Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
14 февраля 2014 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шебашовой Е.С., при секретаре Лучкиной К.С., с участием прокурора Костыревой Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Электростали в интересах неопределенного круга лиц к ОУФМС России по Московской области в г.о.Электросталь, Бурыгину Алексею Ивановичу о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Электростали обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОУФМС по Московской области в г.о.Электросталь, Бурыгину А.И. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий проведена проверка соблюдения миграционного законодательства. Установлено, что Бурыгиным А. И. в 2013 году оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан по адресу: <адрес>. Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 20 граждан иностранных государств, в том числе, гражданин <наименование республики> – Очелдиев Якуб Ахматович. В ходе проверки было установлено, что Очелдиев Я.А. по указанному адресу не проживает, место его нахождения неизвестно. Таким образом, Очелдиев Я.А. встал на миграционный учет по адресу: <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Очелдиева Я.А. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Прокурор просит признать постановку на учет по месту пребывания Очелдиева Я.А. по адресу: <адрес>, на период с 29.10.2013 по 17.01.2014 недействительной; обязать ОУФМС России по Московской области в г.о. Электросталь снять Очелдиева Я.А. с миграционного учета по месту пребывания по указанному адресу.
В судебном заседании прокурор Костырева Н.Е. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить в полном объеме, так как Очелдиев Я.А. нелегально находится на территории Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Отдела УФМС по Московской области в г. о. Электростали, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по его просьбе, изложенной в адресованном суду заявлении от 13.02.2014, в котором также отражено, что постановка на миграционный учет гражданина <наименование республики> – Очелдиева Я.А. по месту пребывания была осуществлена в соответствии с действующим законодательством.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Бурыгина А. И., извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего рассмотреть дело в его отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Очелдиева Я.А., извещавшегося надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по месту пребывания не проживающего.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно копии финансового лицевого счета, выписке из карточки регистрации и поквартирной карточки от 10.01.2014, в коммунальном муниципальном небронированном жилом помещении – комнатах по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: ответчик Бурыгин Алексей Иванович, <дата> года рождения, - с 08.06.2000 г., и Бурыгин Е. А., <дата> г. рождения, - с 27.02.2003 г.
Из информации ОУФМС России в г. о. Электросталь от 12.11.2013, а также из представленных суду 14.01.2014 документов усматривается, что Очелдиев Якуб Ахматович, <дата> года рождения, гражданин <наименование республики> поставлен на миграционный учет с 29.10.2013 по 17.01.2014 по месту пребывания по адресу: <адрес>, по заявлению Бурыгина А. И.
Материалами проверки соблюдения миграционного законодательства, проведенной прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий, среди которых сообщение отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь, письменное объяснение Бурыгина А. И., подтверждено, что Бурыгиным А. И. в апреле-ноябре 2013 года неоднократно в адрес УФМС оформлялись уведомления о временном пребывании в его комнате граждан иностранных государств, которые фактически в жилое помещение не вселялись и в нем не проживали. Таким образом, в жилом помещении Бурыгина А. И. были поставлены на миграционный учет более двадцати граждан иностранных государств, в том числе и гражданин <наименование республики> Очелдиев Я.А.
Из письменных объяснений Бурыгина А. И. следует, что он проживает в одной из комнат коммунальной квартиры по указанному выше адресу; последний раз официально работал год назад, жить не на что, поэтому за деньги регистрирует у себя иностранных граждан; никто из них у него не проживает, где они находятся, ему неизвестно.
Согласно Акту от 10.01.2014 комиссии участка по обслуживанию МКД № ООО «Д» Очелдиев Я.А. по адресу: <адрес>, не проживает, фактическое место проживания не известно.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном законом порядке
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Статьей 21 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учет.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Очелдиев Я.А. встал на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ ее местом пребывания. Информации о наличии сведений в органах миграционного учета о постановке на учет Очелдиева Я.А. по новому месту пребывания в материалах дела не имеется.
В действиях отдела УФМС России по Московской области в г. о. Электросталь суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
Статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания. Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Таким образом, при отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм материального права исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Поскольку постановка Очелдиева Я.А. на миграционный учет осуществлена на основании недостоверной информации, представленной Бурыгиным А.И. и Очелдиевым Я.А., ее следует признать недействительной. Очелдиев Я.А. подлежит снятию с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Электростали – удовлетворить.
Признать постановку на миграционный учет по месту пребывания Очелдиева Якуба Ахматовича, <дата> года рождения, гражданина <наименование республики>, по адресу: <адрес>, на период с 29.10.2013 г. по 17.01.2014, недействительной.
Обязать Отдел УФМС России по Московской области в городском округе Электросталь снять Очелдиева Якуба Ахматовича, <дата> года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С.ШебашоваВ окончательной форме решение судом принято 19 февраля 2014 года.
Судья Е.С.Шебашова