Решение по делу № 2-549/2015 ~ М-603/2015 от 13.11.2015

Дело № 2-549/2015

Кизеловского городского суда

Пермского края

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 декабря 2015 года Кизеловский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Митраковой Т.В.,

при секретаре Дудыревой М.Г.,

с участием истца Большаковой Т.В.,

представителя ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Смирновой А.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кизел гражданское дело по иску Большаковой Т. В. к Администрации Кизеловского муниципального района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Министерство энергетики РФ, о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

       Истец обратился в суд с иском к ответчику об обязании Администрацию Кизеловского муниципального района включить Большакову Т. В. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и выделении на семью из одного человека социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения в избранный Большаковой Т. В. для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, мотивируя свои требования тем, что дом, в котором проживает истица, с ДД.ММ.ГГГГ года находится на территории горных отводов шахты «им. Ленина» ОАО «Кизеуголь». Большакова Т.В. является нанимателем квартиры по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирована по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. По сведениям ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> этажный, кирпичный, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, его процент износа по состоянию на дату последней инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ составил %. Истица на момент ликвидации шахты «им. Ленина» была зарегистрирована и проживала по <адрес>, проживает до настоящего времени, квартира находится в муниципальной собственности, является ее единственным местом проживания, другого жилья она не имеет, ранее в приватизации не участвовала, кооперативного жилья в г. Кизел не имеет, иной недвижимости не имеет, что подтверждается сведениями из ЦТИ и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Дом является ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, что подтверждается ответом Администрации Кизеловского муниципального района на ее обращение, из которого следует, что по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ о степени влияния горных работ на состояние жилого дома по <адрес> в <адрес>, дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «им. Ленина», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформации и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Истица считает, что она соответствует всем критериям получателя социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, поскольку на момент ликвидации шахты «им. Ленина» ОАО «Кизелуголь» она была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>.

      В судебном заседании истец Большакова Т.В. на исковых требованиях по заявленным доводам настаивает, пояснила, что ордер на квартиру был выдан ее отцу ФИО1, затем переоформлен на нее, поскольку она как <...> получала льготы по оплате коммунальных услуг, <адрес> одно время относился к сельской местности. По какой причине в исковом заявлении она указала, что стала основным нанимателем квартиры с ДД.ММ.ГГГГ, пояснить не может. На основании ордера по <адрес> проживали ее отец, ее мать ФИО1, ее сестра ФИО1 и она. <...> Полагает, что препятствий для предоставления ей социальной выплаты не имеется, поскольку дом по <адрес> также находится на горном отводе. Она просит предоставить ей средства федерального бюджета для переселения по <адрес>.

       Представитель ответчика Администрации Кизеловского муниципального района Смирнова А.Н. исковые требования не признала, право истца на социальную выплату оспаривает. Большакова Т.В. связывает свое право на переселение по <адрес>, поэтому обстоятельство того, что дом по <адрес> находится на горном отводе, значения не имеет. На момент принятия приказа о ликвидации шахты «им. Ленина» истица не имела регистрации по <адрес>, как этого требует Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) для всех участников программы без каких-либо исключений. В настоящее время средства федерального бюджета для реализации Программы по переселению не выделяются.

      Представитель третьего лица Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дне слушания дела, о причинах не явки не сообщил, ходатайств не представил.

      Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

     В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно части первой статьи 7, статьи 60 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конституция Российской Федерации (статья 2) провозглашает высшей ценностью человека, его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых является обязанностью государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть установлено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

     Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

     В соответствии с пунктами 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании, составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.       

    Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 (с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

    Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) является актом уполномоченного органа государственной власти Министерства энергетики РФ, которое является главным распорядителем средств господдержки на реализацию программ местного развития. Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) в редакции приказов Министерства энергетики РФ от 01.11.2001 года № 308 и от 27.06.2002 года № 194 является действующим, по заключению Министерства юстиции РФ в государственной регистрации не нуждается, следовательно, вводится в действие с даты его утверждения и устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом.

    Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности Правительство Российской Федерации предусмотрело меры по социальной защите не только высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, но и граждан, проживающих в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, приняв по существу меры государственной поддержки по улучшения жилищных условий определенных групп населения, проживающих постоянно на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые в результате ведения горных работ претерпели значительные и предельные деформации и находятся в зоне опасной для проживания, и являющихся собственниками либо нанимателями указанных ветхих жилых помещений либо членами семьи таких лиц, путем приобретения (строительства) жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, за счет средств федерального бюджета.

     Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

     Для признания за гражданами права на включение в Списки для переселения и на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, необходимо установить наличие у указанного лица права пользования жилым помещением в доме, подлежащем сносу, в связи с признанием его непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.      

     Предоставление социальных выплат согласно названным выше Правилам … производится за счет средств федерального бюджета и при определении размера выделяемых средств учитывается то обстоятельство, когда у гражданина возникло право на получение этой выплаты (на момент закрытия шахты). Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает право граждан на переселение с регистрацией на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты.

    Таким образом, суд считает, что социальная выплата для приобретения жилья взамен жилья, непригодного для проживания по критериям безопасности является одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в указанном жилье, либо сохраняющим в нем регистрацию и не имеющим другого жилого помещения.

