Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 сентября 2019 года г.о. Самара
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шароватовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Акимовой А. АлексА.ны, АК.й К. А., Акимовой Я. А., Акимовой О. А., Акимовой Л. В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации
УСТАНОВИЛ:
Акимова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>А-1. В обоснование своих требований указала, что Акимова А. АлексА.на (далее по тексту Истец), а также члены ее семьи, проживают и зарегистрированы в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> (далее по тексту Квартира).
Данная квартира в 1988 году была предоставлена со статусом служебная отцу истца как слесарю-сантехнику ЖЭУ на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> №-р.
Отец истца проработал в ЖЭУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т. Е. свыше 10 лет, что подтверждено прилагаемой трудовой книжкой.
Квартира предоставлялась Акимову А. Ф. на состав семьи 4 человека, в том числе: Акимовой Л. В. (жена), Акимовой О. А. (дочь) и Акимовой А. АлексА.не (дочь).
Наниматель и его жена зарегистрированы в Квартире с ДД.ММ.ГГГГ, остальные члены семьи были зарегистрированы позднее, включая двух несовершеннолетних внучек Акимова А. Ф.: Акимовых Яну и К., ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения соответственно.
На сегодняшний день в Квартире зарегистрированы и постоянно проживают все вышеперечисленные лица, за исключением Акимова А. Ф., снятого с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью.
Таким образом, в силу изложенного выше, семья истца уже как минимум дважды имеет право на снятие статуса служебного помещения с Квартиры и имеет право на ее приватизацию.
Семья истца в силу норм Федерального законодательства проживает в Квартире на условиях договора социального найма, к отношениям по пользованию Квартирой применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, и таким образом истец и члены семьи, в том числе, приобрели право на бесплатную передачу квартиры в собственность в порядке приватизации в соответствии с Законом РФ л ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом городского округа Самара отказал в исключении Квартиры из состава муниципального специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма.
Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Впоследствии суду был подан уточненный иск от Акимовой А. АлексА.ны, Акимовой Л. В., Акимовой О. А., Акимовой Я. А. и АК.й К. А. о признании за ними по 1/5 доли за каждой на жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>А, <адрес>, в порядке приватизации на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Представитель истцов Преснякова Т.О. в судебном заседании уточенные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Бесперстов Е.В. иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на статус спорного жилого помещения – служебное жилое помещение.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 1 ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В силу частей 2, 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 (далее по тексту- Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
В силу ст. 7 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее по тексту - Правила).
Пункт 3 Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.
Согласно пункту 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Пункт 12 Правил устанавливает, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами.
Как следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес>А-1 в 1988 году была предоставлена со статусом служебная Акимову А. Ф. как слесарю-сантехнику ЖЭУ на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> №-р.
Судом установлено, что Акимова А. АлексА.на является дочерью Акимова А. Ф..
Отец истца проработал в ЖЭУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. свыше 10 лет, что подтверждается трудовой книжкой.
Квартира предоставлялась Акимову А. Ф. на состав семьи 4 человека, в том числе: Акимовой Л. В. (жена), Акимовой О. А. (дочь) и Акимовой А. АлексА.не (дочь).
Наниматель и его жена зарегистрированы в Квартире с ДД.ММ.ГГГГ, остальные члены семьи были зарегистрированы позднее, включая двух несовершеннолетних внучек Акимова А. Ф.: Акимовых Яну и К., ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года рождения соответственно.
На момент рассмотрения дела по спорному адресу зарегистрированы и постоянно проживают все вышеперечисленные лица, за исключением Акимова А. Ф., снятого с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью, которые участия в приватизации не принимали, о чем свидетельствуют уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, справкой №.
В соответствии с ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны были проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В соответствии с данной нормой жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов, при этом независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение, если не имеется обременений прав на это имущество.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости. Тогда как таких доказательств ответчиком не представлено.
Суду не представлено доказательств того, что здание имеет статус специализированного жилого фонда и относится к категории общежития либо фактически сохранен статус общежития после передачи в муниципальную собственность.
Из выписки реестра следует, что спорное жилое помещение находится в собственности г.о.Самара.
Судом установлено, что истица Акимова А.А. обратилась с заявлением в Департамент управления имуществом городского округа Самара по вопросу государственной регистрации права собственности на квартиру по адресу: <адрес>А, <адрес>.
Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом городского округа Самара отказал в исключении Квартиры из состава муниципального специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма.
Исходя из положений ст.7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что при передаче в муниципальную собственность жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, представленных по договорам социального найма.
Отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
Спорная квартира предоставлялась Акимову А. Ф.., как служебное жилое помещение, по месту работы на время трудовых отношений. Истцы постоянно проживают в спорном жилом помещении, другого жилья не имеют, право на приватизацию не использовали, регулярно оплачивают квартплату и коммунальные услуги, какие-либо трудовые отношения истцы с организацией, предоставившей жилое помещение, не имеют, заявлений о выселении из спорной квартиры, не имеется.
Истцы вселены в спорное жилое помещение на законных основаниях до ДД.ММ.ГГГГ После вступления в силу ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» помещение утратило статус общежитий в силу закона, поскольку данным законом меняются основания пользования этими помещениями и на отношения истца по пользованию жилым помещением распространяются условия о договоре социального найма.
Разрешая исковые требования по существу, суд приходит к выводам о признании права общей долевой собственности Акимовой А. АлексА.ны, Акимовой Л. В., Акимовой О. А., Акимовой Я. А. и АК.й К. А. по 1/5 доли за каждой на жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>А, <адрес>, в порядке приватизации на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также учитывая, что в настоящее время жилое помещение по адресу: <адрес>А, <адрес>, истцы занимают на законных основаниях, Акимов А.Ф. отработал на предприятии более 10 лет, ранее истцы не участвовали в приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Акимовой А. АлексА.ны, АК.й К. А., Акимовой Я. А., Акимовой О. А., Акимовой Л. В. о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать право общей долевой собственности Акимовой А. АлексА.ны, Акимовой Л. В., Акимовой О. А., Акимовой Я. А. и АК.й К. А. по 1/5 доли за каждой на жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>А, <адрес>, в порядке приватизации на основании Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.В. Топтунова