Дело № 2-1240/21
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 ноября 2021 года г.Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Цукерман С.Ю.,
при секретаре Самойловой В.К.,
с участием истцов ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «<адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что с 2000 года по настоящее время они проживают в принадлежащим истцу ФИО2 на праве собственности жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, при этом истцы имеют регистрацию по данному адресу, иного жилья в собственности не имеют. Вышеуказанный жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории <адрес> в июле 2021 года, в результате наводнения дом, в котором они проживали, был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении истцов в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское», им отказано в связи с отсутствием у них права собственности на утраченное жилое помещение на день введения режима чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ. С данным решением истцы не согласны и в целях реализации их прав на предоставление выплат для приобретения или строительства жилого помещения, просят суд: признать за истцами право не предоставление выплат в связи с утратой жилого помещения, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году. Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить истцов в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплат в связи с утратой жилого помещения, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Определением Шилкинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>.
Определением Шилкинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО7
Определением Шилкинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истцов от исковых требований в части установления факта пользования ФИО2, ФИО3, ФИО4 жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> на правах собственников на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес>, вызванного паводковыми явлениями в 2021 году, производство по делу в данной части прекращено.
Истец ФИО2 в судебном заседании остальные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила удовлетворить их в полном объеме, суду пояснила, что на момент наводнения у ее семьи отсутствовали правоустанавливающие документы на жилой жилого помещения, который в результате чрезвычайной ситуации признан непригодным для проживания. Однако с августа 2021 года она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, то есть оформила право собственности после чрезвычайной ситуации. Также указала, что изначально проживала в этом доме с 2000 года, однако в 2015 году дом ими был продан, поскольку они хотели переехать на постоянное место жительства в другой регион, однако через непродолжительное время вернулись в <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ заключили договор аренды квартиры по адресу: <адрес> на пять лет с последующим выкупом. При этом за данную квартиру деньги ими были переданы уже в мае 2021 года, то есть фактически она с этого времени и стала собственником данного жилого помещения.
Истец ФИО8 в судебном заседании позицию истца ФИО2 полностью поддержал, дал пояснения, аналогичные пояснениям истца ФИО2
Третье лицо ФИО7 факт аренды жилого помещения по адресу: <адрес> его последующим выкупом семьей ФИО9 подтвердила, указала, что ФИО2 является собственником этого жилого помещения с мая 2021 года, когда полностью отдала ей деньги. На данное жилое помещение она, как участник договора, так и другие члены ее семьи, не претендуют.
Представители ответчиков, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истцов, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 (далее - постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подп.1 п.3 Правил мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1-3 и 5 п.4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно п.4 Правил право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с п.1 ст.11.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.1);
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп.1 п.4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.3).
При этом согласно п.9 Правил условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1 и 5 п.4 Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
Как следует из п.19 Правил гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с п.22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится в том числе: несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставления документов, указанных в п.19, 20 Правил.
Согласно п.28 Правил размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; на семью из 2 человек - 42 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, от 29.07.2021 №271, от 02.08.2021 №272, от 07.08.2021 №278), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское», куда вошли дома, в том числе дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Как установлено в судебном заседании, в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства: ФИО2, 1973 года рождения - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО3, 1960 года рождения – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Как следует из выписки ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является правообладателем жилого помещения по адресу: <адрес>, общая долевой собственность ?.
Как следует из технического паспорта на квартиру, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, она имеет жилое назначение, фактически используется по назначению, год постройки - 1957, общая площадь - 41,2 кв.м., жилая площадь - 24,8 кв.м. Объект состоит из квартиры (материал наружных стен - шлакоблочные), (материал перегородки - деревянные), материал перекрытий – деревянные).
Указанное жилое помещение оказалось в зоне чрезвычайной ситуации.
Факт постоянного проживания истцов в спорном жилом помещении, кем-либо не оспорен.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного на основании акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, отчета о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома от августа 2021 года, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе, <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках <адрес> и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, введенной в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, вследствие затопления жилых домов на территории <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 обратилась с заявлением на имя главы городского поселения «Шилкинское» о включении ее и членов ее семьи ФИО3 и ФИО4 в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес>.
Распоряжением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 с составом семьи: ФИО3 (муж), ФИО4 (дочь) во включении в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское» на приобретение жилого помещения на территории <адрес>, отказано на основании подп.1, п.23 Правил (несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил) – в связи с отсутствием права собственности на утраченное жилое помещение на день введения режима чрезвычайной ситуации ДД.ММ.ГГГГ.
Основания приобретения права собственности закреплены в ст.218 ГК РФ.
В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с положениями ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения (ч.1). Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч.2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (ч.3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч.4).
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение), в соответствии с положениями п.7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного п.42 Положения, - и представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно договору аренды квартиры с последующим выкупом от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) заключили настоящее соглашение о том, что арендодатель, собственник квартиры, обязуется осуществить передачу квартиры, в аренду сроком на пять лет, расположенной по адресу: <адрес>, арендатору с правом последующего выкупа.
Из представленной в судебное заседание расписки от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 следует, что последняя получила от ФИО2 денежные средства по договору аренды жилого помещения с последующим выкупом от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного <адрес> полном объеме, обязуется передать квартиру в собственность в течении трех месяцев.
При таких обстоятельствах, в судебном заседании установлено из представленных доказательств, пояснений истцов и третьего лица, что ФИО2 с ФИО3 и ФИО4 зарегистрированы и постоянно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, которые являются семьей и на момент паводка тоже проживали в вышеуказанном жилом помещении.
При этом также установлено, что ФИО2 на основании договора аренды жилого помещения с последующим выкупом от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного <адрес>, фактически является его собственником с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме этого, согласно договору дарения ? доли в праве общей долевой собственности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником указанной доли жилого помещения по адресу: <адрес>.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие у ФИО2 на день чрезвычайной ситуации правоустанавливающих документов на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого она фактически является с ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, поскольку государством гарантировано право на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам РФ, утратившим жилое помещение по независящим от них обстоятельствам, повлекшим невозможность дальнейшего использования утраченного жилого помещения в связи с разрушением, либо в случаях, когда его дальнейшее использование может создать угрозу для жизни, здоровья и имущества собственника или нанимателя жилого помещения и членов их семей.
При таких обстоятельствах, оценив доводы сторон, вышеизложенные представленные доказательства, в том числе заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилое помещение истцов признано непригодным для проживания, акт межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что жилое помещение ФИО2, ФИО3, ФИО4 было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в связи с паводковыми явлениями в 2021 году по городскому поселению «Шилкинское».
Таким образом, судом установлено, что истцы на день введения режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями по городскому поселению «Шилкинское» в 2021 году, постоянно проживали и были зарегистрированы в утраченном жилом помещении. Данное жилое помещение являлось единственно пригодным для их проживания, в связи с чем в силу закона они имеют право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями по городскому поселению «Шилкинское» <адрес> в 2021 году и право на включение в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское». При этом как указано выше, п.9 Правил предусматривает в качестве условия оказания мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения и являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, - обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
С учетом положений вышеприведенных норм законодательства, надлежащими ответчиками по делу являются администрация городского поселения «Шилкинское» и Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>. В связи с чем в удовлетворении требований к ответчикам администрации муниципального района «<адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес> надлежит отказать.
Учитывая изложенное, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «<адрес>», Министерству труда и социальной защиты населения <адрес>, Министерству финансов <адрес>, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> о признании права на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения и взыскании выплаты на приобретение жилого помещения удовлетворить частично.
Признать за ФИО2, ФИО3, ФИО4 право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями на территории муниципального района «<адрес>» <адрес> в 2021 году.
Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ФИО2, ФИО3, ФИО4 в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес> в период 2021 года по муниципальному району «<адрес>».
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> произвести ФИО2, ФИО3, ФИО4 выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями».
В остальной части в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение суда составлено 03.11.2021.
Председательствующий С.Ю. Цукерман