РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2016 года г.о. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Попова О.А.,
с участием помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Некрасова Д.В., представителя ответчика –администрации муниципального района Ставропольский Самарской области Барьбиной Т.В., действующей на основании доверенности №2364 от 15.04.2016г., без участия представителя третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, при секретаре Ширяевой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1860/16 по исковому заявлению Прокурора Ставропольского района в защиту интересов Аукова Игоря Игоревича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области об обеспечении жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района обратился в Ставропольский районный суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту интересов Аукова И.И. с иском к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, с учетом уточненных требований просит обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Аукову И.И. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ставропольского района проведена проверка по обращению Аукова И.И. 18.10.1997 года рождения, являющегося лицом, из числа детей-сирот. В ходе проведенной проверки установлено, что Ауков И.И. относится к указанной категории лиц, и распоряжением главы муниципального района Ставропольский включен в регистрационный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус Аукова И.И., он имеет право на предоставление ему жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
Помощник прокурора Некрасов К.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание истец Ауков И.И. не явился, ранее просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку кроме данного истца в списке на получения жилья состоят иные дети – сироты. В случае удовлетворения иска их права будут нарушены. Также, финансовое обеспечение органа местного самоуправления происходит путем субвенций из областного бюджета, при отсутствии которых нет возможности предоставления жилья.
Третье лица – представитель Министерства социально - демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил отзыв.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица, истца.
Заслушав представителя прокуратуры, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно статьи 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159- "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159- ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 N 77-ГД) "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения" предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Установлено, что Ауков И.И., 18.10.1997 г.р., является сиротой, отец – Ауков И.П. лишен родительских прав по решению Ставропольского районного суда Самарской области от 03.05.2007г., мать – Аукова О.А. умерла 15.09.2005г.
16.07.2008 на основании распоряжения главы Кошкинского района Самарской области №5050 от 16.07.2008 Ауков И.И. поставлен на учет для обеспечения жильем в качестве ребенка – сироты.
Жилого помещения Ауков И.И. не имеет, является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Анализируя нормы законодательства, установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что по своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
С учётом изложенного, предоставление жилого помещения должно происходить в порядке формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями исходя из первоначальной даты подачи заявления.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Ставропольского района Самарской области в защиту интересов Аукова Игоря Игоревича к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о внеочередном обеспечении жилым помещением – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области предоставить Аукову Игорю Игоревичу, 18.10.1997 года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в порядке формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, исходя из первоначальной даты подачи заявления.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.05.2016.
Судья (подпись)
Копия верна Судья