Дело № 2-194/ 2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Поленовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района в интересах Российской федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению (МКОУ) «Дреневская основная школа» о возложении обязанности по оборудованию образовательной организации системой видеонаблюдения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красносельского района Костромской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению (МКОУ) «Дреневская основная школа» о возложении обязанности по оборудованию образовательной организации системой видеонаблюдения: в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить в здание школы по адресу: <адрес>, наличие системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа, раздевалка) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.
Требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Красносельского района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности в деятельности муниципального казенного образовательного учреждения «Дреневская основная школа Костромской области» (далее - МКОУ «Дреневская основная школа»).
В ходе проверки установлено, что в МКОУ «Дреневская основная школа» не в полной мере исполняются требования Федерального закона от 29.12.2012 года за № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»(далее Федеральный закон №273-ФЗ), а также требования Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ). В силу части 6 и части 7 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона №273-Ф3 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении. В силу статьи 2 Федерального закона №35-Ф3 основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. Согласно пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористическая защищенность потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Так же, в соответствии с пунктами 1, 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, в том числе, образовательных зданиях, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с частью 1 статьи 42 указанного Закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил (часть 2).
Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (ведомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Кроме того, п.5 приказом Рособразования от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки Российской Федерации 04.06.2008 г. разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности учебных заведений. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраны, инженерно-технических средств охраны (кроме прочего, системы видеонаблюдения и контроля), наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутри объектовый режим.
В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства в здании МКОУ «Дреневская основная школа» система технического контроля за обстановкой на территории образовательной организации, входами и помещениями (видеонаблюдение) отсутствует, видеозапись не осуществляется.
Пунктом 3 ч. 3 Федерального закона №35-Ф3 определено понятие террористического акта - это совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Следовательно, профилактика терроризма в образовательных учреждениях должна включать в себя проведение соответствующих мероприятий, направленных на предотвращение возможности совершения на указанных объектах террористического акта и укрепление антитеррористической защищенности объектов, в том числе, создание условий, препятствующих, несанкционированному доступу на территорию объектов посторонних лиц.
Выявленные в ходе проверки нарушения исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей, антитеррористической защищенности свидетельствуют о недостаточно эффективной работе МКОУ «Дреневская основная школа» в данной сфере, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательной организации, способствует несанкционированному доступу в нее посторонних лиц, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.
В связи с вышеизложенным прокурор Красносельского района Костромской области и обратился с исковым заявлением в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Красносельского района Костромской области Сомова Ю.А. требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик по делу МКОУ «Дреневская основная школа», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования признает полностью и добровольно.
Третье лицо по делу, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Администрация Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, просят рассмотреть дело в их отсутствие, разрешение спора оставляют на усмотрение суда.
Выслушав помощника прокурора Красносельского района Костромской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.
Ответчик по делу - МКОУ «Дреневская основная школа» исковые требования признал полностью и добровольно, что подтвердил в своем письменном заявлении, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и законных интересов, поэтому принимается судом.
В силу ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с положениями абз.2 части 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком, в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, в размере <данные изъяты> рублей в доход бюджета Красносельского муниципального района Костромской области.
Однако, учитывая, что ответчик является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, выполняет социально-значимые функции, учитывая его материально-финансовое положение, суд считает возможным освободить его от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Красносельского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению (МКОУ) «Дреневская основная школа удовлетворить.
Обязать МКОУ «Дреневская основная школа в срок до ДД.ММ.ГГГГобеспечить в здании школы по адресу: <адрес>, наличие системы видеонаблюдения, обеспечивающей передачу визуальной информации о состоянии охраняемой зоны (центральный вход, крыльцо, холл первого этажа, раздевалка) на видеомонитор, устанавливаемый на посту, с регистрацией видеоинформации специальными регистрирующими устройствами, позволяющими обеспечить хранение информации не менее 10 суток.
Решение в течение месяца со дня его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Красносельский районный суд.
Судья: