№12-127/2022
70RS0004-01-2022-000341-23
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Томск 28 марта 2022 г.
Судья Советского районного суда г.ТомскаВасильковская О.В.,
рассмотрев жалобу защитника Масленникова П.В.на постановление главного государственного санитарного врача по Томской области, руководителя Управления Роспотребнадзора по Томской области Пичугиной О.Л.ДД.ММ.ГГГГ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении администрации Советского района Города Томска,
у с т а н о в и л:
Постановлением главного государственного санитарного врача по Томской области, руководителя Управления Роспотребнадзора по Томской области Пичугиной О.Л. ДД.ММ.ГГГГ администрация Советского района Города Томска признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 125000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Масленников П.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал на то, что в настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, наделяющие территориальные органы администрации Города Томска, в том числе администрацию Советского района Города Томска, проводить работу по обустройству контейнерных площадок на территории земельных участков имеющих статус неразграниченной государственной собственности или находящейся в собственности МО «Город Томск», а также действовать от имени муниципального образования «Город Томск» по данным вопросам. Контейнерная площадка по адресу: <адрес> как объект благоустройства администрации Советского района Города Томска не передавалась.На балансе администрации контейнерная площадка по адресу: <адрес> не состоит.В администрацию Советского района Города Томска обращений о согласовании места размещения данной контейнерной площадки не поступало. Информацией об обстоятельствах размещения контейнерной по адресу: <адрес> не располагают.В ходе производства по делу об административном правонарушении установлено и отражено в постановлении о назначении административного наказания, что контейнерная площадка по адресу: <адрес> находится на территории муниципального образования «Город Томск» на земельном участке государственная собственность на который не разграничена.Владельцем земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, как следует из текста постановления, является администрация Города Томска. Выводы, содержащиеся в тексте обжалуемого постановления о том, что поскольку территория муниципального образования Город Томск поделена на четыре района - территориальные единицы, а администрации районов города Томска, в соответствии с приложением к решению Думы города Томска от 24.05.2005 № 916 составляют структуру администрации Города Томска, в связи с чем каждая администрация несет административную ответственность за муниципальное образование на территории своего района необоснованы.Кроме того, являются не обоснованными и не относящимися к предмету вменяемого в вину правонарушения выводы главного государственного санитарного врача по Томской области, указанные в обжалуемом постановлении о наделении администрацию Советского района Города Томска (а также иные районные администрации Города Томска) уполномоченными органами администрации Города Томска по организации работы по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии с п. 3 постановления администрации Города Томска от 06.05.2019 № 333 «О местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Томск», поскольку данная деятельность направлена на реализацию части полномочий муниципального образования «Город Томск», от имени которого, как указывалось выступает администрация Города Томска.Кроме того, в вину вменяется ненадлежащее санитарное содержание объекта благоустройства, а не действия, выразившиеся в ненадлежащей «организации работы по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов», о чем говориться в вышеприведенной норме, при этом очевидно что понятие «согласование мест для установки контейнерных площадок» и «содержание контейнерных площадок» не тождественны. В связи с чем, в действиях администрации Советского района Города Томска, в части указанного в обжалуемом постановлении, отсутствуют признаки состава правонарушения: объективная сторона вменяемого нарушения, в части отсутствия обязанности выполнения требований санитарного законодательства применительно к объекту; отсутствие объекта правонарушения и каких либо прав на него; субъект правонарушения, в части отсутствия полномочий у администрации района действовать от имени муниципального образования; субъективной стороны правонарушения - отсутствия вины во вменяемом правонарушении.
В судебном заседании защитник администрации Советского района Города Томска - юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Масленников П.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.
Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В письменных возражениях представитель Управления Роспотребнадзора по Томской области Лобыня О.В. просила отказать в удовлетворении жалобы, поскольку доводы жалобы являются несостоятельными.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст.6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Согласно абз. 2, 4 ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 СанПиН.2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Согласно ст. 25 «Устава Города Томска» (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010N 1475) структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе Администрация Города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования «Город Томск»).
В соответствии с п. 1 ст. 3 «Устава Города Томска» территория муниципального образования «Город Томск» (далее - Город Томск) разделяется на четыре внутригородские территориальные единицы - внутригородские территории: Кировский район, Ленинский район, Октябрьский район, Советский район.
Согласно п. 2 ст. 39 «Устава Города Томска» структура (перечень органов) администрации утверждается Думой Города Томска по представлению Мэра. В структуру (перечень органов) администрации могут входить территориальные органы администрации.
В соответствии с Решением Думы г. Томска от 24.05.2005 N 916 «Об утверждении структуры администрации Города Томска» (вместе со "Структурой (перечнем органов) администрации Города Томска» в структуру (перечень органов) администрации Города Томска входит и администрация Советского района города Томска.
Согласно п. 1.4 приложения № 4 Решения Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 «Об учреждении органов администрации Города Томска и утверждении положений об органах администрации" (вместе с «Положением об администрации Кировского района Города Томска», «Положением об администрации Ленинского района Города Томска", «Положением об администрации Октябрьского района Города Томска», «Положением об администрации Советского района Города Томска») администрация Советского района Города Томска является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, закрепленным за администрацией района на праве оперативного управления.
Администрация Советского района Города Томска учреждена в форме муниципального казенного учреждения муниципального образования «Город Томск».
В соответствии с Положением «Об Администрации Советского района г. Томска», утвержденным Решением Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000, администрация Советского района Города Томска является территориальным органом Администрации г.Томска, осуществляющим управленческие функции по решению вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению администрации Города Томска в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, в границах внутригородской территории - Советского района Города Томска, обеспечивающим осуществление полномочий по решению вопросов местного значения в области благоустройства, обладает правами юридического лица.
Согласно п. 3.1.3 Решения Думы г. Томска от 15.09.2005 N 1000 «Об учреждении органов администрации Города Томска и утверждении положений об органах администрации" администрация Советского района Города Томска в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики: обеспечивает соблюдение правил благоустройства территории муниципального образования "Город Томск" на территории района, разрабатывает планы благоустройства территории района и осуществляет контроль их исполнения.
В соответствии с п. 3 Постановления Администрации г Томска «О местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Томск», утв. Постановлением администрации Города Томска от 06.05.2019 N 333 уполномоченные органы, указанные в пункте 2 (в т.ч. входит администрация Советского района Города Томска) настоящего постановления, организовывают работу по созданию и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, на территории муниципального образования «Город Томск» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и настоящим постановлением.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах и определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ст. 8, ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, согласно положениям, которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
В соответствии с п. 3 «Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1.2 гл. 1 «Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Томск», утв. Решением Думы Города Томска от 01.03.2016 N 161 благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования «Город Томск», по содержанию территорий населенных пунктов муниципального образования "Город Томск" и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В ходе рассмотрения дела судьей установлено, чтопри рассмотрении заявления гражданина (вх. № 3361/ж-2021 от 09.09.2021) о несоблюдении требований санитарного законодательства, в части обустройства контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО по адресу: <адрес> (условно), сведений из реестра мест (площадок) накопления ТКО Советского района г. Томска, «выкопировки» из топографического плана муниципального образования «Город Томск», фотоматериалов, в соответствии со ст.28.1 КоАП РФ было непосредственно обнаружено нарушение требований: абз. 2, 4 ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3, п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28,01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), а именно: контейнерная площадка для накопления ТКО, по адресу: <адрес>, (условно), номер площадки согласно реестру ТКО размещенного на сайте администрации Города Томска № 526, номер нестационарного объекта 2497664, не имеет, ограждения, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, твердого (асфальтового, бетонного) покрытия, расстояние от контейнерной площадки до жилого дома составляет 12,65 метров, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Вина администрации Советского района Города Томска в несоблюдении приведенных положений закона и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ, подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 18ноября 2021 г., которым установлены обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ;
- служебной запиской ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора ФИО7
- письмом администрации Города Томска № начальнику Управления Роспотребнадзора по Томской области;
- письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому расстояние от контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> (условно) до многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>
- запросом информации Управления Роспотребнадзора по Томской области ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотографий;
- ответом на запрос администрации Советского района Города Томска ДД.ММ.ГГГГ;
- запросом информации Управления Роспотребнадзора по Томской области ДД.ММ.ГГГГ;
- служебной запиской ведущего специалиста-эксперта отдела санитарного надзора ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ;
- обращением ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами;
- ответом Управления Роспотребнадзора по Томской области на обращение ДД.ММ.ГГГГ;
- ответом Управления Роспотребнадзора по Томской области на обращение ДД.ММ.ГГГГ;
- выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ об юридическом лице – администрации Советского района Города Томска.
Нарушений при привлечении к административной ответственности судья не усматривает. Все доказательства являются относимыми, допустимыми, а в своей совокупности – достаточными для признания в действиях администрации Советского района Города Томска состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.35 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что администрация Советского района Города Томска не является субъектом данного административного правонарушения, судья признает несостоятельным, поскольку опровергается исследованными материалами дела и основан на неверном толковании норм права.
Иных доводов, которые бы указывали на отсутствие в действиях администрации Советского района Города Томска состава вмененного административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену или изменение постановления, в жалобе не приведено.
Существенных нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу, оформления материалов, при рассмотрении дела руководителя Управления Роспотребнадзора по Томской области, а равно неустранимых сомнений в виновности юридического лица в совершении указанного административного правонарушения при рассмотрении жалобы и дела в целом установлено не было.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого постановления, не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ и является справедливым.
При указанных обстоятельствах постановление главного государственного санитарного врача по Томской области, руководителя Управления Роспотребнадзора по Томской области Пичугиной О.Л. ДД.ММ.ГГГГ является законным, обоснованным и не подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.6.35 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░