Судья Ерохин Р.В. Дело № 33а-868/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 апреля 2020 г. г. Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Б.А.Н. о взыскании задолженности по пени, по апелляционной жалобе Бочкова Александра Николаевича на решение Кромского районного суда Орловской области от 22 января 2020 г., вынесенное в порядке упрощенного (письменного) производства, которым постановлено:
«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Б.А.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям (налогам и пени) - удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика Б.А.Н., проживающего по адресу: <адрес>, недоимку и пени по состоянию на <дата> в размере <...>, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС за расчётные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере <...> и пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере <...>.
Взысканную задолженность в сумме <...> перечислить по
следующим реквизитам: в бюджет на счет № в
отделение Орел (БИК 045402001), получатель - УФК по <адрес>
(для МР ИФНС России №8 по Орловской области ИНН 5751088880), КБК
<...> ОКАТО (ОКТМО) <...>
Взысканную задолженность в сумме <...> рублей перечислить по
следующим реквизитам: в бюджет на счет № в
отделение Орел (<...>), получатель - УФК по <адрес>
(для МР ИФНС России №8 по Орловской области ИНН 5751088880), КБК
<...>, ОКАТО (ОКТМО) <...>
Взыскать с административного ответчика Б.А.Н. в доход муниципального образования «Троснянский район»
Орловской области государственную пошлину за рассмотрение дела - 400
(четыреста) рублей 00 копеек»,
установила:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России № 8 по Орловской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к Б.А.Н. о взыскании задолженности по пени.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указывал на то, что Б.А.Н. состоит на учете в МРИ ФНС России № 8 по Орловской области в качестве физического лица.
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было направлено требование № 6115 по состоянию на 8 ноября 2018 г. со сроком уплаты до 28 ноября 2018 г. об уплате, в том числе, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС за расчётные периоды, истекшие до <дата> в размере <...>, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере <...>, а всего <...>
Однако административным ответчиком пени в указанной выше сумме не оплачены.
По изложенным основаниям, административный истец просил суд взыскать с Б.А.Н. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...>, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере <...>, а всего <...>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.А.Н. просит решение районного суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что налоговым органом суммы пени незаконно начислены за период, когда предпринимательская деятельность Б.А.Н. не велась, административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в 2015 году.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагаю, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно части 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим в период возникновения спорных правоотношений (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года №250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №12-ФЗ.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила <...>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <...>.
Как видно из материалов дела, Б.А.Н. с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата>.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
Таким образом, срок уплаты страховых взносов за 2015 год наступил по истечении 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности Б.А.Н. в качестве индивидуального предпринимателя, то есть 13 января 2016 года.
Следовательно, со следующего дня - 14 января 2016 года образовалась недоимка по названным платежам.
В связи с неисполнением Б.А.Н. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, налоговым органом были начислены пени на имеющуюся недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год (<...>) в размере <...> за период с <дата> по <дата> (с учетом произведенной административным ответчиком частичной оплаты задолженности).
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Согласно статье 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу части 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В этой связи, из материалов дела усматривается, что поскольку Б.А.Н. являлся индивидуальным предпринимателем, им <дата> была предоставлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2014 год.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговым органом было вынесено решение № 1356 от 17 октября 2016 года о привлечении Б.А.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании указанного решения, налоговым органом были начислены пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год за период с <дата> (даты вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) по <дата>, размер которых с учетом произведенной административным ответчиком частичной оплаты задолженности на момент обращения в суд с административным исковым заявлением составил <...>
Данное решение было направлено административному ответчику Б.А.Н. по адресу его регистрации почтовой корреспонденцией согласно списку № внутренних почтовых отправлений <дата>.
Указанное решение Б.А.Н. обжаловано не было и вступило в законную силу.
Проверяя порядок взыскания пени по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения, установлено следующее.
Административному ответчику Б.А.Н. было направлено требование № по состоянию на 8 ноября 2018 г. об уплате, в том числе, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год в сумме <...> и пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год в сумме <...> (л.д.10).
Поскольку вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
7 июня 2019 года мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Б.А.Н. указанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 19 июня 2019 года отменен по заявлению Б.А.Н. (л.д.7).
Административный истец обратился с административным иском в районный суд 16 ноября 2019 г. (л.д. 26).
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания пени, учитывая, что Б.А.Н. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения и пени своевременно исполнена не была, расчет суммы пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 год и пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год административным ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования МРИ ФНС России № 8 по <адрес> и взыскал с административного ответчика задолженность по пени в размере <...>.
Оснований не согласиться с данным выводом не усматривается, поскольку он соответствует письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Довод жалобы о том, что взыскиваемые суммы пени незаконно начислены налоговым органом за период, когда предпринимательская деятельность Б.А.Н. не велась, не может являться основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку указанные суммы были начислены налоговым органом за несвоевременное исполнение административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год и уплате единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, при наличии данных о регистрации прекращения его деятельности <дата>
Кроме того, обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Такая обязанность наступает в силу закона исходя из самого статуса с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Орловского областного суда
определила:
решение Кромского районного суда Орловской области от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А.Н. – без удовлетворения.
Судья И.Н. Сабаева
Судья Ерохин Р.В. Дело № 33а-868/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 апреля 2020 г. г. Орел
Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению инспекции Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Б.А.Н. о взыскании задолженности по пени, по апелляционной жалобе Бочкова Александра Николаевича на решение Кромского районного суда Орловской области от 22 января 2020 г., вынесенное в порядке упрощенного (письменного) производства, которым постановлено:
«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области к Б.А.Н. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям (налогам и пени) - удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика Б.А.Н., проживающего по адресу: <адрес>, недоимку и пени по состоянию на <дата> в размере <...>, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС за расчётные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере <...> и пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере <...>.
