63RS0039-01-2019-007079-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2019 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе судьи Фоминой И.А. при секретаре Бут К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6181/2019 по административному исковому заявлению Шарифуллина Р. Р. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Шарифуллин Р. Р. (далее – административный истец, истец) обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара (далее – административный ответчик, ответчик, департамент, ДГС г.о.Самара) об оспаривании решения органа местного самоуправления, указав, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 300 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, линия 8, Кряжский массив КНПЗ с кадастровым номером <адрес>, относящийся к землям населенных пунктов, имеющий разрешенное использование «под садовый участок». В фактическом пользовании истца также находится земельный участок площадью 79 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, его местоположение определено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «Поволжье». Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что испрашиваемый земельный участок не относится к территории общего пользования, не располагается в границах участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, сведения о наличии зон с особыми условиями отсутствуют. Между тем, при повторном рассмотрении заявления истцу вновь отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1616, обязать ответчика устранить нарушения и обязать возобновить рассмотрение заявления истца.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика по доверенности Нагорная С.С. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Приволжско -Уральское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В силу ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий требования удовлетворению не подлежат.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В силу ч.3 ст.11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (ст.39.28 ЗК РФ).
В соответствии с постановлением Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что Шарифуллин Р.Р. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с учетом соглашения о разделе земельного участка и прекращении права общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 300 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.4-10).
На вышеуказанном земельном участке расположен принадлежащий Шарифуллину Р.Р. жилой дом, право собственности, на который в установленном законом порядке не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ Шарифуллин Р.Р. обратился к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в его собственности. К заявлению приложил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 379 кв.м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № площадью 300 кв.м прилегающего земельного участка площадью 79 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1861 Шарифуллину Р.Р. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ. Отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков мотивирован тем, что в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, Схемой № «Основной чертеж. Проектное решение Генерального плана городского округа Самара», утвержденного Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории планируемых санитарно-защитных зеленых насаждений.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворено административное исковое заявление Шарифуллина Р. Р.. Суд признал незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1861 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязал Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Шарифуллина Р.Р., возобновив работу по его заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1616 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков – земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка, находящегося в собственности истца, с кадастровым номером № на основании подп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ в связи с тем, что расстояние от образуемого земельного участка до территории, состоящей на кадастровом учете с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, разрешенный вид использования «для размещения военных городков № приблизительно составляет 131 метр, и образование земельного участка приведет к нарушению требований ст.11.9 ЗК РФ.
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно подп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № адресу: <адрес> используется для размещения военных городков №. При этом границы охранной зоны данных объектов не установлены и в государственный кадастр недвижимости не внесены, сведений из ИСОГД относительно границ охранной зоны представителем департамента не представлено, в связи с чем ссылка в оспариваемом распоряжении на «ориентировочное расстояние об образуемого земельного участка до территории военных городков приблизительно равное 131 метру» не может быть принята судом во внимание.
Кроме того, приведенный в оспариваемом распоряжении п.7 ст.93 ЗК РФ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ (п.17 ст.9, п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в связи с чем ссылка на утратившую силу норму закона в оспариваемом распоряжении также является неправомерной.
При таких обстоятельствах основание отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не может быть признано законным и обоснованным.
Согласно ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
В соответствии с п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое распоряжение признано судом незаконным, нарушающим права истцов, заключение соглашения относится к полномочиям административного ответчика, суд считает, что на Департамент градостроительства г.о.Самара следует возложить обязанность по возобновлению рассмотрения обращения административного истца о перераспределении земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № СП-9/4745.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шарифуллина Р. Р. к Департаменту градостроительства г.о.Самара об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № РД-1616 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить работу по рассмотрению обращения Шарифуллина Р. Р. от ДД.ММ.ГГГГ № СП-9/4745.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) И.А.Фомина
Копия верна
Судья