Решение по делу № 33а-1363/2020 от 23.03.2020

Судья Лазарева Е.В.

№ 33а-1363/2020 (10RS0011-01-2019-012390-71)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23.06.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Сильченко Р.П., Кудряшовой Е.П.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.01.2020 по административному делу № 2а-893/2020 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску к судебному приставу-исполнителю о признании незаконными требования и действий по его направлению.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась с административным иском к судебному приставу-исполнителю о признании незаконными требования от 13.12.2019 №10013/19/42278 о предоставлении справки 2-НДФЛ в отношении должника по исполнительному производству -ИП, а также действий по его направлению как не соответствующих статье 69 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), статье 102 НК РФ.

Решением суда административные исковые требования удовлетворены.

С принятым судебным постановлением не согласен судебный пристав-исполнитель, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что режим налоговой тайны не является абсолютным запретом для судебного пристава-исполнителя. Запрашиваемые в инспекции сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ необходимы судебному приставу-исполнителю для исполнения требований исполнительного документа. Отказ инспекции в предоставлении сведений нарушает положения Закона об исполнительном производстве. Запрос сведений осуществлен уполномоченным лицом в пределах компетенции.

В заседании суда апелляционной инстанции судебный пристав-исполнитель Болдырева Н.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель Инспекции Артюхова Е.А. против доводов апелляционной жалобы возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы административного дела, исполнительного производства, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 360 КАС РФ и части 1 статьи 121 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 данного Кодекса, как сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником), так и иными лицами, которые считают, что нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и законных интересов либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Как следует из материалов дела, 21.12.2017 возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с Плетнева В.В. в пользу Барышева В.А. задолженности по договору займа.

04.09.2019 административным ответчиком налоговому органу направлено требование, согласно которому предлагалось в срок до 13.09.2019 представить справку 2-НДФЛ за 2018 г. в отношении должника.

10.09.2019 Инспекция, полагая, что указанные в запросе сведения относятся к налоговой тайне, отказала в их предоставлении.

13.12.2019 административным ответчиком налоговому органу направлено требование, в котором предложено в срок до 18.12.2019 представить справку 2-НДФЛ за 2018 г. в отношении Плетнева В.В.

20.12.2019 налоговый орган решением, оформленным письмом № 6.3.-11/38211, сообщил об отсутствии оснований для представления испрашиваемых сведений и 26.12.2019 обратился в суд с настоящим административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия у судебного пристава-исполнителя полномочий по истребованию сведений, указанных в оспариваемом требовании, в рамках Закона об исполнительном производстве.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав-исполнитель вправе получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.

Судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки (пункт 2 части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве).

При этом частью 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого требования, установлен закрытый перечень документов, которые судебный пристав-исполнитель вправе истребовать у налогового органа.

Так, у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Соглашением ФССП России от 04.04.2014 № 0001/7 и ФНС России от 14.04.2014 № ММВ-23-8/3@ «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов» установлен перечень информации, предоставляемой налоговыми органами судебным приставам-исполнителям для исполнения последними исполнительных документов. Сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ в указанном перечне отсутствуют.

Пунктом 2 статьи 102 НК РФ предусмотрено, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Лишь с 01.06.2020 Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право требовать у налогового органа иные сведения об имуществе должника, а также в целях установления имущественного положения должника запрашивать у налоговых органов иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.

Поскольку в силу пункта 1 статьи 102 НК РФ сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ относятся к налоговой тайне, а положениями Закона об исполнительном производстве обязанность налогового органа предоставлять по требованию судебного пристава-исполнителя указанные сведения до 01.06.2020 не была установлена, постольку требование судебного пристава-исполнителя об обязании налогового органа представить сведения о доходах должника по форме 2-НДФЛ, составляющие налоговую тайну, являлось на момент его направления налоговому органу незаконным.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.01.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1363/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по г. Петрозаводску
Ответчики
УФССП России по РК
СПИ МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по РК Стефанович Е.И.
Другие
Соколов Эдуард Михайлович
Плетнев Валерий Владимирович
Барышев Вячеслав Анатольевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
24.03.2020Передача дела судье
20.04.2020Судебное заседание
22.06.2020Производство по делу возобновлено
23.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2020Передано в экспедицию
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее