РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 августа 2013 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Осиповой Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Эдилова А.Ю.,
представителя ответчика - государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский колледж искусств» Демешевой С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Павленко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1569/2013 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Свердловской области «Нижнетагильский колледж искусств» об устранении нарушений требований законодательства о гражданской обороне,
УСТАНОВИЛ:
13 июня 2013 года прокурор Ленинского района города Нижний Тагил обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия Государственного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Нижнетагильский колледж искусств» (далее по тексту ГБОУ СПО СО «НТКИ») по исполнению обязанности по созданию и содержанию в целях гражданской обороны запаса материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а именно: - противогазов - на 100 % сотрудников + 5 % от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов; - дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40 % от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака, незаконным, и возложении обязанности в срок шесть месяцев с даты вступления в силу решения суда укомплектовать в целях гражданской обороны запас материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, а именно: - противогазов - на 100 % сотрудников + 5 % от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов; - дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40 % от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
В обоснование своих требований прокурор ссылается на результаты проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ в ГБОУ СПО СО «НТКИ» по исполнению законодательства, в том числе по гражданской обороне.
В ходе проверки установлено, что при среднесписочной численности работников ГБОУ СПО СО «НТКИ» на ДД.ММ.ГГГГ - <...> человек фактически в распоряжении колледжа противогазов не имеется.
Аптечки индивидуальные АИ-2 и индивидуальные пакеты ИП 11 и ИПП 8 имеются на весь персонал, сертификаты на них имеются.
Учеба сотрудников и учащихся колледжа по вопросам ГО и ЧС планируется, проводится и документируется в полном объеме.
Неисполнение требований закона о комплектации средствами индивидуальной защиты работников ГБОУ СПО СО «НТКИ» нарушает интересы государства в сфере организации подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Эдилов А.Ю. основание и предмет иска поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГБОУ СПО СО «НТКИ» Демешева С.А. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме. Суду пояснила, что отсутствие средств индивидуальной защиты, медицинского, материально-технического оснащения по гражданской обороне вызвано отсутствием финансирования.
Заслушав прокурора, представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами в области гражданской обороны являются: обучение населения в области гражданской обороны; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны (ст. 2 Федерального закона № 28 от 12 февраля 1998 года).
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (ст. 9 Федерального закона № 28 от 12 февраля 1998 года).
Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций (ст. 18 Федерального закона № 28 от 12 февраля 1998 года).
Согласно п. 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлениемПравительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в организациях в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также настоящим Положением. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организациив целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Согласно п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях Утвержденного приказом МЧС РФ от 14 ноября 2008 года № 687организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;
В силу п. 3 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 года № 993 (далее Положение об организации обеспечения) накопление средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) осуществляется заблаговременнов мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (п. 4 Положения об организации обеспечения).
Пунктом 8 Положения об организации обеспечения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п. 6, 7 названного Положения.
Пунктом 7 Положения об организации обеспечения установлено, что обеспечению СИЗ в мирное время подлежит население, проживающее: на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектом по хранению и уничтожению химического оружия; на территориях в пределах границ зон возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения) при авариях на радиационно-опасных объектах (далее - РОО); на территориях в пределах границ зон возможного опасного химического загрязнения (заражения) при авариях на химически-опасных объектах; на территориях в пределах границ зон возможного биологического загрязнения (заражения) при авариях на биологически опасных объектах.
В соответствии с п. 6 Положения об организации обеспечения обеспечению СИЗ в военное время подлежит население, проживающее: на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне; в населенных пунктах с объектами особой важности, железнодорожными станциями первой и второй категорий и объектами, отнесенными к категориям по гражданской обороне; на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения).
Как следует из п. 6 Порядка отнесения территорий к группам по гражданской обороне, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 года № 1149, МО «город Нижний Тагил» относится к первой группе территорий по гражданской обороне.
В результате проверки установлено неисполнение организацией требований законодательства о создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты(с изменениями от 19 апреля 2010 года), утвержденного Приказом МЧС РФ № 993 обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется... организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения. Пунктом 8 Положения предусмотрено, что накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения, проживающего на территориях и в населенных пунктах, указанных в п.п. 6 и 7 настоящего Положения для работников РОО и организаций, расположенных на территориях в границах зон опасного радиоактивного загрязнения (заражения), - противогазы и респираторы из расчета на 100 % от их общей численности и другие СИЗ в соответствии с табелями оснащения аварийно-спасательных формирований и спасательных служб, привлекаемых к выполнению задач по ГО и защите населения от чрезвычайных ситуаций; при этом количество запасов противогазов увеличивается на 5 % от потребности для обеспечения подгонки и замены неисправных противогазов.
Для обеспечения защиты вышеуказанных категорий населения также осуществляется накопление в запасах (резервах): медицинских средств индивидуальной защиты в военное время из расчета на 100 % от их общей численности и в мирное время - на 30 % от их общей численности; дополнительных патронов к фильтрующим противогазам для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40 % от их общей численности, если они не обеспечивают защиту от аммиака.
Организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
СИЗ, находящиеся в запасах (резервах), подлежат освежению по истечении назначенного им срока хранения, выявлении отклонений от нормативных показателей, установленных ГОСТами или техническими условиями, утрате ими защитных и эксплуатационных характеристик и невозможности их ремонта.
Согласно акта проверки законодательства прокуратурой установлено, что при среднесписочной численности работников ГБОУ СПО СО «НТКИ» на ДД.ММ.ГГГГ в <...> человек фактически в распоряжении колледжа противогазов не имеется. Аптечки индивидуальные АИ-2 и индивидуальные пакеты ИП 11 и ИПП 8 имеются на весь персонал, сертификаты на них имеются. Учеба сотрудников и учащихся колледжа по вопросам ГО и ЧС планируется, проводится и документируется в полном объеме. Неисполнение требований закона о комплектации средствами индивидуальной защиты работников ГБОУ СПО СО «НТКИ» нарушает интересы государства в сфере организации подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 6-10).
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Срок для проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений предложенный прокурором в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, следует считать разумным.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Применительно к положениям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 21, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании п. 3 ст. 35 данного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц носит обоснованный характер.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: - ░░░░░░░░░░░░ - ░░ 100 % ░░░░░░░░░░░ + 5 % ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 40 % ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░: - ░░░░░░░░░░░░ - ░░ 100 % ░░░░░░░░░░░ + 5 % ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░; - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ 40 % ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░