Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 января 2015 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Комаровской Е.И.
при секретаре Фрунзе Л.П.
с участием представителя заявителя по доверенности Р., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Новгородской области) по доверенности З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л :
29 декабря 2014 года П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка, указав, что является пользователем земельного участка площадью 125000 кв.м. с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. Установленная кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 59978 750 руб. превышает его рыночную стоимость – 14813000 руб. Поскольку кадастровая стоимость влияет на размер взимаемой с нее Администрацией Новгородского муниципального района арендной платы, заявитель полагает свои права нарушенными. В целях устранения нарушения своих прав П. просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равной его рыночной стоимости - 14813000 руб.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Новгородской области) (далее – Учреждение) с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что Учреждение своими действиями прав и законных интересов заявителя не нарушало, кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области от 01 августа 2013 года №3.
Представитель Департамента имущественных отношений и государственных закупок по Новгородской области в судебное заседание не явился, представил пояснения по существу заявленных П. требований, указывая на причины расхождения между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заявитель, представитель Администрации Новгородского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. П. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявление П. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Под кадастровой стоимостью в соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО №4)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года №508, понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее - Правила). Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статье 66 ЗК РФ).
В судебном заседании установлено, что П. в соответствии с соглашением об уступке права аренды земельного участка от 13 февраля 2014 года, является пользователем (арендатором) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 125 000 кв.м. с кадастровым номером <...>, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <...>. Согласно пункту 3.1 договора размер арендной платы установлен с учетом коэффициента (0,05), определенного с учетом кадастровой стоимости используемого заявителем земельного участка.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам Новгородской области и городскому округу утверждены постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок от 01.08.2013 года №3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (опубликовано в газете «Новгородские ведомости» от 14.08.2013 года (4143).
Согласно кадастровой справке от 12 декабря 2014 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определенная в соответствии с постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области №3, по состоянию на 01 января 2012 года составила 59978 750 руб.
Между тем, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> на ту же дату – по состоянию на 01 января 2012 года согласно отчету об оценке №<...> ИП Фокина Г.Г. составила 14 813000 руб., что значительно ниже его кадастровой стоимости.
Достоверность сведений, содержащихся в данном отчете, а равно выводы оценщика относительно рыночной стоимости земельного участка, заинтересованными лицами не оспаривались.
Данный отчет, как следует из экспертного заключения <...> ООО «Российское общество оценщиков» Экспертный совет от 10 декабря 2014 года соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Оснований не доверять выводам экспертов у суда не имеется.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка <...> его действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права заявителя, требования П. подлежат удовлетворению.
Кадастровая стоимость земельного участка <...>, пользователем которого является заявитель, подлежит установлению в размере рыночной стоимости, определенной на основании указанного выше отчета – 14813 000 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление П. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью 125 000 кв.м., расположенного по адресу: <...> в размере равном его рыночной стоимости 14 813 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы через Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 16 января 2015 года.
Председательствующий Е.И. Комаровская