Дело № 2-1727/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 20 мая 2015 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
судьи Козловой И.В.,
при секретаре Новиковой Л.Ю.,
с участием помощника прокурора Первомайского района Атамановой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Первомайского района в интересах Пантелеева ФИО5 к Государственному учреждению – Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, филиалу № 5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными действий, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,
установил:
Прокурор Первомайского района в интересах Пантелеева В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (далее по тексту - ГУ-АРО ФСС РФ) и Филиалу № 5 ГУ-АРО ФСС РФ о признании незаконными действий по не предоставлению в ДАТА году истцу путевки на санаторно-курортное лечение, а также просил возложить на ГУ-АРО ФСС РФ обязанность предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета. Требования прокурора Первомайского района обоснованы тем, что Пантелеев В.А. является <данные изъяты> и в соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Закона) имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а именно путевки на санаторно-курортное лечение. Однако ответчиками путевка на санаторно-курортное лечение в ДАТА году ему не предоставлена.
В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Атаманова В.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Пантелеев В.А., материальный истец, в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель ответчиков – ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиала № 5 в судебное заседание не явился, извещен, представлен отзыв, в котором ответчик просит в иске отказать, мотивируя тем, что обеспечение граждан отдельных категорий санаторно-курортным лечением с 01.01.2005 осуществляется ФСС РФ в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи», федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами. Поскольку для предоставления путевок на санаторно-курортное лечение Фонду ежегодно трансфертами из федерального бюджета выделяются средства на соответствующий календарный год, следовательно указанные затраты являются расходными обязательствами РФ. В соответствии с пунктами 4 и 5 Методики расчета объема средств, объем финансирования расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение определяется исходя из норматива финансовых затрат в месяц, утверждаемого ежегодно Министерством труда и социальной защиты РФ и численности граждан из числа включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Исполнительные органы Фонда в свою очередь, за счет доведенных до них лимитов на основании заключаемых государственных контрактов производят приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и выдачу их гражданам. В связи с тем, что стоимость одного дня пребывания гражданина в санаторно-курортных учреждениях в несколько раз выше, чем нормативы финансовых затрат на одного гражданина в месяц, то складывается ситуация, при которой для приобретения одной путевки требуется привлечение средств, предназначенных на приобретение нескольких путевок, что приводит к невозможности обеспечения в течение календарного года всех 100% граждан, имеющих такое право. При этом Фонд и его региональные отделения не вправе привлекать на указанные цели, в том числе средства бюджета Фонда, поскольку эти действия в соответствии со ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ повлекут нецелевое использование бюджетных средств. В определении Конституционного суда от 03.04.2014 № 686-О указано, что если гражданам, имеющим право на санаторно-курортное лечение, услуга в текущем году оказана не была, то право на ее получение переходит на следующий год (пункт 2.3), в связи с чем нет оснований считать нарушенными их права. По заявлению от ДАТА Пантелеев В.А. будет обеспечен путевкой в порядке очередности. Предоставление путевки по решению суда нарушит ст. 17 Конституции РФ, а также права граждан, подавших заявление ранее.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.
Установлено, что Пантелеев В.А. является <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 4). В силу ст. 6.1 названного выше Закона пользуется правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Тот факт, что на ДАТА год истец являлся получателем социальной услуги, предусмотренной п. 1.1 ч.1 ст. 6.2 названного выше Федерального Закона (предоставление путевки при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение), подтверждается сообщением ГУ-УПФР в АДРЕС и АДРЕС от ДАТА (л.д. 4).
Пункт 1 части 1 статьи 6.2 Закона предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Закона).
В соответствии с п. 3.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 № 328 (далее «Порядок»), обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и уполномоченным органом в случае передачи ему полномочий (п. 3.3 Порядка).
В соответствии с п. 3.7 Порядка граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение, до 1 декабря текущего года.
В соответствии с п. 3.9 Порядка территориальные органы Фондаи органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Согласно п. 1.5, 1.6 порядка медицинского отбора и направления на санаторно-курортное лечение, больной при обращении в Фонд предоставляет справку формы № 070/у-04 вместе с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Указанная справка выдается больному при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
По смыслу вышеуказанных норм, санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться ежегодно и без каких-либо условий.
ДАТА истец для реализации права на санаторно-курортное лечение в установленном порядке обратился в филиал № 5 ГУ-АРО ФСС РФ с соответствующим заявлением (л.д. 5), представил справку установленного образца о нуждаемости в санаторно – курортном лечении и отсутствии противопоказаний к этому лечению, таким образом, выполнив требования закона о предоставлении необходимых документов, но ответчиком заявление истца не удовлетворено.
Ссылка на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации не состоятельна, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению этих расходов за счет средств федерального бюджета. А недостаточность финансирования или его отсутствие при наличии у гражданина соответствующего права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Как указано в сообщении ответчика от ДАТА, обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисляемых из федерального бюджета, путевка не предоставлена ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета, а также того, что заявления граждан должны удовлетворяться в порядке очередности, по мере их поступления (л.д. 4-5).
Между тем, гражданин не является участником бюджетных отношений в силу ст. 1, ст. 152 Бюджетного кодекса РФ, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование предоставления набора социальных услуг. Меры социальной помощи предоставляются государством исходя из его финансовых возможностей, но, будучи установленными законом, они становятся гарантированными государством и отказ от их предоставления невозможен без соответствующих изменений закона только лишь на основании недостаточности бюджетных средств.
Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования РФ; Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным организациям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами; Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации представляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (в ред. от 28.12.2007 N 935, от 25.02.2011 N 100); Фонд социального страхования Российской Федерации сводит полученные от его территориальных органов бюджетные заявки и производит расчет средств, направляемых им в планируемом квартале, исходя из объема средств на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, выделенных на соответствующий квартал (в ред. от 25.02.2011 N 100) (пункты 20, 21).
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что действия ответчиков, выразившиеся в не предоставлении истцу путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, являются незаконными, так как реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодателей и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Кроме того, согласно справки для получения путевки формы № НОМЕР от ДАТА (л.д. 10), Пантелеев В.А. и в настоящее время нуждается в санаторно-курортном лечении, противопоказаний к такому лечению не имеет.
То обстоятельство, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 6.3 названного выше Федерального Закона является календарный год, не является основанием для отказа истцу в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДАТА год, так как в данном конкретном случае разрешается вопрос о восстановлении нарушенных прав конкретного истца, не реализованных из-за бездействия государственных органов.
В силу ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождаются истцы по искам неимущественного характера, связанных с защитой прав и законных интересов инвалидов.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ГУ-АРО ФСС РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. в доход местного бюджета
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Первомайского района в интересах Пантелеева ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконными действия Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации и филиала № 5 Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по не предоставлению Пантелееву ФИО7 путевки на санаторно-курортное лечение в ДАТА году.
Обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Пантелееву ФИО8 путевку на санаторно-курортное лечение за ДАТА год за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья И.В. Козлова