Взысканную задолженность в сумме <...> перечислить по
следующим реквизитам: в бюджет на счет № в
отделение Орел (БИК 045402001), получатель - УФК по <адрес>
(для МР ИФНС России №8 по Орловской области ИНН 5751088880), КБК
<...> ОКАТО (ОКТМО) <...>
Взысканную задолженность в сумме <...> рублей перечислить по
следующим реквизитам: в бюджет на счет № в
отделение Орел (<...>), получатель - УФК по <адрес>
(для МР ИФНС России №8 по Орловской области ИНН 5751088880), КБК
<...>, ОКАТО (ОКТМО) <...>
Взыскать с административного ответчика Б.А.Н. в доход муниципального образования «Троснянский район»
Орловской области государственную пошлину за рассмотрение дела - 400
(четыреста) рублей 00 копеек»,
установила:
Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Орловской области (далее – МРИ ФНС России № 8 по Орловской области) обратился в суд с административным исковым заявлением к Б.А.Н. о взыскании задолженности по пени.
В обоснование заявленных требований налоговый орган указывал на то, что Б.А.Н. состоит на учете в МРИ ФНС России № 8 по Орловской области в качестве физического лица.
На основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было направлено требование № 6115 по состоянию на 8 ноября 2018 г. со сроком уплаты до 28 ноября 2018 г. об уплате, в том числе, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в ФФОМС за расчётные периоды, истекшие до <дата> в размере <...>, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере <...>, а всего <...>
Однако административным ответчиком пени в указанной выше сумме не оплачены.
По изложенным основаниям, административный истец просил суд взыскать с Б.А.Н. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <...>, пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) в размере <...>, а всего <...>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Б.А.Н. просит решение районного суда отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что налоговым органом суммы пени незаконно начислены за период, когда предпринимательская деятельность Б.А.Н. не велась, административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в 2015 году.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагаю, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Согласно части 1 и 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшим в период возникновения спорных правоотношений (далее - Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года №250-ФЗ) утратил силу с 1 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с частью 2 статьи 4 и статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, с 1 января 2017 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5, части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Размеры страховых взносов уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определены статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №12-ФЗ.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14).
Согласно частям 1, 6 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила <...>, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <...>.
Как видно из материалов дела, Б.А.Н. с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, административный ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата>.
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
Таким образом, срок уплаты страховых взносов за 2015 год наступил по истечении 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности Б.А.Н. в качестве индивидуального предпринимателя, то есть 13 января 2016 года.
Следовательно, со следующего дня - 14 января 2016 года образовалась недоимка по названным платежам.
В связи с неисполнением Б.А.Н. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, налоговым органом были начислены пени на имеющуюся недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2015 год (<...>) в размере <...> за период с <дата> по <дата> (с учетом произведенной административным ответчиком частичной оплаты задолженности).
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками единого налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Согласно статье 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу части 2 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В этой связи, из материалов дела усматривается, что поскольку Б.А.Н. являлся индивидуальным предпринимателем, им <дата> была предоставлена налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2014 год.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации налоговым органом было вынесено решение № 1356 от 17 октября 2016 года о привлечении Б.А.Н. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании указанного решения, налоговым органом были начислены пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год за период с <дата> (даты вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) по <дата>, размер которых с учетом произведенной административным ответчиком частичной оплаты задолженности на момент обращения в суд с административным исковым заявлением составил <...>
Данное решение было направлено административному ответчику Б.А.Н. по адресу его регистрации почтовой корреспонденцией согласно списку № внутренних почтовых отправлений <дата>.
Указанное решение Б.А.Н. обжаловано не было и вступило в законную силу.
Проверяя порядок взыскания пени по страховым взносам и пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения, установлено следующее.
Административному ответчику Б.А.Н. было направлено требование № по состоянию на 8 ноября 2018 г. об уплате, в том числе, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год в сумме <...> и пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год в сумме <...> (л.д.10).
Поскольку вышеуказанное требование административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
7 июня 2019 года мировым судьей судебного участка <адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Б.А.Н. указанной задолженности, который определением того же мирового судьи от 19 июня 2019 года отменен по заявлению Б.А.Н. (л.д.7).
Административный истец обратился с административным иском в районный суд 16 ноября 2019 г. (л.д. 26).
Поскольку налоговым органом соблюден предусмотренный действующим законодательством порядок взыскания пени, учитывая, что Б.А.Н. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения и пени своевременно исполнена не была, расчет суммы пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2015 год и пени за несвоевременную уплату единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год административным ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования МРИ ФНС России № 8 по <адрес> и взыскал с административного ответчика задолженность по пени в размере <...>.
Оснований не согласиться с данным выводом не усматривается, поскольку он соответствует письменным доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Довод жалобы о том, что взыскиваемые суммы пени незаконно начислены налоговым органом за период, когда предпринимательская деятельность Б.А.Н. не велась, не может являться основанием для отмены состоявшегося решения, поскольку указанные суммы были начислены налоговым органом за несвоевременное исполнение административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2015 год и уплате единого налога, связанного с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год, при наличии данных о регистрации прекращения его деятельности <дата>
Кроме того, обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Такая обязанность наступает в силу закона исходя из самого статуса с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Орловского областного суда
определила:
решение Кромского районного суда Орловской области от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А.Н. – без удовлетворения.
Судья И.Н. Сабаева