     Как следует из выше приведенных нормативных актов, социальная выплата предоставляется на семью.

      Истица просит предоставить ей социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья за пределами города Кизел на семью, состоящую из одного человека, в связи с тем, что дом по <адрес>, в котором она зарегистрирована и проживает, находится на горном отводе и непригоден для проживания по критериям безопасности. В Список на переселение она не была включена.

      Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на бывшей шахте «им. Ленина» ОАО «Кизелуголь».

      ДД.ММ.ГГГГ Акционерным обществом открытого типа по добыче угля «Кизелуголь» принят приказ о ликвидации филиала-шахты им. Ленина. Именно с этой датой Эталон проекта ликвидации шахты (разреза) связывает возникновение права на переселение.

      Квартира по <адрес> была предоставлена <...> по ордеру серии Р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на семью в составе: ФИО1, жена ФИО1, дочери ФИО1, Большакова Т. В..

      ФИО1 снялась с регистрационного учета по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

      На основании ордера серии Р от ДД.ММ.ГГГГ нанимателем жилого помещения по <адрес> стала истица, в состав членов ее семьи включены отец и мать ФИО1 и ФИО1.

      ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края.

      ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Администрацией Кизеловского городского поселения заключен договор социального найма, на основании которого она является нанимателем жилого помещения по <адрес>, совместно вселяемых с ней членов семьи не имеется.

      Истица жилья в частном доме, принадлежащем на праве собственности, не имеет, в приватизации квартиры в Кизеловском муниципальном районе не участвовала, права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за ней не зарегистрированы, что подтверждается сведениями Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и Росреестра.

       Между тем, Большакова Т.В. была зарегистрирована по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица была зарегистрирована по <адрес>. Большакова Т.В. не отрицает, что жилое помещение по <адрес> предоставлялось по ордеру ее бабушке ФИО1, с согласия которой она была зарегистрирована на жилой площади по указанному адресу, также истица не оспаривает факт того, что она вселялась в данную квартиру и проживала в ней определенный период времени.

        Оценив в совокупности все добытые по делу доказательства, суд приходит к выводу, что истица право на переселение не приобрела и оснований для ее включения в Список граждан, проживающих в ветхом жилье, непригодном для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной организации угольной промышленности, и предоставлении социальной выплаты, не имеется.

Судом с достоверностью установлено, что на момент ликвидации шахты «им. Ленина» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Большакова Т.В. в жилом помещении по <адрес> в доме, признанном в установленном порядке ветхим, непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и подлежащим сносу, регистрации не имела, была зарегистрирована в муниципальной квартире по <адрес> с согласия ее нанимателя, в которую вселялась и проживала на жилой площади.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (статья 1). Согласно статье 2 этого же Закона под местом пребывания понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно, а под местом жительства - жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в котором он зарегистрирован по месту жительства. В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В силу статьи 6 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Из содержания приведенных норм следует, что гражданин, имея возможность свободно перемещаться и выбирать место пребывания и жительства, самостоятельно определяет место своего пребывания и места жительства и посредством регистрационного учета уведомляет об этом других лиц и государство. При этом временное нахождение гражданина по месту пребывания не изменяет его места жительства.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что достаточных доказательств того, что истица проживала на момент принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности не по месту своей регистрации, ее постоянным местом жительства являлась квартира по <адрес>, суду не представлено.

       Большакова Т.В. продолжительный период времени сохраняла регистрацию по <адрес>, зарегистрировалась по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, после ликвидации шахты «им. Ленина», поэтому у нее не возникло право на переселение из ветхого жилья, находящегося на горном отводе, как она настаивает, по <адрес>.

       Других требований истицей не заявлено, иным способом восстановить нарушенное право она не просит. В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и избирают способы защиты, поэтому в силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает, что Большаковой Т.В. следует отказать в заявленных требованиях.

       Признание жилого помещения ветхим и подлежащим сносу в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ безусловно является основанием для улучшения жилищных условий, но в ином порядке, по договору социального найма. Действующее законодательство, регулирующее программу по переселению из сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, не предусматривает таких оснований.

       Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд считает, что у истицы не возникло право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, следовательно, в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.

       Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

        Отказать Большаковой Т. В. в иске к Администрации Кизеловского муниципального района о включении Большаковой Т. В. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и выделении на семью из одного человека социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения в избранный Большаковой Т. В. для постоянного проживания населенный пункт на территории субъектов Российской Федерации, за пределами города Кизела, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

        Председательствующий: подпись.

Верно.                         Судья                                                                              Т.В. Митракова

         

                                    Секретарь                                                                       М.Г. Дудырева

Подлинный документ подшит

в гражданском деле № 2-549/2015

Кизеловского городского суда

Пермского края

            

2-549/2015 ~ М-603/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Большакова Татьяна Владимировна
Ответчики
Администрация Кизеловского муниципального района
Другие
Министерство энергетики РФ
Суд
Кизеловский городской суд Пермского края
Судья
Митракова Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
kizel--perm.sudrf.ru
13.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2015Передача материалов судье
16.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2015Подготовка дела (собеседование)
23.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2015Судебное заседание
14.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2016Дело оформлено
20.01.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее