7-17/12-6-2013
РЕШЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 10 января 2013 года жалобу Бердникова А.В. на постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06 ноября 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,
установил:
03 сентября 2012 года специалистом-экспертом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении должностного лица -/должность/ ООО «Название» - Бердникова А.В. составлен протокол № ** об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в соответствии с которым Бердников А.В. допустил несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления:
1. 20 августа 2012 года на контейнерной площадке по адресу: г. Чайковский, ул. **** допустил расположение контейнера повышенной емкости рядом с контейнерной площадкой, на земле, без водонепроницаемого покрытия, что является нарушением пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»;
- не организовал своевременный и в полном объеме вывоз ТБО: на всей контейнерной площадке и за ее пределами разбросано много отходов (коробки, мешки, банки, бутылки, текстиль, крупногабаритный мусор и т.д.), тем самым отсутствует система быстрого удаления и утилизации отходов, что является нарушением пунктов 1.2, 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»;
2. 28 августа 2012 года на контейнерной площадке по адресу: г. Чайковский, ул. **** не организовал своевременный и в полном объеме вывоз ТБО: на контейнерной площадке много отходов (картонные коробки, пакеты с мусором, на прилегающей к площадке территории разбросаны полиэтиленовые пакеты), тем самым отсутствует система быстрого удаления и утилизации отходов, что является нарушением пунктов 1.2, 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», пункта 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».
Материалы дела в связи с проведенным административным расследованием переданы для рассмотрения в Чайковский городской суд Пермского края.
Постановлением судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06 ноября 2012 года Бердников А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
В жалобе на постановление Бердников А.В. просит об его отмене, прекращении производства по делу по следующим основаниям. /должность/ им ООО «Название» не имеет соответствующей лицензии, предоставляющей право на обращение с отходами потребления. Обществом в январе 2010 года был заключен договор со специализированной организацией ООО «***» на содержание контейнерных площадок. В вину Бердникову А.В. вменено нарушение требований санитарных нормативов, в то время как статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства. Орган Роспотребнадзора превысил свои контрольные полномочия, принадлежащие органам жилищного надзора. Бердников А.В. не вызывался в судебное заседание, повестка им получена не была, с него не взяты объяснения.
В судебное заседание в краевой суд Бердников А.В., надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела, не явился.
Рассмотрев материалы административного дела, доводы жалобы, судья краевого суда находит постановление судьи городского суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии с частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 2008 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Правила предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю на основании обращения гражданина с жалобой на нарушение ООО «Название» его прав и законных интересов в отношении указанного Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и проведено административное расследование.
В ходе административного расследования были выявлены факты нарушения требований к сбору бытовых отходов на контейнерных площадках по адресам: г. Чайковский, ул. **** и ул. ****, что свидетельствует о нарушении требований статьи 22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также пунктов 2.1.3 и 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Признавая Бердникова А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, судья городского суда посчитал доказанным факт неисполнения /должность/ ООО «Название» Бердниковым А.В. своих служебных обязанностей в части организации Обществом нарушений экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем при вынесении постановления судьей городского суда не было учтено следующее.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 2008 № 89-ФЗ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 3.1.7 Правил обращения с отходами на территории Чайковского городского поселения, утвержденных Решением Думы Чайковского городского поселения от 20.09.2006 № 167, предусмотрено, что выполнение требований санитарного законодательства управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, может быть исполнено путем заключения договора со специализированными организациями на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, уборку населенных мест или собственными силами при наличии лицензии.
Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV классов опасности, согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 255, предусмотрены в качестве лицензируемых в области обращения с отходами работы по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
По договору на выполнение работ по содержанию контейнерных площадок, по вывозу твердых бытовых отходов на полигоне ТБО от 22 января 2010 года и последующему дополнительному соглашению услуги по содержанию контейнерных площадок и эвакуации (сбор, транспортировка, захоронение) твердых бытовых отходов и размещению их на полигоне ТБО по заданию ООО «Название» выполняет ООО «***», которое имеет лицензию № ** от 04.12.2009 года на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении и судьей городского суда указанный договор не исследовался. Вместе с тем исследование договора было необходимо с целью установления вины Бердникова А.В. во вменяемом ему правонарушении, а именно установления того факта, является ли соблюдение порядка расположения контейнеров по сбору мусора на контейнерных площадках обязанностью возглавляемого Бердниковым А.В. юридического лица, каков порядок вывоза мусора с контейнерных площадок, какая из сторон договора несет обязанность по своевременному вывозу бытовых отходов с этих площадок, обладает ли ООО «Название» функцией контроля за своевременным исполнением работ по договору, являются ли контейнерные площадки, указанные в постановлении по делу, объектами обслуживания специализированной организации либо ООО «Название» обслуживает их самостоятельно.
Данные обстоятельства указывают на не всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, что дает основания для отмены постановления судьи городского суда и о возвращении дела на новое рассмотрение в Чайковский городской суд Пермского края.
При новом рассмотрении дела судье городского суда необходимо учесть изложенное выше в целях принятия законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Чайковского городского суда Пермского края от 06 ноября 2012 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья - Спиридонов Е.В.