Гражданское дело № 2-208/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2017 г. с. Шира
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Ширинского районного суда Любарских Т.В.,
с участием представителя третьего лица Чернова Е.В.,
при секретаре судебного заседания Носакиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Эссен Л.В. к Министерству социальной защиты Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению РХ «Управление социальной поддержки населения Ширинского района», администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список нуждающихся в оказании материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации и выплатить материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Эссен Л.В. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития (далее по тексту - Минсоцзащиты РХ), Государственному казенному учреждению РХ «Управление социальной поддержки населения Ширинского района» (далее по тексту – ГКУ РХ «УСПН Ширинского района»), администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о признании ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации - пожара, а также о возложении на администрацию Жемчужненского сельсовета Ширинского района обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 50000 руб., на Минсоцзащиты РХ обязанности по выплате ей единовременной материальной помощи. Требования мотивированы тем, что 12 апреля 2015 г. в Ширинском районе произошло стихийное бедствие – пожар, в результате которого принадлежащие ей помещения, расположенные по адресу: <адрес>, где истец, не имея регистрации по данному адресу, постоянно проживала в летнее время, были полностью уничтожены. Обратившись 17 апреля 2015 г. в администрацию Жемчужненского сельсовета с заявлением об оказании материальной помощи, истец получила отказ, поскольку не имеет регистрации по адресу нахождения утраченных в результате чрезвычайной ситуации помещений, а также документов, подтверждающих факт постоянного проживания в них на момент чрезвычайной ситуации, а утраченное истцом имущество не относится к имуществу первой необходимости. Ссылалась на акт обследования утраченного имущества, из которого следует, что принадлежащее Эссен Л.В. имущество первой необходимости не утрачено, утраченным в результате чрезвычайно ситуации – пожара признано имущество, не являющееся имуществом первой необходимости.
Определением суда от 27 марта 2017 г. к участию в рассмотрении настоящего дела привлечен отдел надзорной деятельности (ОНД) Ширинского и Орджоникидзевского районов УГПН ГУ МЧС России по Республики Хакасия.
Истец Эссен Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Ответчиком администрацией Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия представлен отзыв на иск, в котором Глава Жемчужненского сельсовета просил суд рассмотреть дело без участия представителя сельсовета, а также указал, что по регистрации заявление Эссен Л.В. об оказании материальной помощи поступившим в администрацию Жемчужненского сельсовета не значится, потому участок № дачного некоммерческого товарищества <адрес>, в постановление «Об определении зоны чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 г. в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м в секунду и возгорании жилых домов и строений на территории муниципального образования Жемчужненский сельсовет» внесен не был. Также указал, что не составлялся акт обследования утраченного имущества ввиду отсутствия справки отдела надзорной деятельности Ширинского и Орджоникидзевского районов о произошедшем пожаре на указанном участке.
Представители Министерства социальной защиты Республики Хакасия, ГКУ РХ «УСПН Ширинского района», будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явились, отзывов или возражений на исковые заявления, а также ходатайств об отложении либо о рассмотрении дела в их отсутствие в суд не направили.
Принимая во внимание, что явка в судебное заседание является правом участвующих лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дела в отсутствие не явившихся лиц.
Участвующий в судебном заедании представитель третьего лица - ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов УГПН ГУ МЧС России по Республике Хакасия Чернов Е.В. суду пояснил, что по запросу Главой Жемчужненского сельсовета был предоставлен список пострадавших в результате пожара. В данном списке Эссен Л.В. как пострадавшая не числилась. Председателем дачного товарищества «<данные изъяты>» ФИО1 в ходе ее допроса в качестве потерпевшей, проведенного в рамках уголовного дела, был также предоставлен список членов дачного товарищества, чье имущество было утрачено в результате пожара, в который была включена Эссен Л.В. и указано, что у последней сгорели 2 дома, баня и забор. Эссен Л.В. в ходе беседы по телефону было сообщено о необходимости приезда в п. Шира для решения вопроса о признании ее потерпевшей по уголовному делу по факту произошедшей чрезвычайной ситуации, дачи показаний, на что она сообщила, что находится в другом городе и не имела возможности явиться. При обращении граждан в ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов УГПН ГУ МЧС России по Республике Хакасия им выдавались справки о произошедшем пожаре и об утраченном имуществе, при этом при выдаче справок ориентировались на списки, представленные как Главой Жемчужненского сельсовета, так и председателем дачного товарищества. Эссен Л.В. такая справка выдана не была, поскольку ее письменное заявление о выдаче справки зарегистрированным в ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов УГПН ГУ МЧС России по Республике Хакасия не значится.
Суд, выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, находит исковые заявления не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Эссен Л.В. является собственником нежилого хозяйственного строения или сооружения площадью 153,6 кв.м., двух жилых строений без права регистрации проживания площадью 30 кв.м. и 31,2 кв.м., а также земельного участка площадью 691 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.
В иске Эссен Л.В. указала, что данное имущество было ею утрачено в результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего 12 апреля 2015 г. на территории Ширинского района.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФЗК «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г» и «д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110, в редакции, действовавшей по состоянию на 1 апреля 2015 г., бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в виде единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. на человека, а также в виде финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. на человека).
