дело 12 – 52/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерацииг. Новокузнецк 9 июня 2015 года
Куйбышевский районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи Маврина И.В.
при секретаре судебного заседания Гребневой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии <адрес> о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление административной комиссии <адрес> о привлечении её к административной ответственности № от 26.03.2015 г., в соответствии с которыми она привлечена к административной ответственности по ст. 15 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в <адрес>» - за размещение информационных материалов вне установленных мест.
По мнению заявителя, указанное постановление подлежит отмене как незаконное и необоснованное, а производство по данному делу в отношении неё - прекращению.
В обоснование своих требований заявитель указала, что в протоколе об административном правонарушении не указан нормативный акт, устанавливающий специально отведенные места и требования которого её нарушены; в её действиях отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей <адрес>
В судебном заседании заявитель ФИО1 подтвердила заявленные требования, настаивая на их удовлетворении в полном объёме.
Представитель администрации <адрес> – ФИО5, действующая на основании доверенности № от 08.05.2015 г., после ознакомления с материалами, обосновывающими заявленные требования и материалами об административном правонарушении в отношении ФИО1 от 20.03.2015 г., указала, что в представленных материалах имеются неустранимые противоречия, которые ставят под сомнение законность вынесенного в отношении ФИО1 постановления.
Изучив административный материал, постановление административной комиссии <адрес> № от 26.03.2015 г. о привлечении к административной ответственности ФИО1, суд пришёл к следующему.
Согласно ст. 30.1 КРФ об АП, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 настоящего Кодекса:
1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;
3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В ст. 25.1 КРФ об АП к таким лицам отнесено лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поэтому ФИО1 вправе обратиться в Куйбышевский районный суд <адрес> с жалобой на вышеуказанное постановление.
В соответствии со статьёй 1.5 КРФ об АП – «1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».
В силу ч. 1 ст. 1.6 КРФ об АП главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КРФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КРФ об АП протокол об административном правонарушении является доказательством по делу и должен соответствовать требованиям ст. ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5 КРФ об АП.
Статья 64 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в <адрес>" предусматривает, что «1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, имеют право составлять:
1) должностные лица органов, осуществляющих контроль за благоустройством, озеленением территории муниципальных образований, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12, 14, 15, 17, 19, 22, 23, 25, 26-1 - 29 настоящего Закона;
В соответствии со ст. 28.2. КРФ об АП «1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении».
Протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ г., содержащийся в материалах об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в <адрес>» - за размещение информационных материалов на уровне первого этажа, составлен начальником отдела ЖКХ и Б администрации <адрес> ФИО6
Протокол об административном правонарушении без номера от 20.03.2015 г., в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст. <адрес> от 16.06.2006 N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в <адрес>» - за размещение информационных материалов на уровне первого этажа, выданный на руки ФИО1, составлен ведущим специалистом отдела ЖКХ и Б администрации <адрес>, т.е. лицом, которое не наделено полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении по статье 15 настоящего Закона.
По смыслу положения, закреплённого в пп. 4 п. 1 ст. 30.7 КРФ об АП, возбуждение дела и составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом представляют собой существенные нарушения процессуальных требований, установленных КРФ об АП. Незаконное возбуждение дела об административном правонарушении, в т.ч. составление протокола по делу об административном правонарушении, влечет за собой незаконность и всех остальных процессуальных действий, совершаемых в рамках такого дела, включая вынесение постановления о назначении административного наказания.
В протоколе об административном правонарушении № от 20.03.2015 г. и постановлении административной комиссии <адрес> о привлечении её к административной ответственности № от 26.03.2015 г. не конкретизировано, в чем выразилось нарушение ФИО1 требований ст. 15 Закон Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в <адрес>»
Статья 15 Закон Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в <адрес>» предусматривает административную ответственность за «Размещение афиш, плакатов, объявлений, листовок, иных информационных материалов, нанесение надписей и графических изображений, не содержащих рекламную информацию, вне мест, специально отведенных органами местного самоуправления», т.е. данная норма является отсылочной и применяется при нарушении акта органов местного самоуправления, в соответствии с которым установлен перечень мест, разрешенных для размещения афиш, плакатов, объявлений, листовок, иных информационных материалов. В материалах дела отсутствуют данные о том, каким актом органа местного самоуправления установлены места, специально отведенные для размещения афиш, плакатов, объявлений, листовок, иных информационных материалов, и что место, где размещён ФИО1 информационный материал находится вне специально отведенных мест.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежал возвращению должностному лицу, его составившему для восполнения неполноты представленных материалов, что сделано не было.
Таким образом, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения данного дела, соблюдены не были, в связи с чем постановление административной комиссии нельзя признать законным.
Кроме того, из текста постановления административной комиссии <адрес> № от 26.03.2015 г. следует, что в составе данной комиссии, принимавшей решение о привлечении ФИО1 к административной ответственности в качестве секретаря административной комиссии принимал участие ФИО2.
Из представленных распоряжений Главы <адрес> № от 31.01.2011 г. и № от 01.06.2015 г. следует, что в период с 31.01.2011 г. по 01.06.2015 г. секретарём административной комиссии <адрес> являлась ФИО3, т.е. на момент вынесения обжалуемого постановления в отношении ФИО1 (26.03.2015 г.) ФИО2 не был введён в состав указанной административной комиссии, что в свою очередь свидетельствует о неправомочном составе административной комиссии при рассмотрении административных материалов о привлечении ФИО1 к административной ответственности и вынесении обжалуемого постановления.
Данное нарушение является существенным и является самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении № от 26.03.2015 года в отношении ФИО1 по ст. <адрес> от 16.06.2006 N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в <адрес>».
Процессуальное нарушение требований ст. 28.2 КРФ об АП и ст. <адрес> от 16.06.2006 N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в <адрес>» носят существенный характер, являются неустранимым при производстве по данному делу об административном правонарушении и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранения этих недостатков у суда отсутствует.
Кроме того административной комиссией <адрес> не были соблюдены процессуальные требования КРФ об АП в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1.
Поскольку в данном случае имеет место существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный с. 4.5 КРФ об АП истёк, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КРФ об АП, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление № от 26.03.2015 г. по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией <адрес>, которым ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 N 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в <адрес>» – отменить, производство по делу прекратить, жалобу ФИО1 на данное постановление удовлетворить.
Председательствующий