонды оценочных средств по программам практик;
- в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» у филиала образовательной организации по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр») отсутствуют разработанные в соответствии с пунктом 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности фонды оценочных средств по программам практик;
- в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» у филиала образовательной организации по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») отсутствуют разработанные в соответствии с пунктом 19 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности фонды оценочных средств по программам практик.
Таким образом, из выводов должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении следует, что в ходе проведения проверки ОАНО ВО «Международный славянский институт» в части Ульяновского филиала ОАНО ВО «Международный славянский институт», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Металлистов, д. 1, выявлены нарушения пунктов «в», «г» Положения о лицензировании образовательной деятельности, относящиеся к грубым нарушениям.
Между тем, с выводами должностного лица отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора о наличии в действиях ОАНО ВО «Международный славянский институт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ согласиться нельзя, поскольку в ходе судебного заседания факт отсутствия у Ульяновского филиала ОАНО ВО «Международный славянский институт» на момент проведения внеплановой документарной проверки документов по организации пропаганды и обучению навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; документов, регламентирующих организацию профилактики и запрещения курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; методических материалов, определяющих процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); фондов оценочных средств по программам практик по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, 38.03.02 Менеджмент и 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») не подтвердился и опровергается представленными доказательствами, подлинность которых у суда сомнений не вызывает.
Сам по себе факт непредставления тех или иных документов, равно как и информации в Рособрнадзор не свидетельствует об их отсутствии и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Должностными лицами Рособрнадзора осуществлявшими внеплановую документарную проверку, вопрос о фактическом наличии непредоставленных документов в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не выяснялся. Доказательств, свидетельствующих о дополнительном истребовании каких-либо документов как у ОАНО ВО «Международный славянский институт», так и у Ульяновского филиала ОАНО ВО «Международный славянский институт» в частности суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При исследовании с достаточной полнотой всех обстоятельств по административному делу, суд приходит к выводу, что доказательств вины ОАНО ВО «Международный славянский институт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не представлено.
Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
То обстоятельство, что ОАНО ВО «Международный славянский институт» на момент проверки не представила каких-либо документов, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, не образует.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Поскольку вывод должностного лица отдела проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора о наличии в действиях ОАНО ВО «Международный славянский институт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, является необоснованными, дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении образовательной автономной некоммерческой организации высшего образования «Международный славянский институт» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Климонтова