При этом по смыслу п. 11 названных Правил основаниями для предоставления бюджетных ассигнований для покрытия расходов по выплате гражданам единовременной материальной помощи либо финансовой помощи в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости являются письменные заявления граждан установленной формы об оказании им единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, а также списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости.
Таким образом, основанием для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 руб. и финансовой помощи является факт утраты ими имущества, в том числе имущества первой необходимости, факт обращения граждан с соответствующим заявлением установленной формы об оказании материальной помощи и признание их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации.
Истец представила в материалы дела копию адресованного Главе Жемчужненского сельсовета заявления от 17 апреля 2015 г., в котором она просила оказать ей материальную помощь в связи с тем, что в результате произошедшего 12 апреля 2015 г. на принадлежащем ей земельном участке по адресу: <адрес>, пожара были уничтожены два жилых и одно нежилое строения.
При этом данное заявление сведений о его поступлении в администрацию Жемчужненского сельсовета не содержит, истцом также не представлены документы, подтверждающие направление данного заявления посредством почтовой либо электронной связи и его получение адресатом, тогда как Глава Жемчужненского сельсовета в отзыве на иск указал, что заявление Эссен Л.В. поступившим в сельсовет по регистрации не значится.
Иных документов, подтверждающих факт обращения Эссен Л.В. в администрацию Жемчужненского сельсовета с просьбой оказания материальной помощи в связи с утратой имущества в результате пожара, истом не представлены, так же как и не представлены сведения отдела надзорной деятельности Ширинского и Орджоникидзевского районов УГПН ГУ МЧС России по Республике Хакасия о произошедшем на принадлежащем Эссен Л.В. земельном участке пожаре и об утраченном имуществе, акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате пожара, произошедшего на территории Ширинского района 12 апреля 2015 г.
В иске Эссен Л.В. также указала, что администрацией Жемчужненского сельсовета ей было отказано в предоставлении материальной помощи, однако в подтверждение данного довода доказательства истцом представлены не были.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения ст. 56 ГПК РФ о том, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, учитывая, что право гражданина на возмещение ущерба, причиненного его имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, носит заявительный характер, а факт обращения Эссен Л.В. в администрацию Жемчужненского сельсовета с заявлением об оказании материальной помощи в связи с уничтожением в результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего 12 апреля 2015 г. на территории Ширинского района, ее имущества, документально не подтвержден, суд признает обстоятельства, в силу которых Эссен Л.В. может быть признана пострадавшей от данной чрезвычайной ситуации, не установленными.
Кроме того, суд учитывает следующее.
Постановлением Главы Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 08 мая 2015 г. № 61 определены границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 г. в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 метров в секунду и возгоранием жилых домов и строений на территории муниципального образования Жемчужненский сельсовет.
Согласно постановлению Главы муниципального образования Ширинский район от 17 апреля 2015 г. № 172 утверждены границы зоны пожара в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Ширинский район, возникшей 12 апреля 2015 г. в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром и возгоранием жилых домов в населенных пунктах на территории Ширинского района.
В соответствии с постановлением Главы Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 08 мая 2015 г. № 61 в действующей редакции с учетом изменений, внесенных постановлениями от 16 июля 2015 г. № 91, от 23 сентября 2015 г. № 111, от 05 октября 2015 г. № 122 и № 125, от 15 октября 2015 г. № 127, от 19 октября 2015 г. № 138 и № 139, от 13 ноября 2015 г. № 143, от 24 ноября 2015 г. № 161 и № 162, от 03 марта 2016 г. № 18, а также в соответствии с постановлением Главы муниципального образования Ширинский район от 17 апреля 2015 г. № 172 в действующей редакции с учетом изменений, внесенных постановлениями от 30 апреля 2015 г. № 205, от 25 июня 2015 г. № 271, от 04 сентября 2015 г. № 373, от 24 декабря 2015 г. № 534, от 23 марта 2016 г. № 99, территория принадлежащего Эссен Л.В. земельного участка по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, пос. Колодезный, дачное некоммерческое товарищество «Степное гнездо», уч. 15, не входит в границы зоны чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 г. в результате природных пожаров, как на территории муниципального образования Жемчужненский сельсовет, так и в целом на территории Ширинского района.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания Эссен Л.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации – пожара, произошедшего на территории муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия 12 апреля 2015 г., следовательно, в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат. Требования о возложении на администрацию Жемчужненского сельсовета Ширинского района обязанности по включению Эссен Л.В. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 50000 руб., о возложении на Министерство социальной защиты Республики Хакасия обязанности по выплате ей данной единовременной материальной помощи также удовлетворению не подлежат, поскольку они производны от требований о признании истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований Эссен Л.В. к Министерству социальной защиты Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению РХ «Управление социальной поддержки населения Ширинского района», администрации Жемчужненского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В. Любарских
Мотивированное решение изготовлено и подписано 15 апреля 2017 г.
Судья Т.В. Любарских