Дело № 2-964/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 13 февраля 2013 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гоглевой Н.В.,
при секретаре Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нейман Г. А. к Вологодской городской Думе о признании недействительным «Правила землепользования и застройки города Вологды», утвержденные решением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в части «Зона размещения свалок ТБО - <данные изъяты>»,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась в суд с иском, мотивируя тем, что решение Вологодского городского суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ обязало Администрацию г. Вологды прекратить использование полигона твердых бытовых отходов (существующей свалки) в районе <адрес>. Определением Вологодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ предоставлена Администрации г. Вологды отсрочка исполнения решения Вологодского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Без проведения публичных слушаний решением Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в «Правилах землепользования и застройки города Вологды», утвержденных решением Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, изменен вид разрешенного использования территории «Зона размещения свалок ТБО - <данные изъяты>». Вместо вида разрешенного использования «Свалка бытовых отходов и иные объекты» появился вид разрешенного использования «Объекты переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов» с мусоросжигательными объектами. В результате «Правила землепользования и застройки города Вологды», утвержденные решением Вологодской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), не соответствуют Генеральному плану города Вологды на участке существующей свалки в районе <адрес> сделано с целью размещения на участке существующей более 40 лет свалки по <адрес> мусороперерабатывающего (мусоросжигательного) завода. Размер санитарно-защитной зоны свалки твердых бытовых отходов (ТБО) - 500 м, а размер санитарно-защитной зоны мусороперерабатывающего (мусоросжигательного) завода мощностью более 100 тыс. т/год - 1000 м согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ СанПиН 22.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Считает, что нарушено её право, как жителя города Вологды, гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьёй 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (редакция от 25.06.2012) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
Просит признать недействительными «Правила землепользования и застройки города Вологды», утвержденные решением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Вологодской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в части «Зона размещения свалок ТБО - <данные изъяты>».
В судебном заседании истец Нейман Г.А. исковые требования подержала в полном объёме, просила признать недействительными «Правила землепользования и застройки города Вологды», утвержденные решением городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в части «Зона размещения свалок ТБО - <данные изъяты>», пояснила, что вся свалка занимает 24 гектара. По всем документам, мусороперерабатывающий завод, должен был закрыт. В правилах землепользования и застройки появились другие объекты, без обсуждений, никаких обоснованных документов не представлено. Считает, что должны быть публичные общественные обсуждения, для того, чтобы принять экологически правильное решение. В ДД.ММ.ГГГГ меняли правила застройки, но там были вопросы общего характера. Ни одного документа на обсуждении представлено не было. От свалки будет выделяться метан, к нему добавляться другие примеси выделений, это приведет к онкологии граждан, проживающих рядом со свалкой. Она сама проектировщик, проработала 21 год в институте. Считает, что в данном случае нет согласования и разрешение на строительство объекта. Население не было информировано, о данном объекте, никому извещения направлено не было. Сейчас нет проекта, она вела полигон ТБО в Пасынково, а проектировщики не знает, что делать с этим объектом, там происходит сжигание мусора, 180 тонн в год. Сейчас свалка очищается, тонет в торфе, а если все будет выбрасываться в воздух, то принесет много вреда населению города. Окружающая среда загрязняется диоксинами и фуранами. Главный санитарный врач не дал разрешения на этот объект, санитарно-защитная зона должна быть на протяжении километра. В зоне находятся 149 жилых дом, 47 промышленных предприятий, дачные участки. Не было представлено ни одного документа, согласно новым правилам землепользования. Считает, что нет специалистов, которые разбирались в этом деле, нет ни одного документа, согласно которому строиться законно этот объект. Считает, что объект должен строиться не в городской черте. Выбора земельного участка не было, поскольку не были рассмотрены варианты. В ДД.ММ.ГГГГ был проект рекультивации свалки, но это все очень сложно воплотить в жизнь. Вынимать этот мусор и перерабатывать никто не будет. Считает, что необходимо правильно произвести процедуру принятия решения и рассмотреть несколько вариантов участков, где можно построить завод.
Представитель ответчика Разумова Е.С. в судебном заседании требования не признала, считает, что в иске следует отказать, пояснила, что требования основаны на формальном факторе, были представлены документы о проведении слушаний. Считает, что со стороны Вологодской городской Думы не было никаких нарушений.
Представители третьего лица Администрации города Вологды Семенова И.А., Завъялова А.Н. в судебном заседании считают, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку решение Вологодской городской Думы законно и обосновано. Нормы части 14 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на случай публичных слушаний в отношении конкретного земельного участка или объекта капитального строительства. Правила в новой редакции излагались в целом, порядок уведомления граждан - собственников земельных участков, которые попадают в санитарную зону, был в официальном опубликовании в СМИ и на сайте Администрации города Вологды. Решение, которое изменило редакцию Правил, было нацелено на новые правила землепользования и застройки. Ввиду того, что новая редакция правил принималась в целом, конкретизации каждого изменения не требовалось. Правила землепользования и застройки утверждают правила для каждой зоны, определены виды разрешенного использования, о конкретных объектах капитального строительства в Правилах не говориться ничего. В соответствии с указанными видами возможно использовать данные участки. Администрации города Вологды предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. Разделение участка произошло в рамках уполномоченных органов местного самоуправления, это не имеет отношения к данному делу. В отношении мусороперерабатывающего объекта, на земельном участке планируется строительство данного предприятия, проект только разрабатывается, после этого он пройдет все необходимые экспертизы, рассчитана санитарно-защитная зона. Зона установлена санитарными правилами на протяжении 1 000 метров, но по указанию главного врача, она может быть уменьшена. Для свалки зона уменьшена до 300 метров. В Управление роспотребнадзора по Вологодской области не поступало заявлений, поскольку проекта завода нет. У данного предприятия планируется провести мощные фильтры, выброс в воздух минимальный. Мусор закопан в землю на 20 метров, но в будущем планируется выкопать мусор и вывезти.
В судебном заседании свидетель ФИО1 пояснила, что 40 лет она занимается разработкой генеральных планов. В введении правил указано, что они разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Данный участок имеет нарушения в санитарной зоне и это недопустимо. Он переходит в разряд условно- разрешенных видом строительства. Там должны быть выдержаны все стандарты и нормы. Должны были быть проведены слушания. В протоколе слушания, не сказано, что конкретно данный участок обсуждался. Не понятно, рассматривали именно этот участок. Статья 36 градостроительного регламента, указано в целях соблюдения прав человека, правообладателей земельных участок, проводится слушание с участием граждан, находящихся в этих зонах. Администрация города Вологды проводит слушания за свой счет и своими средствами. Изменения вносятся по чьей - то заявке, слушания проходили без приглашения граждан. Свалка на <адрес> подлежит закрытию и рекультивации, поскольку по её мнению нарушен технический регламент, а именно санитарно-защитная зона. В графической части показаны границу санитарной зоны. При нарушении санитарных норм и правил нарушают закон о благополучии и жизнедеятельности человека. Для неё не понятно, почему такой основной вид деятельности и слушания проведены без граждан. Считает, что решение не соответствует Правилам застройки и генеральному плану.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, свидетеля, исследовав материалы дела и проанализировав собранные по нему доказательства, приходит к следующему.
Установлено, что рассматриваемые изменения вида разрешенного использования были приняты решением Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №» и не претерпели корректировки при принятии решения Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в решение Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды»». До принятия указанных решений городской Думы Администрацией города Вологды по проектам о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды были проведены публичные слушаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Информация о месте и времени проведения слушаний, а также сам проект публиковались в газете «Вологодские новости», размещались на сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Правовыми основаниями принятия вышеуказанных решений Думы являлись нормы статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования «Город Вологда», решения Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Вологде» (с последующими изменениями), постановлений Главы города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления Администрации города Вологды и о проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды».
В соответствии с пунктом 1 статьёй 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признан судом недействительными.
В силу указанной нормы для признания ненормативного акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным и незаконным, необходимо одновременно наличие двух условий - это несоответствие закону и факт нарушения им гражданских прав охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Отсутствие одного из условий не влечет за собой последствий признания ненормативного акта незаконными.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 14 части 2 статьи 31 Устава муниципального образования «Город Вологда», утвержденного решением Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям Вологодской городской Думы.
Соответственно, оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий Вологодской городской Думы как органа его принявшего.
Из анализа доводов, истца следует, что нарушение прав происходит ввиду включения в состав основных видов разрешенного использования земельных участков территориальной зоны <данные изъяты> «Зона размещения свалок ТБО» градостроительных регламентов такого вида использования как «Объекты переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов».
Установлено, что фактически, включение указанного вида разрешенного использования в перечень основных видов разрешенного использования указанной территориальной зоны осуществлено при принятии решения Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №», которым утверждалась новая редакция Правил землепользования и застройки.
Подготовка и принятие решения Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № было произведено в соответствии со статьями 31, 32 Градостроительного кодекса РФ, решением Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Вологде», а также ст.ст. 18, 38 Устава муниципального образования «Город Вологда».
Постановлением Главы города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» было принято решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и утвержден порядок и сроки проведения работ по подготовке такого проекта. Постановлением Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении публичных слушаний по проекту о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Вологды» определена процедура проведения публичных слушаний по указанному выше проекту, которые состоялись ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в постановление Администрации города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ №, которым дата проведения публичных слушаний изменена и назначена новая — на ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что проведение публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ подтверждается протоколом публичных слушаний по проекту о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Вологды от ДД.ММ.ГГГГ. По итогам проведения слушаний подготовлено заключение.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со статьёй 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно пункту 17 статьи 44 Устава МО «Город Вологда» Администрация г. Вологды управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с порядком, принятым Вологодской городской Думой.
В силу статьи 60 Устава экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджета города, а также имущественные права города Вологды. Муниципальная собственность является достоянием населения города, которое обладает всей полнотой прав собственника и осуществляет свои права через органы местного самоуправления. От имени собственника его правомочия осуществляют органы местного самоуправления, определенные настоящим Уставом и наделенные в соответствии с ним собственными полномочиями по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.
В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей основные принципы земельного законодательства, выделяется «деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется, исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства».
Целевое назначение устанавливается земельным законодательством для всех категорий земель, указанных в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, а разрешенное использование земельных участков, конкретизирующее целевое назначение для участков в составе отдельных категорий земель, определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного Кодекса Российской Федерации, образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
При этом, согласно подпункту 2 пункту 1 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Исходя из смысла указанных норм права, образование земельного участка представляет собой своеобразную форму распоряжения своим имуществом, в первую очередь собственником земельного участка, которая предусмотрена земельным законодательством. Способами распоряжения земельными участками являются раздел, выдел земельного участка, объединение, перераспределение земельных участков.
Образование нового земельного участка или земельных участков - это процедура, осуществляемая по инициативе собственника земельного участка (собственников) или лиц, использующих земельные участки на иных правах, путем раздела, выдела земельного участка, объединения, перераспределения земельных участков, в результате чего создается новый земельный участок (земельные участки), а прежний участок (участки) прекращает свое существование или изменяется.
В соответствии со статьёй 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном этим Кодексом и законодательством РФ о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом 3 пунктом 1 статьи 4, пунктом 4 статьи 4.1 ФЗ от 29.12.2004 № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учётом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, по мотивированному заявлению заинтересованного лица направленному в органы местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании изложенного, суд считает, что требования истца о признании недействующим решения Вологодской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Вологды» (с последующими изменениями) в части изменения вида разрешенного использования в разделе «Зона размещения свалок ТБО-С-2» без проведения процедуры публичных слушаний следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Нейман Г. А. о признании недействительными «Правила землепользования и застройки города Вологды», утвержденные решением Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Вологодской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) в части «Зона размещения свалок ТБО - <данные изъяты>» отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.В. Гоглева
Мотивированное решение изготовлено 15 февраля 2013 года.